Игра путешествие для начальной школы на тему «Зелёная аптека»

Игра «Путешествие в зелёную аптеку» для младших школьников

Это познавательное и трудовое коллективное творческое дело, знакомящее детей с лекарственными растениями в данной местности, а также с правилами сбора и хранения растений, обучающее умению находить и разумно использовать дары природы на благо людей.

Начинается путешествие со стартовой беседы, на которой учитель (вожатый, если оно проводится в лагере) обосновывает мотивы выбора данного дела и предлагает обсудить, какие «станции» взять для путешествия, где их устроить, что можно сделать на каждой станции, т. е. ее содержание. Дети выбирают станции, за которые будет отвечать каждая команда: Луг, Лесная полянка, Овраг, Берег реки (озера ), Болото, Сосновый бор, Лесная аптека.

Микроколлективы готовятся стать экскурсоводами на своих станциях. Для этого они изучают литературу по лекарственным растениям, делают рисунки, собирают гербарии, лекарственные растения (в лагере). Команды придумывают элементы костюмов, атрибуты (шапочки, значки), готовят сувениры гостям и пр.

Совет дела определяет график-маршрут путешествия (время и последовательность прохождения станций), составляет карту, делает для каждого микроколлектива маршрутные листы с указанием порядка посещения станций.

Само путешествие может длиться в течение одного-полутора часов (10—15 мин. на каждой станции) или занять 2—3 дня (по часу в день), если проводится на природе.

Начинается оно с рапорта о готовности к путешествию всех команд. Ведущие выдают командам маршрутные листы, и они направляются на станцию Луг. Ребят встречают хозяева станции. На столах разложены гербарии луговых растений, картинки с их изображениями. Экскурсия начинается со стихотворения Вс. Рождественского.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник,

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

— Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? До аптеки далеко. Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами — это всем известный подорожник. Сорвите лист, приложите к больному месту. Постепенно боль стихнет.

Подорожник расселяется там, где ходят люди, так как его семена осенью (а одно растение дает от 8 до 60 тысяч семян) вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его след белого. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

— А теперь посмотрите на это растение. Как оно правильно называется?

— Ромашка.

— Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашка. У ромашки сильно ветвистый стебель с мелкими, как ниточки, листочками. Цветочные корзинки у ромашки выпуклые, внутри пустые. Белые короткие лепестки отогнуты вниз. Найти ее нелегко, поэтому чаще заготавливают ромашку пахучую, похожую на ромашку аптечную, но без белых лепестков и с сильным запахом. Попав в аптеку по ошибке, она оказалась лекарственной и вполне заменила аптечную.

Интересна ее биография. Родина ее — Америка. Еще в начале прошлого века ее показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение последующих 40 лет она распространилась по всей России. Как это случилось? Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов — щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так, приехав к нам «зайцем» через границы и таможни, американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Вот и обменялись континенты растениями: от нас получила Америка подорожник, а мы — ромашку. Посмотрите на нее. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

А сейчас отгадайте загадки.

Растет зеленый кустик.

Дотронешься — укусит.

И. Демьянов

 

Эй, звоночки,

синий цвет,

с язычком,

а звону нет.

В. Фетисов

 

Зной в травинку подышал

и надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

шар пустил по свету пухом.

В. Фетисов

 

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

К. Чуковский

 

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Л. Ульяницкая

 

Весь в пыли, хоть сил немного,

у дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

неприметен он на вид.

В. Кузнецов

Отгадав загадки, дети отправляются на станцию Болото. Им показывают картину — заросшее мхом болото — и спрашивают:

— А знаете, как мох сфагнум спас раненых? В 1919 г., во время гражданской войны на севере страны, в госпитале оказалось много раненых, но не было ни йода, ни бинтов. На бинты рвали старое белье, но ваты достать было негде. А она нужна была при гнойных ранах.

Однажды врач госпиталя вышел расстроенный на улицу: ему невыносимо было жаль раненых, которым он ничем не мог помочь. Он оказался за околицей: здесь начиналось болото. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум. Он вспомнил, как под микроскопом рассматривал лист сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро санитары и сестры отправились за мхом. Собрали 300 кг, его хватило на всю зиму. Когда мох оттаял, его выжали и расстелили на простынях на полу. Через сутки он высох и был использован вместо ваты и йода, благодаря ему в ранах не развивались гнойные бактерии.

— Кто из вас знает что-нибудь об этом растении? (Показывают росянку)

— Я знаю. Когда на росянку садятся насекомые, они прилипают к ней, и она их съедает.

— Да, только не съедает, а растворяет. Так вот, росянка тоже, оказывается, лекарственное растение. Она применяется при простуде и кашле. Сок, выделяемый железками листа росянки, растворяет органические вещества, поэтому его употребляют при выведении бородавок, а в Вологодской области листьями росянки моют посуду.

Следующий маршрут — Лесная полянка. Чтобы получить туда пропуск, надо отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Конечно, это ландыши — самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из «его сердца» и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.

Другим не менее знаменитым растением леса можно назвать валериану. Помните, как Том Сойер напоил желтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки.

Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского вале- ре — быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Валериану, как и ландыш, надо охранять. Она, кстати, прекрасно растет на садовом участке.

— А почему в лесу так легко дышится?

— В нем чистый воздух.

— Как и чем он очищается?

— Деревьями. Я знаю, что сосны выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов.

— Эти вещества называются фитонцидами. А какие еще деревья выделяют фитонциды и очищают ими воздух? (Дети не могут ответить.)

— Посмотрите на ветку черемухи (в гербарии). Вспомните ее душистые цветы. Черемуха — очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черемухи или стакан ее отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков — при глазных болезнях, а настой листьев — при болезни легких.

А самое замечательное свойство черемухи — способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды. С ней проводили такие опыты: в стеклянную банку помещали измельченные листья черемухи и напускали в нее комнатных мух, комаров и слепней. В несколько секунд они погибали. Раздавленные почки черемухи убивают в сосуде крысу за 20 минут.

Кроме черемухи, фитонциды выделяют дуб, жасмин, черная смородина, борщевик, мята, береза. Вот почему в лесу такой чистый воздух и так легко дышится.

Последняя станция на маршруте — Лесная аптека.

Дети приносят лекарственные растения, показывают их всем, рассказывают о них, а «аптекари» советуют, как их сушить, как заготавливать, какие части лекарственных растений собирать и когда.

Рассказывают о знахарях — народных целителях, о том, как появились около 300 лет тому назад первые аптеки, а в них продавались лекарственные травы. В те времена лекарственные растения собирали травники. Они на все лето уходили или уезжали на лошади в леса, луга, горы, где собирали целебные растения.

Затем детям даются карточки, которые они заполняют (время сбора, название растения, часть растения, лечебные свойства).

Хорошо, если перед детьми выступят работники аптеки, которые примут лекарственные растения, собранные детьми, поблагодарят их за помощь, расскажут о лекарственных растениях. Лучшим сборщикам вручаются награды, подарки.

На сборе-огоньке микроколлективы обсуждают проведенное КТД.

Рекомендуем посмотреть:

Игра про птиц для начальной школы, 3-4 класс

Конкурс загадок для начальных классов

Летняя игра для учащихся начальной школы на тему: Лес

Конкурс пословиц и поговорок в начальной школе

Игра эстафета любимых занятий для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!