Конкурсы

Упражнения для физкультминутки в начальной школе

Физкультминутки для младших школьников

Упражнение «Подвижные пальцы»

Цель: развитие памяти, внимания, согласованности действий.

Вот помощники мои! (Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются.)

Их, как хочешь, поверни. (Поворачивают руки ладонями к себе и обратно.)

Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба на месте),

Не сидится им опять. (Вертят руками.)

На моей руке пять пальцев. (Показывают обе руки, пальцы растопырены, улыбаются.)

Пять отличнейших хватальцев. (Хватательные движения.)

Пять умельцев и держальцев. (Имитируют что-то держащее в руках.)

Чтоб строгать («работают» рубанком) и чтоб пилить («пилят»),

Чтобы брать (стараются что-то брать) и чтоб дарить («подают букет цветов»).

Их нетрудно сосчитать: раз, два, три, четыре, пять. (Считают правой рукой пальцы на левой руке, потом левой рукой - на правой.)

 

Упражнение «Тело нужно нам размять, чтобы снова сесть опять»

Цель: развитие пластики рук, умения напрягать и расслаблять мышцы тела, координации движений.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире, пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть, сказку можно вам прочесть.

 

Упражнение «Кисонька и котята»

Цель: развитие подвижности мышц плечевого пояса.

Музыкальное сопровождение - английская песенка «Кисонька» любые плавные медленные мелодии.

Исходное положение - стойка прямая, ноги врозь. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести и, отводя плечи назад, прогнуться — вдох. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный.

Идет кисонька из кухни. (Плавные шаги на месте, руки («лапки») полусогнуты, легкое движение ими перед грудью от себя и к себе.)

У ней глазоньки опухли. (Потирают глазки слегка кулачками.)

- О чем, кисонька, ты плачешь? (Покачивание головой в стороны с грустным выражением лица.)

- Повар пеночку слизал,

- Да на кисоньку сказал. (Грозит пальчиком одной руки, затем другой.)

 

Упражнение «Город мой»

(сл. С. Баруздина, муз. М. Магиденко)

Цель: развитие пластики рук, координации движений.

Я хочу на самолете полететь, полететь. (Руки в стороны, наклоны вправо-влево.)

И на город свой в полете посмотреть, посмотреть. (Изображают козырек над глазами, наклоняясь вперед, смотрят с высоты, медленно вращая головой справа налево.)

Полечу я выше тучи над землей, над землей. (Руки высоко вверх, наклоны «самолета» вправо, влево; руки в стороны.)

Он, наверное, большущий - город мой, город мой. (Руками образуют круг перед собой.)

 

Упражнение «Я Мороза не боюсь»

(сл. А. Рождественской, муз. П. Шульгина)

Цель: развитие пластики рук, координации движений, чувства ритма.

Я Мороза не боюсь. (Машут перед собой пальчиком правой руки.)

С ним я крепко подружусь. (Правой рукой пожимают кисть левой руки.)

Я оденусь и пойду и по снегу и по льду. (Ходьба на месте.)

Подойдет ко мне Мороз,

Тронет руки, тронет нос. (Шагая на месте, пальчиком касаются руки, носа, потирают щеки.)

Значит, надо не зевать:

Бегать, прыгать и играть. (Бег на месте, прыжки.)

 

Упражнение «Синица»

Цель: развитие пластики рук, координации движений, чувства ритма.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на левой ноге, затем на правой, на обеих ногах.)

Ей на месте не сидится. (Шаг влево, приставить на место, шаг вправо, приставить на место.)

Прыг-скок, прыг-скок! (Прыжки на левой ноге, затем на правой, на обеих ногах.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте, можно в сочетании с прыжками.)

 

Упражнение «Кузнечики»

Цель: развитие подвижности мышц плечевого пояса.

Выполнение движений по ходу текста.

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок! Прыг-скок!

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко!

 

Упражнение «Паровоз»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, согласованности и координации действий.

Учитель. Паровоз кричит.

Дети. Ду-ду! Я иду, иду, иду! (Ходьба на месте.)

Учитель. А колеса стучат, а колеса говорят.

Дети. Так-так-так! Так-так-так! (Движения вперед-назад.)

 

Упражнение «Потягушки»

Цель: развитие умения расслаблять мышцы.

Исходное положение - основная стойка, руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены.

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться.

Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить. Вернуться в исходное положение.

Упражнение повторить 3-5 раз.

 

Упражнение «Что делают часы?»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, согласованности и координации действий.

Говорят: часы стоят. (Стоят, опустив руки.)

Говорят: часы спешат. (Быстрый шаг на месте.)

Говорят: часы идут. (Умеренный шаг на месте.)

Но немножко отстают. (Замедляют движение шага.)

Мы смотрели с Мишкой вместе, (Рука под козырек, поворот головы направо, налево сопровождается взглядом.)

А часы висят на месте. (Руки вытягивают вперед ладонями вверх - показывают на часы.)

 

Упражнение-инсценировка «Вяз»

Цель: развитие чувства ритма, умения пользоваться жестами, мимикой.

