Конкурс — один из видов интеллектуального состязания. Задачи конкурса загадок: испытать сообразительность ребят; развивать способность к выдумке; учить работать с книгой, искать нужную информацию.
В конкурсе участвуют несколько команд. Они придумывают себе соответствующие названия, оформляют их в виде загадок, чтобы другие команды его отгадали, выбирают капитанов. После этого начинается поиск загадок. Всем дано задание — подобрать загадки для других команд и загадать их в словесной форме, в рисунке, в форме пантомимы, при помощи жестов и движений. Кроме того, каждая команда рисует предмет, о котором все будут сочинять загадки. Совет дела организует и координирует всю работу. Подключаются шефы, они подбирают загадки, составляют кроссворды, придумывают творческие задания.
Конкурс начинается с представления команд. Узнайте названия команд.
1. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
2. Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
3. Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (Буквы)
4. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)
Ведущий говорит:
— Внимание! Внимание! Начинаем I конкурс. Объявляется кольцовка загадок. Посмотрим, какая команда знает больше загадок. Я объявляю тему, вы вспоминаете и говорите загадки на эту тему. Если команда на счет 3 не вспомнит загадку, она выбывает. Побеждает команда, не вышедшая из игры. Итак, тема «Растения. Лес». Можно пользоваться записями, сделанными во время подготовки.
Команды одна за другой называют загадки о растениях. Постепенно они выбывают из игры. Наконец остается одна команда. Затем тема меняется. Можно сменить 3—4 темы. Побеждает команда, набравшая больше очков.
II конкурс — перекрестный поединок. Команды задают друг другу загадки: одну в словесной, обычной форме, другую — пантомимически. Другие команды должны назвать и загадку и отгадку. Всем особенно понравилась пантомима. Например, одна команда загадала загадку про арбуз так: к доске вышел мальчик в зеленой курточке, затем он ее снял, под ней оказалась красная рубашка с черными пятнышками (они вышиты черными нитками). В другой команде вышла девочка. В руках она держала ветки, которые дрожали. (Никто не пугает, а вся дрожит.) Эту загадку про осину пришлось объяснять тому, кто ее придумал. Самой легкой оказалась загадка про лук. На мальчике халат, на который прикреплены заплатки. Дети их снимают и плачут. Эта пантомима всех рассмешила. Одна из команд изображала загадку «Три братца пошли на реку купаться, двое купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли». Мальчики так вошли в роль, изображая купающиеся ведра, что чуть не столкнулись носами.
III конкурс — нарисовать отгадку. Командам дается бумага и цветные карандаши или фломастеры. Зачитываются загадки, нужно нарисовать отгадки. Побеждает команда, которая сделала это быстрее и лучше.
Загадки:
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Стоит толстуха — деревянное брюхо, железный поясок. (Бочка)
На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник)
IV конкурс — творческий. Командам предлагаются слова (или рисунки). Нужно сочинить загадку и загадать ее другой команде.
V конкурс — отгадать кроссворд. Всем командам даем одинаковый кроссворд, засекаем время. За три минуты надо его отгадать. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает его.
По горизонтали:
2. На сучках висят шары —
посинели от жары! (В. Фетисов)
4. Не вода, не суша — на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
6. В доме комната гуляет, никого не удивляет. (Г. Сатир)
7. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.
8. Белый камушек растаял,
на доске следы оставил. (Г. Сатир)
По вертикали:
1. Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб.
2. Один костер весь мир согревает.
3. Красный цвет, винный вкус, каменное сердце.
5. Сидит Пахом на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает.
6. В шубе летом, а зимой раздетый.
Ответ:
Итак, все конкурсы завершены. Судьи подводят итоги. Все поздравляют победителей. Если у детей возникает желание продолжить работу над загадками, можно сделать это на уроках чтения и внеклассного чтения. Можно дать задание самим попробовать составить кроссворд из слов и загадок. Такие кроссворды желательно время от времени помещать в классном уголке. Это могут делать «почемучки» (еженедельное поручение микроколлективам).
Игра путешествие для начальной школы на тему «Зелёная аптека»
Игра эстафета любимых занятий для младших школьников
Игра про птиц для начальной школы, 3-4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!