Цели: закрепить с учащимися правила пожарной безопасности, электробезопасности и др. в быту, дома, при проведении новогоднего праздника и каникул; научить детей предвидеть и прогнозировать небезопасные ситуации.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, изображающие источники и причины опасности новогодних мероприятий; бенгальские огни, различные образцы пиротехнических игрушек, свечи; рисунки интерьера общей комнаты, кухни (городской, сельской).
I. Организационный момент.
Учитель.
Мы привыкли, что свет, тепло, вода
В квартирах наших есть всегда.
Но детям и взрослым должно быть ясно,
Что неправильно использовать эти удобства
небезопасно.
В играх тоже нужна осторожность,
Не допускайте в играх оплошность!
Будем учиться разумному поведению,
Чтоб праздничного не омрачить настроения.
II. Введение в тему.
На доске вывешены сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи, произошедшие в разное время при подготовке и праздновании Нового года, на столе разложены предметы, представляющие вероятную опасность для жизни и здоровья людей.
Учитель. В нашей стране растет число жертв от последствий ситуаций, которые часто создают сами пострадавшие в обычной жизни. Обычно это число гибнущих людей возрастает в дни праздников. Почему, как вы думаете? (Ответы учащихся.)
Все это происходит потому, что многие дети и взрослые не умеют правильно вести себя в разнообразных опасных ситуациях, в обычных житейских условиях.
Основной причиной несчастных случаев во время праздников является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Кто скажет, что такое опасная ситуация? (Ответы учащихся.)
Учитель дает определение: опасной ситуацией называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Предлагаю вам сегодня, перед тем как вы начнете готовиться к празднованию Нового года и отдыху в дни зимних каникул, рассмотреть или вспомнить, что может помешать беспечному, радостному моменту встречи с праздником, какие опасности могут омрачить радость, как их избежать.
Значит, мы должны предусмотреть все, что таит в себе опасность. А для чего?
Дети. Чтобы праздник был всем в радость.
III. Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок.
Учащиеся рассматривают сюжетные картинки, иллюстрирующие опасные ситуации.
Например, можно рассмотреть рисунки: ребенок обжег руку утюгом, спичками; получение ребенком электроожога от розетки; воспламенение занавески от бенгальского огня; мальчик зажигает спички и бросает в корзину с игрушками; свеча послужила источником возгорания елки; дети бросают камни в предмет, похожий на брошенный снаряд, бомбу, и т. д.
Учитель просит детей рассказать, описать ситуации на картинках. Чтобы не повторить ошибки героя того или иного сюжета, дети должны задуматься и ответить на вопросы учителя:
- Как должен был поступить мальчик в этой ситуации?
- По какой причине произошел несчастный случай?
- Что явилось результатом детских шалостей со спичками? С горящими предметами? С огнеопасными предметами и веществами? С взрывоопасными?
- Как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду, в которую попали дети?
Затем учитель обращает внимание детей на предметы, расположенные на демонстрационном столе (стенде), которые являются источниками опасности современного жилища, просит учеников объяснить, при каких условиях эти предметы грозят бедой (пиротехнические новогодние игрушки, хлопушки, свечи, бенгальские огни и др.).
Учитель. Давайте вместе с вами, ребята, мысленно обойдем и осмотрим ваши квартиры и дома, чтобы узнать и увидеть, какие предметы и вещи потенциально могут грозить пожарной опасностью, и научиться одними предметами правильно пользоваться, а к другим применить правило - никогда не прикасаться без разрешения и присутствия взрослых.
Вспоминая устройство и оборудование своего жилища, дети называют домашние предметы, вещества, которые, на их взгляд, могут вызвать пожар, боль, повреждение организма. С помощью учителя они систематизируют их, выделяют те, которые могут стать причиной пожара, вызвать ожог, отравление.
Учитель. Мы убедились, что большую опасность для здоровья и жизни детей представляют пожары - к сожалению, нередкие явления в нашей жизни. Они возникают по различным причинам, в том числе и в результате детских шалостей со спичками и другими горящими и огнеопасными предметами (незатушенные угли, шлак, пиротехнические новогодние игрушки, курение взрослых в неустановленных местах, разведение костров вблизи построек и т. д.).
Несчастные случаи происходят и при воздействии электрического тока, когда дети пытаются исследовать содержание электророзеток, втыкая в них гвозди, шпильки, проволоку. Причина поражения нередко кроется в оголенных проводах и неисправных электроприборах, которые иногда берутся исправлять сами ребята, порой не обладая достаточными знаниями и навыками техники безопасности.
Опасное место для детей - кухня. Здесь они Могут получить ожоги, отравления.
Ожоги дети получают чаще всего от горячей плиты, пламени конфорок, опрокидывания кастрюли с супом, чайника с кипятком, во время шалостей со спичками и другими легковоспламеняющимися веществами.
Нередки случаи различного рода отравлений и удушения детей, которые могут произойти из-за угарного газа от слишком рано закрытых печей, от непрогоревших углей, от неполного сгорания бытового газа.