Эх, раз! Эх, два! («Рубят» дрова.)

Колет старший брат дрова. (Показывают рукой на соседа.)

Почему ж один чурбак не развалится никак? (Удивление на лицах, течи поднимают вверх, руки разводят в стороны.)

В чурбаке топор увяз - (Совершают усилие, имитация движения вытягивания застрявшего в полене топора.)

Не расколешь вязкий вяз. («Вытирают» пот со лба; резкие движения то правой рукой, то левой - не получилось расколоть чурбан.)

 

Упражнение «Пальцы»

Цель: развитие слуховой памяти, моторики пальцев.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Показывают указательный палец, шевелят им.)

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

(По очереди шевелят, потом загибают все пальчики.)

 

Упражнение «Поднимает руки класс»

Цель: развитие слуховой памяти, координации движений.

Учитель. Поднимает руки класс.

Дети. Это раз! (Поднимают правую руку.)

Учитель. Повернулась голова.

Дети. Это два! (Поворот головы влево.)

Учитель. Руки вниз, вперед смотри.

Дети. Это три! (Руки опустили вниз, смотрят вперед.)

Учитель. Руки в стороны, пошире.

Дети. Развернули на «четыре». (Руки в стороны.)

Учитель. С силой их к плечам прижать.

Дети. Это пять!

Учитель. Всем ребятам тихо сесть.

Дети. Это шесть!

 

Игра-танец «Если нравится тебе»

Цель: развитие слуховой памяти, пластики пальцев, координации движений, ритмики.

Если нравится тебе, то делай так. (Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так. (Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два щелчка пальцами над головой.)

Слова повторяются еще три раза, а движения заменяются другими: 1) два хлопка ладошками; 2) два хлопка по коленкам; 3) два притопа ногами.

Если нравится тебе, то делай все. (Последовательно (подряд) повторяются все движения одно за другим: два щелчка пальцами над головой, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленкам, два притопа ногами; это повторяется дважды.)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай все! (Все движения вновь повторяются.)

Если нравится тебе, то ты скажи: хорошо! (Повторяется несколько раз.)

 

Упражнение «Шар»

Цель: развитие чувства ритма, умения пользоваться жестами, мимикой, тренировка координации движений.

Мы забрались в этот шар. (Руками изображают шар.)

На волнах качаемся. (Волнообразные движения поочередно левой и правой руками.)

Потихоньку, не спеша,

В море опускаемся. (Приседают, опускаясь медленно.)

Дело наше вот такое:

Изучаем дно морское. (Плавательные движения аквалангистов, постепенно опускаются к полу, поднимаются.)

 

Упражнение «Морковки»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений.

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа. (Пальцами считают рядом сидящих детей.)

В огороде зайцы сели. (Приседают.)

И по семь морковок съели. (Считают каждый свой пальчик до семи.)

На животики сытые (Поглаживают свои животики.)

Семь раз попрыгали. (Прыжки по-заячьи.)

Друг на дружку поглядели, (Вертят головой туда-сюда, смотрят друг на друга.)

За уроки снова сели.

 

Упражнение «В кузнице»

Цель: развитие чувства ритма, тренировка слуховой памяти.

В наковальню бьем. (Имитируют удары молотком по наковальне.)

Колокольчик куем.

Колокольчики звенят - динь-динь-динь! (Держат в руках воображаемые колокольчики и «звенят» ими.)

Молоточки гремят: тук-тук-тук! (Имитируют удары молотком по наковальне.)

Приударим разом вдруг - стук-стук-стук! (Топают одной ногой, выставленной вперед, затем меняют ногу.)

 

Упражнение «Шире круг»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений.

Эх, шире круг, рукавички с рук! (Одергивают руку, снимают воображаемую рукавичку.)

Моя правая нога захотела трепака! (Правой ногой топают.)

А ты, Ваня-пастушок,

Подыграй-ка мне в рожок! (Имитация игры в рожок.)

 

Игра-импровизация «Мы тоже можем так»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений, внимания, образного мышления, памяти.

Дети образуют круг и расходятся на ширину вытянутой руки. Ведущий читает стихотворение «Так» С. Михалкова. После слов «мы тоже можем так» дети за ведущим выполняют те движения, которые он им показывает.

Зимой и летом, круглый год,

Журчит в лесу родник.

В лесной сторожке здесь живет

Иван Кузьмич - лесник.

Стоит сосновый дом:

Крыльцо, балкон, чердак.

Как будто мы в лесу живем,

Мы поиграем так:

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

Кладут руки па пояс, нагибаются сначала в правую, затем в левую сторону.

Налево - раз, направо - раз!

Мы тоже можем так!

Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак.

Петух расправил два крыла.

Вытягивают с обеих сторон руки.

Мы тоже можем так!

Выполняют повороты.

В лесу пастух трубит в рожок –

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок –

Прыгают три раза по-заячьи.

Мы тоже можем так!

Приседают на корточки, руки поднимают к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг...

На двух ногах - увы и ах!

Мы тоже можем так! (Идут вперевалочку.)

