Упражнение «У меня друзей немало»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
У меня друзей немало, (Руками показывают большой круг.)
Но я всех нарисовала. (Рисуют в воздухе.)
Поля полет (имитируют движения),
Паша пашет (имитируют движения),
Варя варит (имитация помешивания в кастрюле),
Валик валит (имитируют движения),
Света светит (фонарики),
Соня спит, (Руки сложены ладонями, голова наклонена и положена на них.)
Катя катит («катит» снежный ком),
Тоня тонет (руки вверх),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню -
Подрисую что-нибудь! (Рисуют в воздухе.)
Упражнение «Счет»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Раз, два - булава, (вращают правой рукой сбоку)
Три, четыре - прицепили. (Указательными пальцами, согнутыми крючком, выполняют движение зацепа.)
Пять, шесть - всем присесть.
Семь, восемь - сено косим. (Взмах руки при косьбе.)
Девять, десять - сено весить. (Ладони рук, вниз, движение чаше весов.)
Раз, два - голова, (берутся за голову руками)
Три, четыре - шубу шили. (Имитация шитья иглой.)
Пять, шесть - кашу есть, (имитация работы ложкой)
Семь, восемь - ложки носим. (Имитация ноши.)
Девять, десять — тесто месим. (Имитация замешивания теста.)
Упражнение «Можешь считать»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
(Повторяют счет правой и левой рукой.)
Десять пальцев, пара рук - (Показывают ладони обеих рук с растопыренными пальцами.)
Вот твоё богатство, друг! (Жест, характеризующий, что это классно - кулачок, большой палец вверх; радостное выражение лица.)
Упражнение «Ветер»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Ветер дует нам в лицо. (Машут на себя руками.)
Закачалось деревцо. (Качаются из стороны в сторону.)
Ветер тише, тише, тише, (Дети приседают.)
Деревцо всё выше, выше. (Выпрямляются.)
Упражнение «Паровоз»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Загудел паровоз и вагончики повёз:
- Чу, чу, чу! Далеко я укачу!
(Становятся друг за другом, руки под углом 90°. У первого ученика руки сжаты в кулачки. Остальные обеими руками берут друг друга за локти. Это паровоз с вагонами.)
Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут (Бег на месте.)
А круглые колесики всё тук, да тук, да тук! (Быстрый шаг на месте.)
Упражнение «Солнечные зайчики»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации
Солнечные зайчики играют на стене,
(Ловят глазами воображаемых солнечных зайчиков.)
Поманю их пальчиком. (Манят зайчик пальчиком.)
Пусть бегут ко мне. (Бег на месте.)
Ну, лови, лови, скорей! (Ловят руками воображаемого зайчика.)
Вот, вот - левей, левей! (Влево тянут руки.)
Убежал на потолок, (Дети тянут руки вверх.)
Чтоб никто не уволок. (Указательным пальцем жест «ни- ни», покачивание головой справа налево.)
Упражнение повторить два-три раза.
Упражнение «Мороз»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Я мороза не боюсь, (Указывают на себя.)
С ним я крепко подружусь.
(Правой рукой пожимают левую руку.)
Подойдёт ко мне мороз, (Шагают на месте.)
Тронет руку (показ правой руки),
Тронет нос (показывают нос),
Значит, надо не зевать,
Прыгать (прыгают), бегать (бег на месте)
и играть (имитируют игру в снежки).
Упражнение «Лошадка»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Вот помощники мои. (Показывают две руки ладонями от себя.)
Их, как хочешь, поверни. (Руки ставят на локти, вращают ими, растопырив пальцы.)
По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки.
(Постукивание по крышке парты кончиками пальцев.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок. (Подскоки на месте.)
Упражнение «Зайчики»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. (Показывают указательными пальчиками, прижатыми к голове, ушки, шевелят.) Стал от холода дрожать - (дрожат), надо зайке поскакать. (Прыгают на одной ноге, не другой, на обоих.)
Кто-то зайку напугал (голову прячут в плечи),
Зайка - прыг - и убежал (бег на месте).
Вот так зайчик, вот бегун, да какой еще скакун.
(Прыгают на одной ноге, не другой, на обоих.)
Любят зайцы танцевать - барыню хотят сплясать. (Пляшут.)
Упражнение «Любитель порядка»
(В. Лифшиц)
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания.
Настольная лампа,
Зелёный диван.
Сидит на диване (Приседают.)
Матюшин Иван.
Он пишет... (Имитация письма.)
