Игра про птиц для начальной школы, 3-4 класс

Сценарий познавательной игры для учащихся 3-4 классов «Эти удивительные птицы»

Цели: способствовать закреплению знаний учащихся о птицах; расширять кругозор детей; содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся; воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц; развитию коллективизма учащихся.

Оборудование: иллюстрации (фото) птиц: клест, иволга, гусь; эмблемы для команд; жетоны для награждения за правильные ответы в викторине; бумага для оригами; кроссворд с заданиями; фонограмма голосов птиц; 15 карточек с буквами (игра «Типография»); карточки с заданием к игре «Ну-ка, прочитай!»

Ход игры

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. А тему сегодняшней игры вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это ... (птица).

- Сегодня, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?

Когда-то очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий - крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии...

Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не ... гуси!

Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско.

Вот и говорят с тех пор: «Гуси спасли Рим».

За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им памятник.

Вот видите, такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

- А задумывались ли вы над тем, почему птиц называют именно так, а не иначе? Откуда взялись их названия?

Я представляю вам наших экспертов, которые и расскажут вам о некоторых птицах, каких - сейчас узнаете.

1) Рассказ о клесте.

1-й ученик.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

«Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом? (Клест.)

- Почему его так назвали?

2-й ученик. Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. (Показ иллюстрации.)

3-й ученик. Самая замечательная особенность внешнего вида клеста - его клюв, кончики которого перекрещиваются. Старинная легенда гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового венца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту, но это оказалось им не под силу, и кончики клювов птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «Христовыми птицами».

4-й ученик. Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши-клесты не боятся замерзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнездах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

5-й ученик. За то, что клюв у них крестообразный, что птенцы выводятся зимой, в народе их называют «святыми птицами».

2) Рассказ об иволге.

1-й ученик. Имя птицы может зависеть и от ее характера.

Бывает, услышишь в лесу чудесный птичий голос, будто кто-то на флейте играет. И вдруг с того же дерева, откуда доносилось мелодичное пение, понесутся такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. И так интересно посмотреть на этого «музыканта»...

2-й ученик. Однако разглядеть его нелегко: этот «музыкант» всегда прячется в густой листве. Даже с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже вовсю шумит листва, и улетает всегда раньше, пока листья не опали.

3-й ученик. Но когда познакомишься с этим певцом, то поймешь, почему ему нужна густая листва. Уж очень у него яркое и заметное оперение: желто-золотистые грудь, головка и спинка, а крылья и хвост - бархатно-черные. Это иволга. (Показ иллюстрации.)

4-й ученик. Слово «иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром иволгу зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой».

5-й ученик. Иволга - одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

Учитель. Спасибо нашим экспертам.

- Ну а сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями, проявить находчивость, смекалку в нашей викторине.

Для этого разделимся на 2 команды. Назовем их так:

1. «Журавлики»;

2. «Соловушки».

Выбор капитанов команд. Их представление.

- Поприветствуем команду «Журавлики»!

- Поприветствуем команду «Соловушки»!

- Итак, внимание, начинаем!

1. Конкурс капитанов команд.

- Капитанов команд прошу выйти сюда.

Учитель. Вам предстоит выполнить следующие задания:

1) Кто быстрее сложит из бумаги птицу. (Оригами.)

2) Произнести скороговорку (карточки):

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

2. Игра «Петушки».

Играющие (по 1 человеку от каждой команды) входят в круг диаметром 2 м и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной ноге (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу). Задача - вытолкнуть противника из круга.

3. Конкурс «Разгадай кроссворд».

Всей команде предстоит разгадать кроссворд «Птицы».

Кроссворд

По горизонтали:

5. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

 

7. Ходит он надутый,

Все грозит кому-то.

 

8. Клювом в дерево стучит,

Чтобы дерево лечить.

 

11. Кто мешок для рыбы

Под клювом носит?

 

12. На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

 

13. Кто птенцов своих не знает,

Другим птицам их сбывает?

 

14. Клином летят,

Жалобно кричат, (ед. ч.)

По вертикали:

1. Сама черна,

Манишка бела,

По лесу сплетни разносит.

 

2. Каркает каркуша,

Не любо - не слушай.

 

3. В детстве был утенком гадким,

А как вырос - стал царь-птицей.

Ну, о ком здесь говорится?

Кто герой моей загадки?

 

4. На голове желтый венчик –

Из яичка вылез...

