Цели: охарактеризовать обстановку в районе по месту жительства детей (возможные пожары, аварии, катастрофы); обучить действиям согласно обстановке при предупредительном сигнале «Внимание всем!».
Оборудование: плакат-разворот, выполняющий информативную функцию: информационный ряд - отдельные рисунки и соответствующий им текст; плакат с вопросами для игры- соревнования (по типу «крестики-нолики»); запись сирены и сигнала «Внимание всем!».
I. Организационный момент.
Учитель.
Сколько гибнет людей в огне
По своей и чужой вине.
Чтобы этого избежать,
Надо правила выполнять.
Будем учиться действиям при сигнале: «Внимание всем при пожаре!»
II. Конкурс знатоков пословиц и поговорок об огне.
Описание. Может проводиться как командное соревнование или игра-конкурс между индивидуальными участниками. Победителем признается та команда или тот учащийся, в ответах которых окажется наибольшее количество заготовленных пословиц и поговорок и их объяснений.
Учитель. Не раз мы с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок.
Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением? Прямо сейчас и проверим.
Примеры пословиц и поговорок для ответа:
• Правда в огне не горит и в воде не тонет.
• Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
• Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
• Дыма без огня не бывает.
• Там не загорится, где огня нет.
• И сырые дрова загораются.
• Упустишь огонь - не потушишь.
• «Лень, отвори дверь: сгоришь!» - «Хоть сгорю, да не отворю».
• Много дыму, да мало пылу.
• Солома с огнем не дружит.
• Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
• На воре шапка горит.
• Ожегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
• Легко чужими руками жар загребать.
• Из огня да в полымя.
• Голова без ума, что фонарь без огня.
• Вертится-коробится как береста на огне.
• Словно в огне сгорел.
• Горе что дым: глаза ест.
• Правда да кривда что огонь да вода.
• Кочерга, как черная гагара, в огонь помчала.
• Печь зимой как сундук с золотом.
• Огонь, точно красный кочет, в небо дыру точит.
• Из искры возгорится пламя.
Учитель. Вот как народные пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин.
III. Обсуждение характера поведения при получении сигнала «Внимание всем!».
Содержание плаката-разворота для обсуждения с учащимися выполняет информативную функцию. Используя информационный ряд (отдельные рисунки и соответствующий им текст), учитель обсуждает с детьми характер поведения при получении сигнала «Внимание всем!», предупреждающего о грозящей населению опасности. При этом учитель разбирает с учащимися особенности поведения в зависимости от того, в какой ситуации ученик услышал сигнал «Внимание всем!».
1. Объяснение учителя о порядке оповещения при чрезвычайной ситуации.
Учитель. Ребята, вам необходимо знать, что во всех городах и селах страны существует единый способ оповещения населения о действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, производственных аварий) - передача экстренного сообщения по всем существующим каналам связи. Это может быть проводное радиовещание (через квартирные и наружные громкоговорители), через местные радиовещательные станции и местное телевидение. Для привлечения внимания населения в экстренных (не требующих отлагательства) случаях перед передачей информации включаются сирены, а также другие сигнальные средства (гудки специальных транспортных средств - милицейских, пожарных, «скорой помощи»). Звучание сирен - это сигнал гражданской обороны «Внимание всем!».
(Включается запись сигнала «Внимание всем!».)
Услышав этот сигнал, нужно немедленно включить репродуктор радиотрансляционной сети, радиоприемник, телевизор и слушать сообщения местных органов власти. Все дальнейшие действия определяются их указаниями.
2. Обсуждение с учащимися информационного ряда.
• Не выключай радио, телевизор или громкоговоритель. Внимательно слушай все сообщения. Если в доме есть взрослые, которые не слышали их (например, они спят или чем-нибудь заняты), расскажи им. Выполняй - лучше вместе со взрослыми - то, что вам говорят.
• Закрой окна, форточки, двери и по возможности заткни щели. Закрой вентиляцию (отверстия в туалете, ванной и на кухне, печные трубы). Жди помощи или сообщения о том, что опасность миновала. Обычно такое объявление начинается словами: «Отбой!».
• Если ты услышал сигнал «Внимание всем!», когда был на улице, срочно иди домой.
• Не теряй времени! Собери необходимые вещи: документы, деньги, ценные вещи, запас воды и продуктов. Все вещи упакуй в полиэтиленовые мешки, пакеты из плотной бумаги или ткани, уложи их в сумки или рюкзаки.
• Если ты услышал сообщение о начале эвакуации с объяснением, куда идти (где место общего сбора), то перед выходом из дома надень верхнюю одежду и головной убор из плотной ткани. Лучше надеть сапоги. Нос и рот можно прикрыть марлевыми повязками (как при гриппе).
• Старайся без нужды не покидать помещения. Сделай запас питьевой воды в бутылки или канистры и закрой все краны.
3. Игра-соревнование «Как вести себя при сигнале: "Внимание всем!".
Описание. Контроль за усвоением приобретенных знаний и умением использовать их на практике осуществляется учителем с помощью коллективной игры-соревнования.
В игре командам учащихся предлагается ответить на вопросы и поставить крестик при правильном ответе, а нолик - при неверном ответе (по типу «крестики-нолики») в овалах.
Вопросы к игре-соревнованию:
1. Какими сигналами предупреждают об опасности чрезвычайной ситуации, крупной аварии на заводе или катастрофы?
|
2. Что нужно делать, услышав на улице сигнал сирены? |
3. Что нужно делать после сигнального сообщения «Внимание всем!»? |
4. Как защитить свой дом (квартиру) от проникновения дыма и газа извне? |
5. Как приготовиться к эвакуации? |
6. Что нужно не забыть взять с собой при эвакуации? |
7. Как защитить себя от дыма или ядовитого газа? |
8. Как нужно одеться для эвакуации? |
9. Какой должна быть марлевая повязка? |
IV. Итог занятия.
1.Обобщающая беседа.
Учитель. Мы рассмотрели сегодня порядок ваших действий по сигналу «Внимание всем!». Почему это важно?
- Как вы сможете определить, нужно ли покидать жилище при чрезвычайной ситуации или остаться дома?
- Какие простейшие (посильные) мероприятия для личной безопасности вы должны выполнить дома?
- В случае покидания жилища, что нужно сделать перед уходом?
- Куда вы будете следовать? Откуда узнаете об этом?
2. Подведение итогов игры-соревнования.
Автор: Г. П. Попова
Беседа по ОБЖ для учащихся начальной школы
Классный час «Пожарная безопасность в Новогодние праздники». Начальная школа
Игра «Поле чудес» по пожарной безопасности для детей начальной школы
Внеурочные занятия по пожарной безопасности в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!