Иван Кузьмич сказал: «Пора!

Заждался мой земляк.

Я выезжаю со двора...»

Мы тоже можем так!

Становятся парами. В каждой паре - один - кучер, другой - лошадь. Кучер запрягает лошадь, машет «кнутом» (взмах одной рукой над головой по кругу, другой держит «поводья»).

Дети бегут по кругу сначала в одну сторону, потом в другую рысью. Затем идут шагом.

Теперь пора и отдохнуть:

Устали как-никак.

Поесть, попить и снова в путь...

Мы тоже можем так.

Приседают, показывают, как наливают чай, нарезают бутерброды, пьют, едят и отправляются в обратный путь под веселую мелодию (или песенку).

 

Упражнение «Дровосек»

Цель: развитие пластики рук, умения попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук.

Соединенные пальцы рук подняты вверх над головой. Ноги прямые. Глубоким взмахом нужно разрубить пень воображаемым топором, затем выпрямиться.

Упражнение желательно выполнять под музыкальное сопровождение любой русской народной мелодии в среднем темпе с ярко подчеркнутой сильной долей такта.

 

Упражнение «Ромашка»

(М. Познанская)

Цель: развитие пластики рук, воображения.

На лугу у той дорожки (указывают левой рукой на воображаемую дорожку),

Что бежит к нам прямо в дом (правой рукой рисуют в воздухе дом),

Рос цветок на длинной ножке - (показывают «стебель» воображаемой ромашки сверху вниз пальцами обеих рук. Правая рука - вверху, левая - внизу),

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь. (Имитация движения срывания цветка.)

А пчела с цветка слетела (взмах руками)

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (Жужжат, гудят, распрямляют спинки, прячут руки за спины.)

 

Упражнение-импровизация «Дедушка»

Цель: развитие согласованности движений, памяти.

Дедушка Рох посеял горох. (Имитация посева. Разбрасывают «горох» правой рукой.)

Землю пахал (пашут сохой землю),

Тяжко вздыхал (вздыхают).

Всегда убирал (рвут «горох» двумя руками),

Пот утирал («утирают» пот со лба рукавом).

Когда молотил (ребром ладони правой руки молотят по левой руке),

По пальцу хватил (подпрыгивают на одной ноге, встряхивают кистями рук).

Зато когда ел, язык проглотил. (Мимикой показывают, что жуют; вытирают пот рукавом).

До того вкусно было! (Гладят животы.)

 

Упражнение «Наш Ваня»

Цель: развитие согласованности действий.

Встал наш Ваня на носок. (Ставят ногу на носок.)

А потом на пятку. (Ставят эту же ногу на пятку.)

Стал он русскую плясать. (Руки на пояс, носок, пяточка, три притопа.)

А потом вприсядку. (Руки на пояс, приседания.)

На горе стоит телега -

Слезы капают с дуги. (Правой рукой собирают воображаемые слезы и кладут их в левую руку.)

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги. (Надевают воображаемые сапоги.)

По деревне я шла (шагают на месте)

И Ванюшу видела (колечками пальцы прикладывают к глазам).

Под плетнем сидел и плакал -

Курица обидела. (Трут глаза кулачками.)

 

Упражнение «Всем!»

Цель: развитие слуховой памяти, ритмики.

Всем! Всем! Всем! (Руки рупором.)

Продаются хвосты (руки выставлены вперед и ладонями вверх. Раскланиваясь, предлагают товар)

Удивительной красоты (проводят руками плавные движения справа налево и обратно).

Прилетайте! (Взмах руками, движение ладонью к себе - зовут.)

Плывите! (Плавательные движения, ладонью к себе - зовут.)

Бегите! (Бег на месте, ладонью к себе - зовут.)

Выбирайте, какие хотите! (Руки в стороны, указывают на воображаемые предметы - жест, предлагающий товар.)

 

Упражнение-инсценировка «Ошибка»

(В. Семернин)

Цель: развитие слуховой памяти, координации движений.

Если б не было рогов у коров (указательными пальчиками показывают рога, произносят: му-у-у, му-у-у),

Если б не было ушей у мышей (показывают ушки, издают звуки писка: пи-пи-пи),

Если б не было хвостов у котов (показывают пушистые хвостики руками, произносят: мяу),

Гребешков у петушков (гладят себя по голове, произносят: ку-ка-ре-ку),

Пятачков у поросят (водят вокруг носа пальчиком, произносят: хрю-хрю-хрю),

Красных лапок у гусят (поглаживают ножки от колена к конечностям, произносят: га-га-га),

Легких крыльев у баранов (изображают полет, произносят: бе-е-е)

И усов у тараканов (имитируют поглаживание усов),

Если слушал ты внимательно,

Ты б поправил обязательно. (Дружно хлопают в ладоши, топают ножками; исправляют ошибку в тексте стихотворения.)

Рекомендуем посмотреть:

Физкультминутки для 2 класса в стихах

Физкультминутки в начальной школе по ФГОС

Физкультминутки для 1 класса в стихах короткие

Физкультминутки для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Нет комментариев. Ваш будет первым!