Родительский всеобуч в начальной школе

Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

Письмо Министерства образования Российской Федерации № 30-51-547/16 от 22.07.02 г.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38,43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.

Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.

Предлагаем примерную, наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.

1. Приоритет семьи в воспитании ребенка

1. Семья и ее роль в воспитании детей.

2. Уклад жизни в семье.

• Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.

• Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

• Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

• Место традиций в современном семейном укладе.

• Этика и эстетика семейного быта.

• Возможности воспитания трудом в современной семье.

• Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

• Искусство создания детского праздника.

• Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

• О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.

• Традиции семейного чтения.

2. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка

1. Школа как открытая социально-педагогическая система.

2. Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).

3. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).

4. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

5. Модель работы социального педагога с семьей.

6. Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

3. Здоровый ребенок - здоровое общество

1. Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

2. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

3. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.

4. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.

5. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

6. Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

4. Особенности детской и подростковой психологии

1. Что такое личность? Иерархическое строение личности.

2. Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

3. О развитии самосознания у детей и подростков.

4. Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

5. Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.

6. Нравственный облик и поведение человека.

7. Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

8. Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

9. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

5. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

1. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

2. Правовая и экономическая защита личности ребенка.

3. Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Рекомендуем посмотреть:

Профессиональные умения учителя начальных классов

Художественные произведения о природе для младших школьников

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Работа с родителями будущих первоклассников

Двигательная активность в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!