Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классе для летнего лагеря

Интеллектуальная игра «Цветочная радуга: радуга цвета»

Автор: Преснякова Ольга Валентиновна; учитель биологии МБОУ «Беломестненская СОШ» Новооскольский район Белгородская область.

Описание работы: данная разработка будет полезна учителям биологии при проведении предметной недели, а так же может быть использована воспитателем в летнем лагере в качестве развивающей игры. Материал ориентирован на учащихся 6-7 класса. Для проведения мероприятия из учащихся выбираются ведущие (богини Флора и Фреда), которые ведут игру, и две команды (рекомендуемое количество участников 5-6). Участники команды придумывают названия, эмблему и краткое сообщение о командном цветке в качестве домашнего задания. В ходе игры учащиеся выполняют задания. Примерное время игры 45-60 минут. В игре интегрированы области: музыка, ИЗО, технология, география, история, физика, литература.

Оборудование: бланк ответов, шарфы, живые цветы, бумага двусторонняя для создания цветка тюльпана (в технике оригами). На доске готовится две лужайки (это могут быть деревья и трава, а цветы учащиеся команд крепят к лужайке за правильный ответ).

Учитель: Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (радуга)

Ребята, а вы видели радугу? Когда её можно наблюдать? Какие цвета образуют радугу? А на земле вы встречали радугу?

Среди цветов можно встретить все оттенки радуги. Сегодня мы с вами и поговорим о радуге цвета, о легендах о цветах. А знаете ли вы как появились цветы? В народе вот что рассказывают:

Флора: В скандинавских странах рассказывают, что когда-то отправились  Солнце вместе с Радугой (богиней Иридой) украшать землюю. Много цветов у радуги. Бросит она жёлтый цвет на землю-расцветают лютики и одуванчики, бросит красный – стают розы, маки, тюльпаны, бросит синий – земля покрывается васильками, колокольчиками и подснежниками. Щедро раскидывала цвета Радуга, всю землю покрыла цветами. Вот дошли они до северных земель. Скудная там природы, неразноцветная, вот бы её раскрасить, да цветок у Радуги уж не осталось. Как же так, огорчилось Солнце. Такая бедная Земля – а мы ей даже цветочка не дадим. У меня ещё довольно много лилового, неуверенно сказала Радуга. Давай хоть лиловыми раскрасим, хоть некоторые считают, сто лиловый это цвет смерти. Ну и пусть считают, решительно сказало Солнце, цвет как цвет и смерть тут не причём. Сыпь лиловых цветов. Да не по одному, а целыми кустами, да погуще. И покрыла радуга Скандинавию целым океаном душистой……

(командам предлагается определить о каком растении идёт речь. Выслушивается предположение каждой команды, а потом называется правильный ответ. Если команда ответила правильно, лужайка украшается искусственным цветком. По количеству набранных цветов на лужайке определяется победитель)

СИРЕНИ

Кто не знает сирени? Кто не держал в руках её благоухающих букетов? Радостное восхищение вызывают её белые и лиловые цветы. Именно этой красоте посвятил художник Михаил Врубель одну из лучших своих работ. Сирени посвящали стихи поэты, а композиторы писали песни. Сергей Рахманинов написал свой знаменитый романс «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой.

Поутру на заре, по росистой траве

Я пойду свежим утром  дышать

И в душистую тень, где тесниться сирень

Я пойду своё счастье искать

В жизни счастье одно мне найти суждено

И то счастье в сирени живёт

На зелёных ветвях, на душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт

После первого исполнения романса у композитора появилась поклонница. Оставаясь много лет неизвестной она приветствовала выступления Рахманинова букетом белой сирени, независимо от времени года .

1-й конкурс. Решите ребус. Ребята, вам предстоит отгадать названия растений, зашифрованные в ребусах. Будьте внимательны. Удачи вам!

(мак, роза, гвоздика, астра, гладиолус) Ребусы можно взять любые о цветах.