Не будем, ребята мешать.
А только тихонько, (Подходят потихоньку на носочках.)
Заглянем в тетрадь. (Имитация подглядывания.)
В тетрадке написано
Все по порядку: (Указательным пальцем перечисляют.)
«В семь двадцать встаем,
Производим зарядку».
(Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кончики пальцев касаются друг друга. На «раз-два» движения рывком, на «три- четыре» — в разные стороны.)
«В семь тридцать,
Умывшись холодной водой, (Имитация умывания.)
Застелем постель (имитация приведения в порядок постели)
И займемся едой.
Готовим по плану похлебку.
(Имитация помешивания в кастрюле воображаемой ложкой.) Развесим белье на веревку. (Руки вверх, встряхивают белье, вешают.)
С мамой попрощаемся, (Прощальный жест.)
С друзьями повстречаемся (рукопожатие с соседом)
И в школу отправляемся. (Шаги на месте.)
Упражнение «Гости»
Цель: развитие мышц пальцев, активного внимания.
Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой. (Считают, загибая пальцы.)
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, - он считать ведь не умел.
- Кто был внимательным, тот сможет сказать, сколько всего гостей пришло к медведю?
- На сколько ломтиков нужно было разрезать медведю торт?
- Покажите жестами, движениями, походкой и т. п. всех гостей медведя.
Упражнение «Раскричались»
Цель: развитие активного внимания, воображения.
Что-то громко чересчур раскричались курицы:
Куд-куда, куд-куда. (Машут руками, произносят: куд-куда, куд-куда.)
Триста восемьдесят кур
Вдруг как развоюются! (Боксерские движения.)
Нам тогда куда, куда? (Машут руками, произносят: куд- куда, куд-куда.)
А на речке уток двести
Как закрякают все вместе. (Идут на месте вперевалочку, произносят: кря-кря-кря, кря-кря-кря.)
Упражнение для релаксации «Звуки природы»
Цель: развитие активного внимания, воображения.
Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения одной рукой, другой.)
Ярко светит звезда. (Глядя в небо, представляют светящуюся точку.)
Ветерок колышется. (Покачивание корпусом, руками.)
Как легко мне дышится. (Спокойное, размеренное дыхание.)
Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек.)
И лежу я на песочке. (Голова запрокинута назад, поглаживания по телу.)
Всюду розы аромат. (Держат воображаемую розу в руках и вдыхают ее запах, дышат глубоко и свободно.)
Как я этой жизни рад! (Улыбки, распростертые к небу руки.)
Упражнение-танец «Братья»
Цель: развитие пластики пальцев.
Есть у нас пятерка братьев. (Показывают правую ладонь, потом левую.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальцы поочередно на каждой руке.)
Дома все они без платьев. (Встряхивают пальцами, кистями.)
А на улице зато нужно каждому пальто. (Имитации надевания перчаток на пальцы.)
Упражнение «Ходи кругом»
Цель: развитие активного внимания, воображения.
Ходим кругом друг за другом.
(Идут друг за другом в правую сторону, затем в левую.)
Эй, ребята не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять.
Круг останавливается, водящий показывает разные движения: вращает руками, «стройное дерево», полет птиц и т. п.
Дети выполняют за ним движения.
Упражнение-игра «Сорока»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.
Один, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши.)
Мы решили поиграть.
К нам сорока прилетела (Взмахи руками.)
Одного крылом задела. (Дотрагиваются рукой до соседа.)
Можно, если позволяет помещение, провести с этими словами подвижную игру. Дети бегают до тех пор, пока ведущий не произнесет последнее предложение, сорока приступает к ловле добычи. До этого времени она спокойно прохаживалась или дремала. Игрок, которого сорока тронула, уходит в ее «дом». Совы меняются. Лучшей объявляется сова, у которой окажется больше всех пойманных. Дети каждый раз ведут их учет.
Упражнение-игра «Ходит бабка»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.
Один, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши.)
Пять, шесть, семь, восемь.
Ходит бабка с длинным носом. (Показывают длинный нос.)
А за нею дед, сколько ему лет? (Разводят руки в стороны, голова вобрана в плечи.)
Упражнение-танец «Я ищу тебя»
Цель: развитие согласованности движений, ритмичности, внимания.
Вот он - ты (показывают на партнера),
Вот он - я (указывают на себя).
Мы с тобой - друзья,
Тра-ля-ля-ля! (Кружатся парой.)
С каблука на каблук,
Шире круг, шире круг! (Кружатся парой.)
