Конкурсы

Занятие «Как утолить жажду», 2 класс

Конспект занятия о значимости жидкости для жизнедеятельности организма для учащихся 2 класса

Цели: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков; воспитывать культуру поведения за столом во время еды.

Оборудование: весы, различные напитки, емкости, загадки о напитках, аудиокассета с записью.

Ход занятия

К этому уроку в класс нужно принести напольные весы и предложить до урока всем детям взвеситься.

1. Работа с дневником.

- Расскажи, какие полезные продукты ты съел за неделю.

2. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

- Мы так много узнали о продуктах, познакомились со многими секретами правильного питания, но совсем не вспомнили про еще очень важный компонент питания. А хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Для этого я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия.

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.        (Вода.)

 

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

Так что же это такое?  (Вода.)

- Правильно, это вода! Кроме пищи человеку необходима вода. О ней и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить. Тема нашего занятия: «Как утолить жажду».

Ребята, а чем можно утолить жажду?

Давайте послушаем, что любят пить наши герои с улицы Сезам.

3. Работа над новым материалом.

- Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться со всякими болезнями, становиться сильными и крепкими. «Сок жизни» - такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80 % состоит из воды. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Чтобы узнать, нужно умножить свой вес на 80, а потом разделить полученный результат на 100. Пока вы не умеете ни умножать, ни делить, я вам помогу.

Можно взять результаты взвешивания 2-3 ребят и провести математические вычисления. Для детей 7-8 лет должно получиться около 2,5 л.

- Данные, которые мы получили, ненамного отличаются друг от друга. А как можно представить эту цифру? (2,5 л воды можно разлить в стеклянные стаканы и расставить их на столе или налить в трехлитровую банку).

Вот такое количество жидкости вам необходимо ежедневно выпивать.

Часть воды поступает в организм с теми напитками, которые мы выпиваем в течение дня. А другая часть поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу - супы, борщи. А вот питаться всухомятку очень вредно. В этом мы с вами убедились еще при изучении темы «Как правильно питаться». Кстати, если вы занимались в течение дня спортом, то вам нужно выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А как? Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к вашим мамам. Они познакомят нас с любимыми напитками в вашей семье.

Хозяйка.

Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Заходите, проходите, свою жажду утолите.

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Здесь вас с морсом, ребятишки,

Ждут баранки и коврижки.

Дети подходят к столу, где приготовлены морсы, компоты и кисели. Здесь также ягоды для приготовления морса, сахар, кувшин с теплой водой, ложечки и стаканчики для каждого ребенка. В дегустации участвуют не все дети, желательно сразу разделить их на группы.

Хозяйка. Знаете, ребята, как готовятся морсы? Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный напиток. Перед употреблением морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит. А сейчас мы с вами попробуем самостоятельно приготовить морсы.

Хозяйка приглашает всех к демонстрационному столу.

Хозяйка. Посмотрите, здесь на блюдцах - ягоды, в сахарнице - сахар, а в кувшине - теплая вода. Сейчас каждый из вас по своему вкусу приготовит свой морс. Для этого в стаканчик нужно положить три ложечки ягод и ложку сахара, затем ложкой раздавить ягоды и налить доверху воды. Вы должны размешать ягоды в стаканчике и попробовать, не нужно ли добавить сахар или ягоды (предварительно раздавив их в блюдечке). Вы можете экспериментировать и смешивать разные виды ягод.

Дети готовят морсы.

Хозяйка. Молодцы, у каждого из вас в стаканчике приготовленный своими руками напиток.

А еще из воды и ягод можно приготовить замечательный напиток. Для того чтобы узнать его название, отгадайте загадку.

Фрукты, ягоды сварились,

Вкусно елись, сладко пились.

Дети. Компот.

Хозяйка. Правильно, А какие компоты вы знаете?

Ответы детей.

Хозяйка. Ну-ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и питательного напитка.

Дяденька смеется,

На нем шубонька трясется.

Дети. Кисель.

Хозяйка. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о напитках. А теперь попробуйте свои морсы, отведайте моего киселька или компотика.

Учитель. Спасибо, Хозяйка! А мы отправимся дольше.

Дети подходят к другому столу. Их встречает другая Хозяйка, па ее столе заранее приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.

Хозяйка. Он бывает всех цветов,

В нем витаминов куча.

Я пить его всегда готов,

Ведь нет напитка лучше.

 

Он морковный и томатный

И на вкус и цвет приятный.

