Конкурсы

Формирование ЗОЖ у младших школьников. Из опыта работы

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

• Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.

• Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди»!

Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя образование в области здоровья, помните:

• если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе;

• если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;

• если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;

• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее - в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.

Важная задача, которую вы должны решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ваш ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Воспитание в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Осваивая программу «Основы здорового образа жизни», он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

Важно, чтобы в процессе работы по программе ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках - силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках - пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.

Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие российские семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Здоровьеформирующее воспитание основ взаимоотношений с природой исходит из современного понимания существования человека на Земле. Развитие человеческой цивилизации по индустриальному типу привело к глобальным экологическим изменениям. Человечество не может позволить себе развиваться в направлении все большего увеличения материального богатства. Необходимо, чтобы среди жизненных ориентиров человека преобладали духовные ценности.

Если ваша работа проходит успешно, ребенок должен освоить следующие вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья:

• знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

• уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

• понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

• знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

• уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

• знать основные правила рационального питания с учетом возраста;

• понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

• знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

• знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и уметь ими пользоваться;

• уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

• знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;

• знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;

• знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

• уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

• знать лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;

• знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

• знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;

• знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;

• знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

• быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;

• уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.

Эффективность решения оздоровительных задач здоровьеформирующего воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

Примерная программа «Основы здорового образа жизни»

Примерная программа «Основы здорового образа жизни» является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 3 до 17 лет и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, гак как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.

Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

• Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

• Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

• Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

• Содержание семьеведческого блоки дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

• Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Планирование занятий

Я в ответе за все на планете (1 класс)

1. Этический блок (8 часов).

Такой разный мир людей.

Я и мои поступки.

Жить для себя и жить для других.

Что такое воспитание себя.

Добро и зло в жизни людей.

2. Психологический блок (8 часов).

Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления.

3. Правовой блок (4 часа).

Что такое «насилие».

Что такое «жестокость».

Насильственное и ненасильственное решение проблем.

Анализ опасных ситуаций.

4. Семьеведческий блок (6 часов).

Папа, мама, я - дружная семья.

Ответственность в семье.

Как быть папой? Как быть мамой? (Особенности ролевых взаимоотношений в семье.)

5. Медико-гигиенический блок (8 часов).

Внутренняя кухня человека (пищеварительная и выделительная системы).

Как мы дышим?

Расти здоровым.

 

Красота спасет мир (2 класс)

1. Этический блок (6 часов).

Зачем я на этой земле.

Я часть природы.

Красота окружающего мира.

2. Психологический блок (8 часов).

Развитие познавательной сферы.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие навыков общения.

3. Правовой блок (4 часа).

Правила поведения.

Правила поведения и красоты.

Правила поведения и здоровье.

4. Семьеведческий блок (6 часов).

Чистота в доме и в школе.

Как делают уборку дома и в школе.

Как я делаю уборку дома и в школе.

«Мужские» и «женские» обязанности.

5. Медико-гигиенический блок (10 часов).

Мой организм - целая планета. Я хозяин своего здоровья. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

Дыхание, осанка и движение - ритмы суть жизни. Законы гармонизации и рассогласования по ритмам.

Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» (профилактика детского травматизма). «Как легче болеть и быстро выздоравливать?».

Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.

Нехотяй (не хочу, не могу, не буду). Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею).

Питание и здоровье. Что такое пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т. е. придает нам силу.

 

Во имя общего блага (3 класс)

1. Этический блок (6 часов).

Забота и ответственность.

Проявление заботы в окружающем мире.

Проявление заботы в моем городе, моей школе.

2. Психологический блок (10 часов).

Развитие познавательной сферы.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие навыков общения.

Развитие эмпатии в реальном общении ребенка.

3. Правовой блок (5 часов).

Правила безопасного поведения.

Ответственность за безопасное поведение.

Правила поведения в школе и на улице.

4. Семьеведческий блок (5 часов).

Что такое груд.

Труд в моей семье.

Что я больше всего люблю делать.

5. Медико-гигиенический блок (10 часов).

Вредные привычки.

Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.

Как можно создать здоровую среду вокруг себя?

Здоровая кожа, как этого добиться?

Полезные привычки, как их создать?

 

Святость жизни (4 класс)

1. Этический блок (8 часов).

Представление о смысле жизни.

Уникальность и неповторимость всех форм жизни.

Самоценность личности.

2. Психологический блок (8 часов).

Развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

3. Правовой блок (4 часа).

Манипуляции в общении.

Агрессия - формы проявления.

Что значит победить другого человека.

4. Семьеведческий блок (6 часов).

История создания праздников.

Семейные праздники в традициях народов.

Этапы проведения праздников.

5. Медико-гигиенический блок (10 часов).

Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья).

Связь дыхания и сознания.

Что значит быть и жить в настоящем времени.

Совет наоборот: «Я умею обижаться».

Мужественность. Женственность.

Для реализации задачи формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников необходимо выстроить систему работы с детским коллективом по формированию у ребят здоровьесберегающего мировоззрения. Стержневым аспектом такой работы может стать региональная программа «Основы здорового образа жизни». Реализация программы предусматривает организацию различных форм работы с детьми. Приоритетное значение в такой работе отдается специально организованным занятиям, которые могут проходить как в форме урочной, так и в форме досуговой деятельности детей.

Автор: М. А. Пaвлoвa

Рекомендуем посмотреть:

Час здоровья для младших школьников. Сценарии

Классный час «Здоровье - твое богатство», 2 класс

Урок здоровья в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Гигиена

В гостях у гигиены. Урок здоровья для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!