Фреда: Темно и жутко было на Земле. Холод царил в мире, тьма объяла землю. Люди дрожали от холода и страха – ведь в ночи скрывались ужасные звери. Иногда вырывались из темноты и нападали на людей. Жалкие копья и палки древних людей не могли отогнать хищников. Пожалел людей титан Прометей. Похитил он с Олимпа божественный огонь и отдал людям. Теперь могли они греться у огня, жарить мясо, отгонять хищников. Но ещё полезнее был тот огонь, который поселился в людских душах -  огонь познания. Прометей научил людей изготовлять горшки из глины, плавить металл, делать оружие и орудие для работы. Научил придумывать новое и желать невозможного. Радовались люди, радовалась земля – и вспыхнула над землей радуга – Ирида. Весь день и всю ночь горела и переливалась радуга. А утром рассыпалась на множество осколков. Каждый осколочек стал радужным цветком. Зевс разгневался на Прометея за то, что отдал людям небесный огонь, предназначенный только для богов. Приковал Прометея к скале, наслал волшебного орла клевать ему печень. Но огонь подаренный людям остался. Огонь знаний и творчества тоже остался в душах людей. Цветы тоже остались на земле. Не зря страдал Прометей. Цветок – осколок радуги противоречивый. В Египте он считался символом красноречия, а в Аравии символом молчания. Более логична символика японцев. Этот цветок у них символ мужества. Один и тот же иероглиф означает и название этого цветка и воинственный дух, потому что листья цветка похожи на мечи. Считаются, что они пробуждают в мужчинах храбрость. Каждый год в Японии устраивается весенний праздник созерцания этих цветов. Назовите его!

Ирисы

2-й конкурс. Составь названия растений по слогам. Ребята, вам предстоит составить названия  3-х растений, о которых вам расскажет Флора,  с помощью слогов. Слушайте внимательно, переставляйте слоги чтобы получить название растения (учащимся предоставляются разрезанные слоги: при-му-ла, ка-лен-ду-ла, лю-тик, гвоз-ди-ка) Ведущий обращает внимание, что собрать нужно только три названия растения.

Флора: Много веков Святой Пётр носил на поясе связку золотых ключей от ворот ведущих в царствие небесное, потому что не дело это, чтобы пробрались туда грешники, которым прямая дорога в ад. Строг святой Пётр, но справедлив: что заслужил, то и получи. И вот однажды ему сказали, что кто-то подделал его ключи, чтобы незаконно проникнуть в рай. Разволновался Святой Пётр, руки его задрожали и выронил он связку ключей из своих рук. Полетели золотые ключи вниз, о звёзды стукаясь, о молнии брякая, пушистые облака насковозь пробивая. Долетели до Земли и силой в неё впечатались. Послал Святой Пётр ангела за упавшими ключами. Ангел спустился, поднял золотые ключи, отнёс их хозяину. Успокоился Святой Пётр, прицепил ключи обратно на пояс. Но на Земле остались отпечатки золотых ключей. Проросли они жёлтыми цветочками, похожими на связку ключиков. Именно они отрывают двери весне. Что это за растение?

Примула

Флора Кто из нас не знает этот оранжевый или жёлтый цветок?  Семена его, изогнутые лунками, напоминают остриженные ногти. Особенно много разводили этих растений в 15 веке во Франции. Они  были любимыми цветами королевы Наварской – Маргариты Ванца. В Париже, в Люксембургском саду до сих пор стоит её статуя с цветком этого растения в руках. Это растение цветёт долго из месяца в месяц. Обладает лекарственными свойствами. Сейчас мы недооцениваем простую красоту этого цветка. Особенно красивы они в массе на длинной узкой рабатке по зелёному бархату газона.

Календула

Флора: Растение это с виду совсем безобидное, а на самом деле ядовитое, злое, лютое. Поэтому в народе и зовут его так. А учёные называют его «ранункулюс», что в переводе на русский язык означает «лягушечка». Только совсем он на лягушечку не похож. Цветки у растения жёлтые, лепестки снаружи матовые, а внутри блестящие, так и сверкают на солнце. Бывает выйдешь летом на лужайку, на берег пруда или ручья и хоть глаза зажмуривай: вся земля покрыта ярко-жёлтым атласным ковром. Но за что же это растение назвали «лягушечкой»? Наверное, за то, что больше всего их растёт в сырых местах, возле болот и речек. А где сыро - там и лягушки. Вот и весь секрет.

Лютик

Ребята, давайте проверим какие растения вы составили.