Чтоб здоровым стать ты смог,

Пей скорей отличный...

Дети. Сок.

Хозяйка. А вы знаете, из чего можно приготовить соки?

Дети называют продукты, из которых может быть приготовлен сок.

Хороводом под музыку «По малину в сад пойдем» выходят дети в костюмах фруктов и ягод.

Учитель. Поднимите руки те, кто любит пить соки. Вас порадовать каждый рад, у нас в гостях «фруктовый сад»!

Слива.

Я - слива лиловая,

Спелая, садовая.

Для желудка хороша,

Съешь, и запоет душа.

Груша.

Я - спелая грушка,

Яблоку подружка,

Ты со мною задружи,

Витамины хороши.

Сочной грушей угощайся,

Молодым ты оставайся!

Абрикос.

Я - абрикос, на юге рос,

У меня шершавый бок,

Закупи меня ты впрок!

Я в компоте есть всегда,

Не простая там вода!

Яблоко.

Я - яблоко зеленое,

На веточке крепленое.

Ешь меня ты всегда,

Во мне железа много,

Коль гемоглобин высок,

Легка твоя дорога.

Вишни.

Мы вишенки-подружки,

Бордовые толстушки!

Всегда на веточке висим

И свысока на всех глядим!

Апельсин.

Я - пузатый апельсин,

Доставлю радость я один.

Жажду мною утоли

И меня благодари.

Земляника.

Я- земляничка,

Ваша сестричка,

Собирай меня в лесу,

Много пользы принесу!

Учитель.

Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!

Вместе вы - фруктовый сад.

Хозяйка. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, но он еще может быть и замечательным лекарством!

Дети приглашаются к столу, на котором лежат капуста, лук, редька.

Хозяйка. Из этих овощей также можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с болезнями. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей? Сок редьки помогает избавиться от кашля, сок лука - от насморка, сок капусты - снять боль от ожога или нарыва. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки. (Демонстрация и объяснение.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется немного меда. Очень быстро в подготовленное углубление начинает поступать сок. Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.

Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных листьев и подавить их рукой. Затем эти листья с выступившим соком прикладывают к больному месту и привязывают бинтом. Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке - и никакой насморк тут не устоит! Если вы боитесь жжения в носу, то можете добавить в луковичную массу капельку растительного масла. Теперь вы знаете, что сок - не только вкусное и полезное питье, но и прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!

Хозяйка. Давайте проведем сейчас игру «Дегустаторы». Нужно будет с закрытыми глазами на вкус отгадать сок.

4. Игра «Дегустаторы».

Учитель. Спасибо Хозяйке за соки, а мы в гости к следующей Хозяйке. Хотите узнать, чем будет она нас угощать? Тогда отгадайте загадку!

Оно течет - но не вода.

Оно, как снег, бело всегда.

На вкус узнать его легко,

Ведь это в крынке...

Дети. Молоко.

Учитель. Да, правильно.

На столе заранее приготовлен набор продуктов из молока - кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок, кумыс.

Хозяйка.

Деточки, за стол садитесь!

Только тихо, не теснитесь!

Я налью вам молочка,

Что Буренка нам дала!

- Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ, необходимых нашему организму для роста, работы. Поэтому молоком можно утолить не только жажду, но и голод. Не случайно из молока готовят много разнообразных продуктов. А вы знаете, что можно приготовить из молока? Посмотрите на этот стол и назовите те напитки и продукты, которые вам знакомы.

Хозяйка приглашает всех к демонстрационному столу, на котором разложены продукты из молока. Ребята называют напитки и продукты, которые могут быть приготовлены из молока, - кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок, творог, масло.

Хозяйка. А теперь я приглашаю вас отведать все эти вкусные и полезные продукты, которые любят в нашей семье.

Проводится дегустация напитков и продуктов из молока.

Дети пьют молоко. Один из мальчиков - розовощекий крепыш - выходит в центр сцены.

Хозяйка.

Богатырь молодой,

Парень бравый, удалой!

Ну-ка, сыночка, пройдись

И народу покажись.

У тебя изъянов нет –

Расскажи-ка, в чем секрет!

Сыночек.

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

 

С ним расту я по часам

И совет хороший дам –

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

 

Молоко всем помогает:

Зубы, десны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьешь ты молоко!

 

Эй, играйте плясовую,

Я сейчас для вас станцую.

 

Сыночек танцует плясовую.

Чтоб здоровым быть всегда,

Начинай день с молока!

Белая водица

Всем нам пригодится.

