Конкурсы

Оценка достижений уровня знаний, умений и навыков во 2 классе

Уровень усвоения учащимися системой знаний, умений и навыков на конец 2 класса

1. Начальное общее образование

Общие положения

Начальное общее образование - первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

2. Русский язык. 2 класс

Обучающиеся должны знать:

• пары согласных по глухости/звонкости;

• названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);

• изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

• виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

Обучающиеся должны уметь:

(Умения, формируемые в процессе обучения)

1. Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?»

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? - в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

2. Языковые (фонетико-графические и грамматические).

• Проводить фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

• Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

• Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный вопрос: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.

• Подбирать родственные (однокорневые) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными (похожими) корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая - горе, горевать) от изменений одного и того же слова (река, речной - у реки, на реке).

• Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

• Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить - значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное и т. п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

• Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

• Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

3. Орфографические.

• Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).

• Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

• Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный, по глухости/звонкости (лезть, кость).

• Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости/звонкости согласных варианты букв.

• Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости/звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

• Пользоваться орфографическим словарем учебника.

• Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от  орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

• Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

3. Чтение. 2 класс

Навык чтения

1. Осмысленность чтения.

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

• выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

• пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

• отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

• определять эмоциональный характер текста;

• выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

• опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

• определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

• уметь прогнозировать содержание читаемого;

• осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

• формулировать тему небольшого текста;

• работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

• выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

• определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

• находить главную мысль, сформулированную в тексте;

• определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

2. Правильность чтения.

Плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

3. Скорость чтения.

К концу учебного года - 50-60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».

4. Выразительность чтения.

Обучающиеся должны уметь:

• повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

• соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;

• передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

• выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

• пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

5. Работа с текстом и книгой.

Школьники должны уметь:

• выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

• определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

• выявлять авторское отношение к персонажам;

• определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

• характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

• выделять эпизод из текста;

• озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

• восстанавливать деформированный картинный план;

• подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

• составлять картинный план;

• пересказывать с опорой на картинный план;

• последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

• составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

• заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

• правильно называть книгу (автор, заглавие);

• составлять представление о книге по обложке;

• прогнозировать тему, жанр, характер текста;

• ориентироваться в книге;

• работать с содержанием (оглавлением);

• ориентироваться в группе книг (5-6 книг).

6. Литературоведческая пропедевтика.

Обучающиеся должны:

• расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

• осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

• воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

• получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

7. Развитие творческих способностей.

Обучающиеся должны уметь:

• говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

• читать по ролям;

• инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

• графически иллюстрировать прочитанное;

• составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

• готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

4. Математика. 2 класс

Требования к математической подготовке

Первый уровень

Учащиеся второго класса должны

знать

уметь

Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах

Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Скла

20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами

дывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100

Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность)

Распознавать и чертить эти геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник

Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам

Структуру задачи (условие, вопрос)

Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы

Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8)

Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями.

Интерпретировать понятие «увеличить в...» на различных моделях (предметной, вербальной, схематической и символической)

Переместительное свойство умножения

Использовать это свойство при вычислениях и для сравнения выражений  

Второй уровень

Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

5. Окружающий мир. 2 класс

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:

• правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;

• способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды;

• название своего государства, его столицы, государственных символов;

• смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;

• признаки живых организмов (растений, животных);

• 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности;

понимать:

• значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды, и ее необходимо экономно расходовать;

• человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;

• человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

• он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства;

• все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее;

• Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

• край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;

уметь:

• различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоемов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;

• приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (поселка); наземного, водного, воздушного и специального транспорта; разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

• описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;

• сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

• определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

• объяснять сходство человека с животными и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

• наблюдать объекты неживой природы, городского хозяйства, выделяя их внешние отличительные признаки и свойства: форму, размер, цвет, особенности строения и расположения; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

• осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;

• представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх;

• формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

• создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения);

• оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения познавательных и практических задач;

• определения наиболее распространенных в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;

• проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах

(оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду);

• выполнения правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;

• осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;

• создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).

Рекомендуем посмотреть:

Профессиональные умения учителя начальных классов

Работа с родителями будущих первоклассников

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Двигательная активность в начальной школе

Художественные произведения о природе для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!