Цели: дать учащимся представление о полднике, рассказать о значении молока; познакомить с вариантами полдника; воспитывать культуру поведения за столом во время еды.
Оборудование: звуковое письмо, филфорд-кроссворд, письмо-сообщение от врача.
1. Работа с дневником.
- Расскажи, какие полезные продукты ты съел за неделю.
2. Сценка.
Занятие начинается со сценки.
На полу сидит Бусинка, рядом с ней груда кожуры от бананов. Бусинка держится за живот и стонет.
Бусинка. Ох, как болит живот!
Появляется Зелибоба, в лапах у него сачок, он весело поет и бегает за бабочками. Зелибоба подбегает к Бусинке и накидывает ей сачок на голову. Она вскакивает, начинает кричать на Зелибобу и бегать.
Бусинка. Ой, помогите! Ой, спасите!
Зелибоба, ничего не понимая, подходит к Бусинке.
Зелибоба. Ну что ты так кричишь? Я только пошутил. Ты чего такая сердитая?
Бусинка. Ой, Зелибоба, у меня живот болит. Сил нет никаких.
Зелибоба. Наверное, ты съела что-нибудь испорченное.
Бусинка. Ничего подобного! Я ела только бананы. Вон с той пальмы. Свеженькие, желтенькие.
Зелибоба. А покажи-ка мне свои лапы.
Бусинка.А что? Лапы как лапы!
Зелибоба. Ой, какие они грязные! Бусинка, как тебе не стыдно - такими грязными лапами бананы уплетать? Пойдем скорее мыть лапы.
- Вот к чему приводит невоспитанность и лень. Ребята, что нужно делать, чтобы не болел живот?
3. Повторение правил гигиены питания но иллюстрациям, сделанным детьми и родителями.
* Мыть руки перед едой с мылом.
* Мыть фрукты и овощи перед едой кипяченой водой.
* Есть небольшими кусочками, не торопясь.
* Не разговаривать во время еды.
* Есть в меру.
* Не питаться всухомятку.
* Питаться в одно и то же время.
- Спасибо, Зелибоба и Бусинка, за урок!
4. Введение в тему. Сообщение темы урока.
- Ну вот, теперь нам можно и подкрепиться.
Если вычеркнете все ненужные буквы, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии:
посудаорехлисаденьночьикрарека
посуда орех лиса день ночь икра река (Полдник.)
- Объясните, как вы понимаете значение слова «полдник».
-- Полдня прошло, можно и подкрепиться.
- А что же следует, по вашему мнению, есть на полдник?
Варианты ответов детей:
- Обед был плотным, сытным, значит, полдник должен быть легким.
- Все самое вкусное, сладкое, чего не ели ни на завтрак, ни в обед.
- Полдник как раз то самое время, когда можно есть булочки, сладости.
- А в какое время примерно нужно полдничать? Покажите на часах.
5. Составление меню для полдника.
- Давайте составим меню для полдника - филворд «Полдник».
Дети составляют слова: йогурт, кефир, крекер, джем,
фрукты, сметана, блины.
В итоге:
■ блины со сметаной
йогурт
фрукты
■ кефир с крекерами
йогурт
фрукты
■ блины с джемом
йогурт
фрукты
- Предложите свои варианты.
6. Рассказ учителя о пользе молока.
- Посмотрите на слова, здесь написаны названия молочных продуктов:
Прочитайте слово, которое здесь спряталось: МОЛОКО.
- Ребята, а чем полезно молоко?
Наш школьный врач написала о молоке статью в нашем журнале. Сейчас я вас с ней познакомлю.
Молоко
Молоко - пища до того знакомая, что, кажется, и рассказать о ней нечего. А между тем много интересного можно узнать о молоке. В состав молока входят более ста различных веществ.
Жира в молоке немало - около 4 %. Он богаче других растительных и животных жиров витаминами и легче усваивается. В молоке много белков - казеин, альбумин и глобулин. В состав молока входят витамины А, В, С, Д и другие. Витамины необходимы для нормального роста и развития организма человека, для правильного обмена веществ. В летнем молоке витаминов больше. 87 % в молоке - это вода. Но она не ощущается на вкус.
Молоко - лучшая пища перед сном. Когда человек спит, весь его организм отдыхает и ему не должна мешать работа, которая начинается в желудке и кишечнике после ужина. Но это самая легкая пища оказывается и очень питательной. В 1 литре молока белков столько же, сколько в 8 яйцах, а в твороге больше, чем в мясе и рыбе.
- Мама нашего ученика работает на молочном комбинате. Она рассказала нам о «коллекции микробов», которые хранятся у них в лаборатории.
Коллекция микробов
Коллекции бывают разные. Я вам расскажу о коллекции невидимок-микробов. Они хранятся в лабораториях заквасок, на заводах и в научных институтах молочной промышленности. Но все ли микробы можно использовать?
Не каждой бактерии можно доверить работу на молочном комбинате, где надо сквашивать тонны молока. Не все закваски одинаковы; одни недолговечны, другие медлительны.
Попробуем заглянуть в цех заквасок молочного комбината, хотя вход туда строго воспрещен. Открываем дверь, проходим коридором, стены которого облицованы кафелем, надеваем халат, моем руки и, наконец, оказываемся в помещении, где влажно и жарко, как в бане. В большой ванне стоят прикрытые ушаты с кислым молоком. Это производственные закваски. Они требуют постоянного ухода. Бактерии жизнедеятельны только при определенной температуре. Их часто «пересеивают», то есть переносят в новые ушаты со свежим стерилизованным молоком. При хорошем уходе закваска живет два, три месяца, иногда полгода. Потом она слабеет, бактерии начинают вырождаться, приходится их заменять.