 

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай.

Молоко скорее пей

И коту не пожалей!

Выходит, мурлыкая, кот Степан.

Кот.

У меня, кота Степана,

Нюх особый на сметану,

Вот уже настал обед,

А сметанки нет как нет.

Помогите-ка Степану,

Отыщите мне сметану.

Мальчик. А откуда сметана берется?

Девочка. Из сливок она создается.

Мальчик. А сливочки где обитают?

Девочка. Они в молоке проживают.

Кот. Долго мне сметанки ждать?

Хватит вам уж рассуждать!

Один из ребят приносит банку сметаны, подходит к коту и гладит его.

Мальчик 1. Кушай, кот Степан, сметану!

Мальчик 2.

А мне не хочется сметаны,

Лучше йогурт нежный съесть,

Йогурт - праздничная смесь.

Лакомство из молока и фруктов –

Аппетитно, сладко, вкусно!

Девочка.

А девочка Маша

Очень любит простоквашу!

Учитель. Ну, спасибо всем, мы наелись и напились. Пора нам уже отправляться дальше!

На следующем столе приготовлены стаканы с различными видами заваренного чая: черного, красного, зеленого, желтого, заварочный чайник, черный чай для заварки и большой самовар.

Хозяйка. Я вижу, что вы все уже устали, наверняка хотели бы сейчас выпить чего-нибудь, чтобы утолить жажду. У меня в гостях вам всем понравится, потому что у меня есть такой интересный предмет, который редко сейчас встречается в наших домах. Попробуйте отгадать загадку:

Четыре ноги, два уха,

Один нос и брюхо.

- Что же это такое? Очень трудная загадка. Но именно этот прибор изобрели на Руси для приготовления чая. Правильно, это самовар. На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал национальным напитком русских. Чай - любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: «Чай пить - приятно жить», «Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай». Чай - полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

 

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

- Существует много сортов чая. Знаете ли вы, что чай может отличаться по цвету? Какие сорта чая, отличающиеся по цвету, вы можете назвать?

Дети называют сорта чая - черный, красный, зеленый, желтый. Хозяйка приглашает всех к демонстрационному столу, где в прозрачные стаканы разлиты приготовленные сорта чая. Детям может быть предложена дегустация.

Хозяйка. Руси издавна пили черный чай. Мы привыкли считать чай своим национальным напитком. Однако на самом деле родиной чая является Китай. В Китае чай пьют уже пять тысяч лет. Китайцы тщательно скрывали секрет чая, а когда продавали чайные семена, то обливали их кипятком, чтобы они не проросли. За чай Россия расплачивалась с Китаем мехами и золотом. Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, нужно правильно его хранить, готовить и пить. Кто из вас знает, как заваривать чай?

Хозяйка приглашает детей к демонстрационному столу. Дети рассказывают правила заваривания чая, хозяйка демонстрирует их.

- Сначала надо ополоснуть заварочный чайник кипятком, засыпать заварку (чайная ложка на стакан воды, плюс одна чайная ложка на чайник). Залить кипятком на две трети, прикрыть полотняной салфеткой. Настаивать черный чай пять минут. Затем в чайник доливают кипяток.

Хозяйка. Ну, вот и чай мы с вами заварили. Пора за стол садиться! А чтобы чай показался еще вкуснее, угощайтесь сладостями, угощения на всех хватит!

Хозяйка.

На чаепитие спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

 

Тех, кто чай с охотой пьет,

«Чайная» давно уж ждет.

 

Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем наслаждайтесь.

5. Итоги занятия.

- Назовите тему нашего занятия.

- Что интересного вы узнали на нем?

- Чему научились на занятии?

- Что расскажете дома своим родителям?

Домашнее задание: придумать рекламу вашего любимого сока.

Пища для размышления

Китайские моряки жевали имбирь, чтобы меньше страдать от морской болезни. Один грамм имбиря действенней, чем 100 миллиграммов химических лекарственных средств для снятия симптомов тошноты и дурноты. И, что немаловажно, без побочных эффектов. Если сухой, раздирающий горло кашель не дает вам уснуть по ночам, попробуйте выпить чашку имбирного чая. Имбирь облегчит отделение слизи, успокоит кашель, а от горячей жидкости пройдет раздражение в горле.

