Письмо Министерства образования Российской Федерации № 30-51-547/16 от 22.07.02 г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38,43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную, наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.
1. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей.
2. Уклад жизни в семье.
• Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
• Место традиций в современном семейном укладе.
• Этика и эстетика семейного быта.
• Возможности воспитания трудом в современной семье.
• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
• Искусство создания детского праздника.
• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
• Традиции семейного чтения.
2. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка
1. Школа как открытая социально-педагогическая система.
2. Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
3. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
4. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
5. Модель работы социального педагога с семьей.
6. Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
3. Здоровый ребенок - здоровое общество
1. Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
2. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
3. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
4. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
5. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
6. Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
4. Особенности детской и подростковой психологии
1. Что такое личность? Иерархическое строение личности.
2. Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
3. О развитии самосознания у детей и подростков.
4. Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
5. Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
6. Нравственный облик и поведение человека.
7. Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
8. Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
9. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
5. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей
1. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
2. Правовая и экономическая защита личности ребенка.
3. Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Профессиональные умения учителя начальных классов
Художественные произведения о природе для младших школьников
Работа с родителями будущих первоклассников
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Нет комментариев. Ваш будет первым!