Упражнение «Светофор»
Цель: развитие активного внимания, наблюдательности, воображения.
Учитель держит в руках круги-сигналы, обозначающие светофорную регулировку движения. По ходу текста он их показывает, дети должны отреагировать условным движением.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно. (Стоят.)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь открыт. (Маршируют на месте.)
Желтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для движенья. (Хлопают в ладоши.)
Упражнение «Плетень»
Цель: развитие активного внимания, наблюдательности, воображения.
Раз, два, три, четыре, (Маршируют на месте.)
Выполнять должны приказ.
(Продолжают маршировать, рука отдает честь.)
Нет, конечно, в целом мире Дружбы крепче, чем у нас!
(Сцепляют руки с рядом стоящими детьми, двигают ими вперед-назад, поднимают вверх, так же сцепленными, водят плавно из стороны в сторону.)
Раз, два, три, четыре,
Выполнять должны приказ:
Разбежаться всем сейчас! (Дети разбегаются.)
Раз, два, три, четыре,
По местам все, как и были.
(Строятся в первоначальное положение.)
Упражнение повторяется два-три раза.
Упражнение-игра «Кудесник»
Цель: развитие активного внимания, наблюдательности, воображения.
Учитель. Я знаменитый кудесник. Могу угадать ваше прошлое и настоящее, предсказать будущее. Хотите убедиться - делайте то, что я вам покажу.
Дети. Очень хотим!
Учитель. Запоем сейчас мы петухом. (Изображают петуха, хлопают руками, как крыльями.)
Замяукаем бывалым котом. (Мяукают, ходят туда-сюда.)
Заблеем рогатым, бородатым козлом. (Изображают козла.)
По усмотрению учителя можно назвать еще несколько персонажей для изображения.
Учитель. Ваше прошлое: вы кукарекали, мяукали, блеяли, бегали, кричали. Ваше настоящее: вы сидите смирно и слушаете меня. Ваше будущее: закончили играть, приступаете предмет изучать. А потом разойдемся по домам. Правильно я угадала, ребята?
Дети. Да!
Упражнение-игра «Волшебник»
Цель: развитие чувства ритма.
Мой волчок на тонкой ножке с деревянной головой.
(Стоя, крутят пальцами предполагаемый волчок.)
Покружу его немножко, оказался он живой.
Пляшет он на тонкой ножке - вон, смотри танцор какой.
Он танцует и поет, пока в моей руке живет.
(Выполняют вращательные движения со звуком гудения: у- у-у-у-у; пританцовывают произвольно.)
И гудит как самолет, и бежит бегом,
И жужжит жуком: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Покружился мой волчок, завалился на бочок. (Приседают.)
Лег на лавку - и молчок. (Кладут голову на соединенные вместе ладони, закрывают глазки -уснули.)
Упражнение «Волшебник»
Цель: развитие чувства ритма, координации движений.
Разноцветный быстрый мячик (рисуют в воздухе круги руками.)
Без запинки скачет, скачет. (Имитация игры в мяч. Дети бьют его то одной, то другой рукой.)
Часто, часто, низко, низко. (Наклоняются ближе к полу.)
От земли к руке так близко. (Прыгают легко па обеих ногах.)
Скок и скок, скок и скок. («Играют» с мячиком поочередно то одной, то другой рукой.)
Не прыгнешь под потолок. (Поднимают руки вверх, указывая на потолок.)
Скок и скок, стук и стук. (Топают ногами.)
Не уйдешь от наших рук. (Подпрыгивают как можно выше несколько раз.)
Упражнение с прыгалкой «Вместе каждый шаг»
Цель: развитие чувства ритма.
Упражнение можно проводить с прыгалками или без них по представлению прыгалок в руках.
Дружно вместе каждый шаг, (ходьба на месте)
Держим прыгалки в руках. (Имитация движений с прыгалкой.)
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Стоп! (Прыгают через воображаемую прыгалку семь раз.)
Передохни чуть-чуть, дружок! (Дыхание спокойное, уравновешенное.)
Слушай шаг, прямей держись, за веревку не запнись.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Стоп! (Ходьба на месте.)
Походи еще чуток!
Скачет волк в лесу густом, (Прыгают через воображаемую прыгалку.)
Прыгнул заяц под кустом. (Прыжки.)
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Стоп! (Стоят ровно.)
(Два наклона, поворот.)
За плотиной у пруда (указывают рукой в сторону)
Скачет в мельнице вода, (Прыгают через воображаемую прыгалку.)