Для этого из самых ценных и стойких микробов готовят закваски впрок. Бактерии как бы усыпляют, сохраняя на холоде. В случае нужды их «будят», и «посылают на работу» в цеха, где производят кисломолочные продукты.
Обыкновенную простоквашу заквашивают особым молочнокислым стрептококком и знаменитой болгарской палочкой.
У простокваши есть соперник - ацидофильное молоко. Изучая полезные микробы, бактериологи нашли ацидофильную палочку. Она ценна тем, что легко приживается в нашем кишечнике, создает гам постоянную кислую среду и изгоняет гнилостные вредные бактерии. Ацидофильные бактерии делают напиток густым, а молочные стрептококки - плотным и ароматным. В результате получается вкусный напиток, имеющий целебные свойства. Ацидофильное молоко излечивает заболевания желудка, его дают при дизентерии, колите.
Много производится у нас и кефира. Кефирная закваска состоит из комочков - кефирных грибков. Слабый, однодневный кефир очищает желудок, а крепкий, трехдневный - закрепляет его.
На сцену выбегают ребята в костюмах, изображающих молочные продукты, и говорят по очереди.
Ежедневно
Непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день
Йогурт,
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану,
И творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно
Непременно
Надо есть все,
Что полезно!
Танец молочных продуктов.
На сцену выходят все участники представления и хором скандируют:
Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты - это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
7. Конкурс пословиц н поговорок, в которых говорится об изделиях из теста.
- Перед вами начало пословицы, найдите ее продолжение.
Был бы пирог, а обед - пирогами,
Где блины, а матушка-рожь - всех сплошь,
Изба красна углами, найдется и едок,
Ржаной хлебушка калачу дедушка,
Пшеничка кормит по выбору, тут и мы.
8. Рассказ о происхождении слов.
- Прочитайте слова на доске. Ребята, а вы знаете происхождение этих «вкусных» слов? Дядя Саша оставил для вас звуковое письмо. Послушайте внимательно, вы узнаете массу интересных вещей.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я люблю читать интересные книги по кулинарии. Из них я узнал о происхождении многих слов. Хотите послушать?
Баранка. Это слово образовалось от глагола баранить, то есть «сгибать кольцами». Баранка получила свое название по форме.
Бублик. Слово заимствовано из украинского языка. Бублин от бубен. Они произошли от одного существительного.
Калач. Название хлеба дано по внешнему виду (хлеб круглой формы), слов калач образовано от коло - «колесо». В этот ряд можно поставить слова колобок, кольцо, кольчуга. Все эти предметы объединяет круглая форма.
Конфета. Более старое слово конфекта своими корнями восходит в латинскому слову конфектум, что означало «приготовленное лекарство». Сегодня от такого «лекарства» никто не откажется.
Мармелад. Мармелад буквально - это айвовое варенье, гак как испано-португальское слово мармело означает «айва».
Пирог. Это слово образовалось от слова пир и означало «праздничный хлеб».
Пряники. Пряники - одно из самых любимых лакомств у русских людей. Чтобы пряники были вкуснее и ароматнее, в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль. Слово пряник образовано с помощью суффикса -ик от прилагательного пряный.
Торт. Торт издавна считается главным украшением чайного стола. Он может быть круглым, квадратным и даже двухэтажным. На слово торт оказали влияние немецкий и итальянский языки. Изначально латинское слово тортус означало «крученный, витой» и, следовательно, торт означает «круглое печенье».
Ватрушка. Это название, по-видимому, произошло от слова ватра, которое в большинстве славянских языков означает «огонь, очаг». В самом деле, такое название как нельзя лучше подходит круглому открытому пирожку, формой напоминающему солнце. Ведь именно домашний очаг для древних народов был символом этого светила.
- Наверняка вам сейчас захотелось выпить чай с этими вкусными вещами. Тетя Даша приглашает вас к столу.
9. Чаепитие.
- Сейчас я приглашаю вас к нашему самовару. Мы будем пить чай с молоком и с пирогами. Но для начала давайте повторим правила поведения за столом.
10. Итоги занятия.
- Назовите тему нашего занятия.
- Что интересного вы узнали на нем?
- Назовите приемы пищи в порядке следования.
- Что расскажете дома своим родителям?
- Чему научились на занятии?
Домашнее задание: напишите рецепт вкусного пирога, который любят готовить в вашем доме, и проиллюстрируйте его.
Кумыс содержит в три раза больше витамина С, чем коровье молоко. Больные туберкулезом испытывают облегчение при лечении кумысом, причем бывали и случаи полного выздоровления. Кумыс стимулирует кроветворные и пищеварительные процессы. Он обладает антибиотическими свойствами, поэтому полезен при целом ряде желудочно-кишечных заболеваний.
В настоящее время в мире существует более 1500 различных сортов чая, растущих более чем в 25 странах-производителях. Самый известный производитель черных чаев, конечно, Индия. Считается, что индийские чаи более терпкие и крепкие. Китайские - более нежные, обладают тонким вкусом. Цейлонские совмещают качества китайского и индийского. Африканские - довольно резкие на вкус. Грузинские чаи более слабые, менее терпкие и не такие ароматные.
Урок здоровья в начальной школе, 4 класс
Час здоровья для младших школьников. Сценарии
Классный час «Здоровье - твое богатство», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!