Фреда Древние римляне рассказывали, как однажды Юнона сказала: все любят Флору, а меня только побаиваются! Напустила Юнона на цветы гусениц, но по мгновению руки Флора превратила их в красивых бабочек, и запорхали они над цветами. Затем наслала Юнона сильный ветер, чтобы оборвать лепестки у цветов, но Флора превратила его в лёгкий ветерок, помогающий опылять растения. В третий раз Юнона наслала это растение. Народные названия у него разные: стрекалка, жгучка, жигалка. Название его происходит от существительного, обозначающего в переводе «пятнышко», так как кожа покроется красными крапинками от соприкосновения с ним. Вообще то полезное это растение: и суп из неё варили, и верёвки да канаты делали, и ткани ткали, и суставы лечили, и нечистую силу отгоняли ведьмы да кикиморы её тоже боялись). Но в сказках это растение всё равно злое, несмотря на её пользу людям. Узнали его?

Крапива

3-й конкурс. Слепой знаток. Ребята, крапиву знают даже слепые, а вот сумеете ли вы определить название растения, если вы его не увидите? Это мы сейчас проверим. Для этого нам нужны по одному добровольцу от команды. Ваша цель определить название растения используя обоняние и осязание (за каждый правильный ответ лужайка украшается цветками)

Флора: Ацтеки поклонялись этому цветку, делали изображения этого цветка из солнечного металла. Когда испанские конкистадоры впервые увидели поля этого растения, они бросились разгребать под ними землю. Одержимые страстью найти золото они подумали, что цветы могли вырасти из золотых самородков. Увы, не было под цветами золота. Тем не менее около 1510 года этот цветок вместе с помидорами, табаком и прочими диковинами попал в Европу под названием «Перуанская хризантема». Сажали его на клумбах. В Россию он попал по личному приказу Петра 1, но крестьяне долго никчему не могли приспособить его. Разве что для забавы. Но в 1829 году крепостной крестьянин графа Шереметьева Данила Семёнович Бокарев догадался, как можно использовать это растение. Как оно называется? Для чего его используют в настоящее время?

Подсолнечник

Герб Алексеевского района — официальный символ Алексеевки и Алексеевского района. Принят главой местного самоуправления 30.10.95 г., утвержден районным советом 8.08.96 г. Автором герба Алексеевки является художник и архитектор В. Н. Ковалёв.

4-й конкурс: очумелые ручки. Цветы своими руками.  Из команды выбирается по одному участнику, которому за время звучания музыкального фрагмента необходимо собрать цветок тюльпана ( технике оригами).

Фреда В Италии некогда сочинили сказку, как Флора, богиня цветов, должна  была куда-то отправиться по делам, и собрала собрание всех цветов, чтобы они выбрали её заместительницу. Цветы, конечно решили выбрать розу, вот только в день выборов роза немного задержалась и глупый цветок решил, что теперь выберут его. Он похож на розу, но больше, ярче, эффективнее её, даже когда замешкавшаяся роза пришла, он не сомневался в победе. Он раздулся от важности и гордо поглядывал на всех. А когда выбрали всё-таки розу, он громко возмущался и протестовал. Флора рассердилась. Глупый, толстый цветок, оставайся таким же надувшимся и самодовольным. Пусть ни одна бабочка не сядет на тебя, ни одна пчела не возмёт  с тебя мёд. Так этот цветок стал символом пустоты и чванства, но не навсегда. Сегодня это один из любимых цветов у садоводов, и вопреки предсказанию Флоры бабочки с пчёлами не обижают этот цветок своим невниманием. Только девушки не прикалывают эти цветы к платью, очень уж велики головки этих цветов. Назовите его.

Пион.

5-й конкурс: волшебная роза. Учащимся раздаётся лист на котором нарисована роза. Если у названия царицы цветов заменить первую букву на другую, то образуется новое слово: например роза – поза. Если у розы заменить вторую, третью или четвёртую буквы можно найти много новых слов. Найдите как можно больше новых слов – лепестков записав их на  лепестках цветка. Удачи! (например: РОЗА-ЛОЗА, РИЗА, ПОЗА, КОЗА,РОСА, РОЖА и т.д)

Флора: Про этот цветок рассказывают вот что: В 13 веке французский король Людовик 9 объявил 8 крестовый поход. Крестоносцы направлялись в Тунис. Осада Туниса затянулась, крестоносцев постигла беда – войско заболело чумой. Началась паника. Кто первый обратил внимание  на тёмно-красный цветок неизвестно, только король приказал поить заболевших отваром этого растения. Чума начала стихать, но самому королю ничего не помогло: он заболел и умер. Так бесславно закончился этот крестовый поход. Из Туниса во Францию крестоносцы привезли невиданный здесь цветок. Будто кровь разлилась по его лепесткам, будто волшебные духи окропили чашечку этого растения необыкновенным ароматом. По вкусу пришлась чужестранке французская земля, французы полюбили новый цветок. Позднее во Франции она стала символом борьбы и революции. Что это за растение?