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Стоп! (Стоят.)
Счет начнем наоборот. (Считают от семи до одного вслух, перепрыгивая с одной ноги на другую.)
Вот и мы начнем опять через прыгалку скакать.
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Стоп! (Прыгают через воображаемую прыгалку семь раз.)
Будем мы теперь ходить - топ-топ!
Упражнение «Шишки»
Цель: развитие активного внимания, координации движений.
Бросил палку кверху Мишка. (Поднять вверх правую руку с воображаемой палкой.)
Падай в шапку с ели шишки. (Подставляет воображаемую шапку и ловит шишки.)
Шишка хлоп по голове - (хватаются за голову, будто от удара шишки)
Сразу шишек стало две. (Показывают на пальцах цифру 2.)
Упражнение «Звезды»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Скоро ты будешь взрослым.
Больше будешь (высоко поднимаем руки вверх)
И шире (руки разводим в разные стороны).
Звезды бывают тоже маленькие (рисуем в воздухе кружочки)
И большие (обеими руками показываем шар).
Те, что поближе (оборот вокруг себя с отведенными в стороны руками),
Маленькими (рисуем в воздухе кружочки маленькие).
Те, что подальше, дальними. (Показываем на высокое небо, тянем руки высоко вверх.)
Упражнение «Облачко»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.
Держит девочка в руке (с положения стоя наклоняются к полу — «срывают цветок», потом разгибаются).
Облачко на стебельке. (Держат воображаемое облачко руками, за которыми тянутся вверх.)
Стоит дунуть на него - (дуют на одуванчик),
И не будет ничего. (Разводят руками в стороны, качают головой.)
Упражнение «Ягодка»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.
Исходное положение: стоят, затем обе руки движутся вперед.
Вкус у ягоды хорош. (Большие пальцы обеих рук подняты кверху.)
Но сорви ее поди-ка: (имитация срывания ягод)
Куст в колючках, будто еж, - (осторожно раздвигают воображаемый куст)
Вот и назван - ежевика.
Упражнение «Столько раз»
Цель: развитие активного внимания, координации движений.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас. (Подтягиваются пять раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три. четыре, пять, хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире. (Разводят руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать. (Скачут пять раз.)
Упражнение «Столько раз»
Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.
(Имитация действий перечисляемых работ.)
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Упражнение «Четыре друга»
Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.
Сидят четыре друга - (показывают цифру на пальцах)
Четыре рыбака. (Имитация забрасывания удочки в реку.)
И неподвижны в речке
Четыре поплавка. (Застыли на месте в любой позе.
А рядом на пригорке сидит усатый кот. (Разглаживают от подбородка воображаемые длинные усы в обе стороны.)
Он тоже смотрит в речку. (Большие и указательные пальцы выполняют колечки, через которые, как в глазок, смотрят.)
Добычи вкусной ждет. (Гладят ладошами по животу.)
Упражнение «Раз, два»
Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.
Раз, два - вперед нагнуться!
Три, четыре - быстрее чуть-чуть.
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться.
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре –
Взмах руками, ноги шире!
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы хотим потанцевать.
(Под веселую плясовую мелодию по выбору учителя дети танцуют произвольно.)
Упражнение «Пять пальцев»
Цель: развитие мышц кистей рук, моторики пальцев, активного внимания, координации движений.
На моей руке пять пальцев. (Показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что-то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья!
(Показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно -
Ссориться совсем не нужно! (Хлопают в ладоши.)
Упражнение «Веселые стихи»
Цель: развитие согласованности, ритмичности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения.
К девяти без десяти
Надо в школу нам идти. (Шагают на месте.)
В девять слышится звонок. (Правой рукой имитируют движения звоночка.)
Начинается урок.
(Правую руку, согнутую в локте под прямым углом и упирающуюся па перпендикулярно поставленную левую руку, поднимают вперед, как на уроке просят слова.)
К девяти без десяти
Детям спать пора идти. (Кладут голову на ладони, лежащие одна на другой.)
А не ляжете в кровать -
Носом будете клевать.
(Имитация мимики и движений человека, засыпающего на ходу.)
Вот уж и вставать пора,
Просыпайся, детвора! (Потягиваются, зевают.)
Надо кран с водой включать, (пальчиками отворачивают кран)
Глазки чисто промывать. («Умывают» глазки, протирают.)
Физкультминутки для 2 класса в стихах
Упражнения для физкультминутки в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!