 

6. «Бу-бу-бу!» - он бубнит.

В сказке он знаменит.

С ним хитрила лиса,

Обманул ее сам.

 

9. На часы не глядит,

А время знает.

Сам рано встает

И другим спать не дает.

 

10. Кто на болоте

Хвостом трещит?

Ответы:

По горизонтали:

5. Воробей.

7. Индюк.

8. Дятел.

11. Пеликан.

12. Скворец.

13. Кукушка.

14. Журавль.

По вертикали:

1. Сорока.

2. Ворона.

3. Лебедь.

4. Птенчик.

6. Тетерев.

9. Петух.

10. Бекас.

4. Конкурс «Домашнее задание».

- А сейчас мы вспомним ваше домашнее задание и попросим инсценировать басни И. А. Крылова:

а) «Гуси»;

б) «Кукушка и Петух».

Команды инсценируют басни.

5. Конкурс «Угадай голос».

Звучат фонограммы голосов птиц, дети угадывают, что это за птица.

№ 

п/п

Фонограмма

Подсказка-загадка

1

Куриный двор

Квохчет, квохчет,

Детей зовет,

Всех под крылья соберет. (Курица.)

2

Гуси и утки

Крылатый, горластый, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.)

 

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой. (Утка.)

3

Воробьи

Под застройкою — жилье,

В нем живет одно жулье.

Птица-жулик, птица-вор,

Нам нахлебник с давних пор. (Воробей.)

4

Чайки

Какая птица провожает моряков? (Чайка.)

5

Индюки

Натужится, напружится,

Начнет болтать,

По-чудному лопотать.

Ходит он надутый,

Все грозит кому-то. (Индюк.)

6

Петухи

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух.)

7

Голуби

Эту птицу называют птицей мира, почтовой птицей. (Голубь.)

8

Соловьи

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей.)

6. Игра «По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»

Команды зачитывают друг другу описание птиц, а соперники угадывают название птицы: клест, иволга, трясогузка.

7. Игра «Типография».

Каждая команда получает 15 карточек с буквами:

А  В  Г  Е  И  К  Л  Н  О  П  Р  С  Ц  Ч  Я

Каждому игроку дается по карточке. (Если количество карточек превышает количество игроков в команде, то несколько игроков, например, капитаны, получают несколько карточек.)

Ведущий читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Победитель - команда, получившая большее количество очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица... (грач).

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это... (цапля).

 

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес ... (павлин).

 

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать, дворец.

Прилетай скорей, ... (скворец)!

 

Ночь, как смоль, черным-черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает ... (сова).

8. Конкурс «Ну-ка, прочитай!».

Задание: здесь записаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Итак, кто быстрее?

(Зашифрованные названия птиц: павлин, зяблик, курица.)

9. Конкурс «Назови пословицу».

Команды должны назвать как можно больше пословиц и поговорок о птицах.

Пословицы:

1. Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

2. Журавль летает высоко да видит далеко.

3. Орел хоть и страшен, но остается птицей.

4. Не учи орла летать, а соловья - петь.

5. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

6. Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

7. Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.

8. Ворона за море летала, да вороной и вернулась.

9. Старый ворон не каркает впустую.

10. Здоровое дерево дятел не долбит.

11. Для птицы крылья не в тягость.

12. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

13. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

14. На чужой стороне и сокола зовут вороною.

15. Рада птица весне, а младенец — матери.

16. Красна птица перьем, а человек - уменьем.

17. Птица сильна крыльями, а человек — дружбою.

18. Вороне соколом не быть.

19. От худой курицы худые яйца.

III. Подведение итогов, подсчет жетонов.

Учитель. Вот и завершается наша викторина. Расскажите, что нового вы сегодня узнали?

Думаю, сколько бы очков ни набрала каждая команда, все равно победила дружба.

IV. Награждение победителей.

Домашнее задание.

Найти дома в различных источниках литературы сведения о том, каким еще птицам люди установили памятники, а также что означают названия других птиц (по выбору учащихся).

Автор: О. П. Нечаева

Рекомендуем посмотреть:

Игра эстафета любимых занятий для младших школьников

Конкурс загадок для начальных классов

Конкурс пословиц и поговорок в начальной школе

Игра путешествие для начальной школы на тему «Зелёная аптека»

Летняя игра для учащихся начальной школы на тему: Лес

Нет комментариев. Ваш будет первым!