Учитель приводит примеры несчастных случаев, произошедших за последнее время (месяц, неделю), которые были опубликованы в газетных рубриках «В номер срочно!», а также данных пожарной инспекции, государственной службы спасения. Он вскрывает причины и обсуждает с детьми пути предотвращения несчастного случая и способы защиты жизни и здоровья.
После обсуждения каждой ситуации делается вывод. Ребята сами подводят итоги, как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду.
В ходе беседы необходимо повторить правила поведения в собственной квартире (дома): соблюдение требований техники безопасности (детям нельзя (не разрешается) брать спички, пользоваться газовой плитой, нагревательными приборами).
IV. Самостоятельная работа.
Задание. Заполните таблицу «Пожароопасные предметы».
Предмет - |
Как применять предмет |
|
|
Указание к заполнению таблицы: в первой колонке учащиеся должны нарисовать потенциально пожароопасный объект (предмет), во второй колонке - написать требования к его безопасному применению или придумать и изобразить запрещающие и разрешающие знаки, соответствующие его использованию.
V. Игра-тест «Опасные игрушки».
Задание: впиши номер твоего варианта ответа на заданный вопрос (тестовая карта выдается каждому учащемуся).
Тестовая карта (выдается каждому учащемуся)
№ п/п |
А |
Б |
В |
Г |
|
Чем могут быть опасны новогодние игрушки? |
Как ты думаешь, почему говорят, что «стреляющие» игрушки опасны? |
Почему нельзя стрелять из рогаток, трубочек, пневматических пистолетов и ружей? |
Можно ли ставить «ловушки» и «капканы», «подножки» или толкаться во время игры? |
1 |
Они не опасны. |
Они не опасны! Мы часто с ними играем. |
Потому, что можно разбить стекло. |
Нельзя, в «ловушку» может попасть случайный прохожий. |
2 |
Некоторые из них могут загореться или взорваться, вызвать пожар или поранить. |
Они не опасны при правильном использовании. |
Если взрослые увидят, то будут ругать. |
Конечно, можно, это очень весело! Почему бы нет? |
3 |
Даже если некоторые из них загорятся, то я знаю, как с этим справиться. |
Если попадешь в кого-нибудь из старших, они поймают и накажут. |
Это опасно, потому что можно ранить человека или животное. |
Нет, такие игры очень опасны. |
4 |
Не опасны! Я играю с ними только при взрослых. |
Они не опасны, если не целиться в живое существо. |
Ничего страшного, лишь бы взрослые не видели. |
Нужно! Когда «враг» упадет, мы громко посмеемся над ним! |
5 |
|
|
|
|
Оцени свои знания.
В нижней графе таблицы поставь оценку, которую ты заработал за каждый ответ.
Оценки за ответы
№ |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
1 |
VI. Итог занятия.
Учитель (предлагает отгадать загадку).
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем...
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла!
Вопросы:
1. Чей это был дом? Из какой сказки?
2. Кто виновник этого несчастья?
3. О добре или о зле эта сказка?
4. Кто выручил хозяйку?
5. Какое нравоучение содержится в сказке?
Учитель.
Кто в розетку подключает
Телевизор, тостер, чайник,
И гирлянды, и огни –
Ну-ка, елочка, гори!!!
Сеть перегружать нельзя,
Не праздник будет, а беда.
Любим с другом пострелять
И петарды повзрывать,
Ребятишек попугать,
Больше огоньку поддать.
Утратили мальчики бдительность,
Проявили неосмотрительность,
Забыли, что игры с огнем и снарядами
Чреваты тяжелыми утратами.
Плачет вся моя семья,
В дом нежданно боль пришла –
Взрывом руку оторвало,
Года Нового не стало.
Сын в ожогах, ранах, шоке
Стонет в медицинском блоке.
Огонь - не шутка, детвора,
А коварство, боль, беда.
Кто на праздничной пирушке
Ловко так взорвал хлопушку?
Гости от испуга в шоке,
У ловкача рука в ожоге.
А кто елку наряжает,
На ней свечи зажигает,
И недоумевает кто потом:
«Почему сгорел мой дом?»
Чайник на плиту поставим,
А сами в денди поиграем,
Позабыл кто про включенный газ?
Такой поступок может жизни лишить вас.
На каникулах всегда
Телевизор включен у меня.
- Эй, молодчик, вдруг взорвется...
А в ответ он лишь смеется.
Смех хорош только тогда,
Когда не грозит опасность и беда.
Кто в троллейбусе сидел,
Брошенный пакет узрел?
Кто пакет этот не взял,
О нем водителю сказал?
Мог ведь террорист оставить,
Пассажиров к гибели подставить.
Так давайте же, друзья,
Помнить, можно что и что нельзя.
Чтобы праздник принес радость,
Игры, пляски, песни, сладость.
Внеурочные занятия по пожарной безопасности в начальной школе
Беседа по ОБЖ для учащихся начальной школы
Классный час «Причины возникновения пожаров», 2-3 класс
Игра «Поле чудес» по пожарной безопасности для детей начальной школы
Игра – соревнование по пожарной безопасности. Начальная школа
Нет комментариев. Ваш будет первым!