Гвоздика

6-й конкурс. Страничка географии. Ребята, с помощью атласа по географии отгадайте названия географических объектов, в которых спрятались цветы: Астра – город в дельте реки Волга, Роза – столица Карелии  (Астрахань, Петрозаводск)

Фреда Однажды высокое небо сказало хлебным колосьям: Какие же вы неблагодарные! Я посылаю вам дождь  и тепло, лелею вас солнечными лучами,  а вы никогда не благодарите меня! Птицы поют в мою славу песни, деревья радуют меня шелестом листьев, цветы посылают мне чудесные ароматы. Все преподносят мне дары, и только от вас я не вижу благодарности.

Мы бы счастливы порадовать тебя, да не можем – оправдывались колосья. Мы бы рады вознестись к тебе с дарами, да не можем.

Хорошо – сказало справедливое небо. Если вы не можете вознестись ко мне, я само спущусь к вам. И осыпалось небо синими осколками прямо в заросли хлебных колосков. С тех пор в полях голубеют эти цветы.

Итальянская легенда рассказывает о том, что эти цветы обратились к небу: дай нам тоже хлебный колос, мы будем людям пользу приносить. А если это не возможно, отсели нас куда-нибудь, хоть на клумбы, чтобы мы хлебопашцам не мешали. Отказалось небо. Нет, не стану я этого делать. Не для этого вы растёте на ниве, чтобы насыщать человечество хлебом, а для того чтобы люди помнили: не хлебом единым сыт человек. И чтобы не забывали о небе, осколками которого вы являетесь. Назовите этот цветок.

Василёк

7-й конкурс. Ребятам предлагается собрать мозаику, на которой изображены цветы. Учащиеся должны назвать, какие цветы там изображены.

Флора: Рассказывают, что однажды колосья ржи зазнались. Пусть мы не такие красивые как розы, не так могучи как дубы, зато мы нужнее всех! Из нас пекут хлеб! Мы самые необходимые, самые лучшие, а про все остальные растения можно забыть, они и в подмётки нам не годятся. Услышала эти слова Флора. Ну погодите же, я вас проучу, подумала она. И стала рожь чахнуть. Всё меньше урожая, всё больше ругают рожь земледельцы. Нет уже её того почёта. Закручинились колосья, запечалились. Зря мы пожалуй зазнались. Теперь надо помочь вылечить истощённую многолетними посевами землю – сказала Флора, и засеяла поле этим растением. Один год отдыхало поле – только бесполезные жёлтые цветочки росли на нём. А на следующий год крестьяне опять засеяли рожью. И урожай был пуще прежнего. Вылечило растение землю, вернуло ей силы. Много этих растений встречается по берегу реки Дон, но ботаники считают, что название растение произошло от старо славянского слова дна, то есть «болезнь». Это растение так и называли «болезненная трава», то есть «трава от болезней», потому что лечили им разнообразные болезни.

Конкурс 7: Чтобы разгадать название растения, нужно двигаться по часовой стрелке от рисунка к рисунку. Из каждого слова берите только ту букву, на которую обозначает цифра. Учащимся представлены 6 цветущих растений на каждом из которых стоит номер, это та цифра, которая используется при образовании нового слова. Растения: подсолнечник (3), роза (2), пион(4), ландыш (3), фиалка (2), ромашка (6) - Донник

Подведение итогов игры, заключительное слово учителя. Команде победителя можно подарить семена однолетних растений.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Интеллектуальная игра по химии для 8 класса

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Виолета Амаяковна Аракелян # 8 января 2014 в 21:27 0
Очень интересная и познавательная игра. Полагаю ребята проведут время с большой пользой, узнав много нового о цветах. Спасибо.
Татьяна Александровна Артемьева # 27 января 2014 в 18:42 0
Очень интересная игра, можно использовать на занятии внеурочной деятельности. Огромное спасибо!
мария владимировна тихомирова # 10 апреля 2014 в 08:56 0
Интересное, познавательное мероприятие с довольно сложными заданиями.Думаю, детям будет интересно! Спасибо!
Ольга Егоровна Вышемирская # 2 мая 2014 в 20:20 0
Спасибо, обязательно возьму для работы.