Цели: способствовать закреплению знаний учащихся о птицах; расширять кругозор детей; содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся; воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц; развитию коллективизма учащихся.
Оборудование: иллюстрации (фото) птиц: клест, иволга, гусь; эмблемы для команд; жетоны для награждения за правильные ответы в викторине; бумага для оригами; кроссворд с заданиями; фонограмма голосов птиц; 15 карточек с буквами (игра «Типография»); карточки с заданием к игре «Ну-ка, прочитай!»
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. А тему сегодняшней игры вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит - плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это ... (птица).
- Сегодня, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.
Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Когда-то очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий - крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии...
Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не ... гуси!
Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско.
Вот и говорят с тех пор: «Гуси спасли Рим».
За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им памятник.
Вот видите, такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.
- А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?
Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких - сейчас узнаете.
1) Рассказ о клесте.
1-й ученик.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом? (Клест.)
- Почему его так назвали?
2-й ученик. Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. (Показ иллюстрации.)
3-й ученик. Самая замечательная особенность внешнего вида клеста - его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту, но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».
4-й ученик. Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.
5-й ученик. За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птицами».
2) Рассказ об иволге.
1-й ученик. Имя птицы может зависеть и от ее характера.
Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос, будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого «музыканта»...
2-й ученик. Однако разглядеть его нелегко: этот «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже вовсю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.
3-й ученик. Но когда познакомишься с этим певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост - бархатно-черные. Это иволга. (Показ иллюстрации.)
4-й ученик. Слово «иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой».
5-й ученик. Иволга - одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.
Учитель. Спасибо нашим экспертам.
- Ну а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить находчивость, смекалку в нашей викторине.
Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их так:
1. «Журавлики»;
2. «Соловушки».
Выбор капитанов команд. Их представление.
- Поприветствуем команду «Журавлики»!
- Поприветствуем команду «Соловушки»!
- Итак, внимание, начинаем!
1. Конкурс капитанов команд.
- Капитанов команд прошу выйти сюда.
Учитель. Вам предстоит выполнить следующие задания:
1) Кто быстрее сложит из бумаги птицу. (Оригами.)
2) Произнести скороговорку (карточки):
Три свиристели еле-еле свистели на ели.
2. Игра «Петушки».
Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ноге (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу). Задача - вытолкнуть противника из круга.
3. Конкурс «Разгадай кроссворд».
Всей команде предстоит разгадать кроссворд «Птицы».
Кроссворд
По горизонтали:
5. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
7. Ходит он надутый,
Все грозит кому-то.
8. Клювом в дерево стучит,
Чтобы дерево лечить.
11. Кто мешок для рыбы
Под клювом носит?
12. На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
13. Кто птенцов своих не знает,
Другим птицам их сбывает?
14. Клином летят,
Жалобно кричат, (ед. ч.)
По вертикали:
1. Сама черна,
Манишка бела,
По лесу сплетни разносит.
2. Каркает каркуша,
Не любо - не слушай.
3. В детстве был утенком гадким,
А как вырос - стал царь-птицей.
Ну, о ком здесь говорится?
Кто герой моей загадки?
4. На голове желтый венчик –
Из яичка вылез...
6. «Бу-бу-бу!» - он бубнит.
В сказке он знаменит.
С ним хитрила лиса,
Обманул ее сам.
9. На часы не глядит,
А время знает.
Сам рано встает
И другим спать не дает.
10. Кто на болоте
Хвостом трещит?
Ответы:
По горизонтали:
5. Воробей.
7. Индюк.
8. Дятел.
11. Пеликан.
12. Скворец.
13. Кукушка.
14. Журавль.
По вертикали:
1. Сорока.
2. Ворона.
3. Лебедь.
4. Птенчик.
6. Тетерев.
9. Петух.
10. Бекас.
4. Конкурс «Домашнее задание».
- А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И. А. Крылова:
а) «Гуси»;
б) «Кукушка и Петух».
Команды инсценируют басни.
5. Конкурс «Угадай голос».
Звучат фонограммы голосов птиц, дети угадывают, что это за птица.
№ |
Фонограмма |
Подсказка-загадка |
1 |
Куриный |
Квохчет, квохчет, Детей зовет, Всех под крылья соберет. (Курица.) |
2 |
Гуси и утки |
Крылатый, горластый, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.)
Пестрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку Спотыкалочкой. (Утка.) |
3 |
Воробьи |
Под застройкою — жилье, В нем живет одно жулье. Птица-жулик, птица-вор, Нам нахлебник с давних пор. (Воробей.) |
4 |
Чайки |
Какая птица провожает моряков? (Чайка.) |
5 |
Индюки |
Натужится, напружится, Начнет болтать, По-чудному лопотать. Ходит он надутый, Все грозит кому-то. (Индюк.) |
6 |
Петухи |
Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух.) |
7 |
Голуби |
Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. (Голубь.) |
8 |
Соловьи |
Он серенький на вид, Но пеньем знаменит. (Соловей.) |
6. Игра «По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»
Команды зачитывают друг другу описание птиц, а соперники угадывают название птицы: клест, иволга, трясогузка.
7. Игра «Типография».
Каждая команда получает 15 карточек с буквами:
А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я
Каждому игроку дается по карточке. (Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков, например, капитаны, получают несколько карточек.)
Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель - команда, получившая большее количество очков.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаете? Это... (цапля).
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес ... (павлин).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать, дворец.
Прилетай скорей, ... (скворец)!
Ночь, как смоль, черным-черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает ... (сова).
8. Конкурс «Ну-ка, прочитай!».
Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?
(Зашифрованные названия птиц: павлин, зяблик, курица.)
9. Конкурс «Назови пословицу».
Команды должны назвать как можно больше пословиц и поговорок о птицах.
Пословицы:
1. Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
2. Журавль летает высоко да видит далеко.
3. Орел хоть и страшен, но остается птицей.
4. Не учи орла летать, а соловья - петь.
5. Ласточка день начинает, а соловей кончает.
6. Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.
7. Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.
8. Ворона за море летала, да вороной и вернулась.
9. Старый ворон не каркает впустую.
10. Здоровое дерево дятел не долбит.
11. Для птицы крылья не в тягость.
12. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
13. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
14. На чужой стороне и сокола зовут вороною.
15. Рада птица весне, а младенец — матери.
16. Красна птица перьем, а человек - уменьем.
17. Птица сильна крыльями, а человек — дружбою.
18. Вороне соколом не быть.
19. От худой курицы худые яйца.
III. Подведение итогов, подсчет жетонов.
Учитель. Вот и завершается наша викторина. Расскажите, что нового вы сегодня узнали?
Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.
IV. Награждение победителей.
Домашнее задание.
Найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также что означают названия других птиц (по выбору учащихся).
Автор: О. П. Нечаева
Летняя игра для учащихся начальной школы на тему: Лес
Игра эстафета любимых занятий для младших школьников
Конкурс загадок для начальных классов
Игра путешествие для начальной школы на тему «Зелёная аптека»
Нет комментариев. Ваш будет первым!