Соки необычайно популярны в различных лечебных диетах потому, что сохраняют все питательные вещества, имеющиеся в свежих плодах, ягодах и овощах, и легко усваиваются организмом. Наиболее ценны соки, которые изготавливают из плодов вместе с мякотью (абрикосовый, персиковый, сливовый, томатный и др.). В таких соках кроме других полезных веществ сохраняются клетчатка и пектиновые (желирующие) вещества, стимулирующие работу кишечника. Соки обладают и целебными свойствами. Вот те лечебные свойства, которыми обладают некоторые овощные соки.

Капустный сок содержит легкоусвояемые углеводы (глюкоза, фруктоза, сахароза), аминокислоты. Есть в нем соли калия, натрия, кальция, магния, железа. Наибольшая ценность капустного сока заключается в его особом витаминном наборе (аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая и фолиевая кислоты, тиамин, рибофлавин, биотин, витамин К, P-активные вещества). Капустный сок содержит противоязвенный витамин. В настоящее время разработана технология производства сухого сока белокочанной капусты методом сублимации.

Морковный сок - источник многих витаминов и минеральных солей. Высокое содержание в нем каротина, наличие комплекса витаминов группы В, С, К, железа, калия, кальция, кобальта и других минеральных веществ делают сок особенно полезным для детей и людей с ослабленным здоровьем.

Томатный сок содержит витамины группы В, С, каротин, минеральные соли. Характеризуется низкой кислотностью и имеет приятный, освежающий вкус, утоляет жажду. Значительное содержание в соке калия и железа при относительно низкой калорийности делает его полезным для всех людей, включая лиц, склонных к полноте.

Тыквенный сок содержит сахара (в основном сахарозу), клетчатку, пектиновые вещества, соли калия, кальция, магния, микроэлементы (железо, медь, марганец, кобальт и др.). Есть в соке и витамины С, В1, В2, В6, Е, каротин. Тыквенный сок улучшает работу желудочно-кишечного тракта, способствует желчеотделению, является диетическим продуктом. Он рекомендуется больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые сопровождаются отеками, а также при заболеваниях печени и почек. В небольших количествах его рекомендуется принимать на ночь лицам, страдающим бессонницей, и при тревожном сне.

Свекольный сок содержит около 14 % углеводов (в основном сахарозу), витамины - тиамин, рибофлавин, фолиевую и пантотеновую кислоты, а также каротин. В значительных количествах в соке содержатся соли калия, железа, марганца и др. Комплекс витаминов и микроэлементов оказывает положительное влияние на кроветворение, нормализует обменные процессы.

Сок репы содержит сложный комплекс биологически активных веществ. В нем содержится 60-100 мг витамина С и ряд других витаминов, стерины, фосфатиды, минеральные соли. Сок репы с медом стимулирует сердечно-сосудистую деятельность. Его применяют при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей. Особенность овощных соков заключается в том, что они не только легко усваиваются организмом, но и содействуют более полной усвояемости основных пищевых веществ, содержащихся в других продуктах.

Арбузный сок содержит большой процент растворимых сахаров (фруктозу, глюкозу, сахарозу), пектиновых веществ. В соке имеются витамины - фолиевая, аскорбиновая и никотиновая кислоты, тиамин, рибофлавин, а также каротин. Богат он и минеральными веществами (преобладает калий). Рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями почек. Сок с мякотью широко используется в лечебном питании, особенно при малокровии, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, подагре.

Газированные напитки: насколько они вредны для детского организма?

Прежде чем понять, вредны ли газированные напитки, выясним, что за вещества в них содержатся.

Пожалуй, один из самый известных - это аспартам. Это подсластитель, пищевая добавка. Он в двести раз слаще сахара, но не содержит углеводов. Аспартам разрешен более чем в ста странах мира, Россия в их числе. Считается, что суточная доза — 40 мг на 1 кг веса - абсолютно безопасна (в одном стакане газировки содержится 50 мг аспартама).

Во всех газированных напитках содержится сахар или его заменители. Например, в маленькой бутылочке пепси-колы (0,33 л) содержится 8 кусочков сахара (57,74 ккал/100 мл). Так что стоит задуматься тем, кому сахар в большом количестве противопоказан. В этом случае стоит выбирать напитки с заменителями сахара (например, с тем же аспартамом).

Лимонная кислота - добавляется чаще всего в газированные напитки. Если напиток прошел все уровни сертификации, то, скорее всего, уровень содержания кислоты не превышает допустимого и не представляет опасности.

Если вы заметили на этикетке только коды пищевых добавок, стоит знать, какие из них запрещены. Вот они: Е121, Е123, Е240, Е954а, Е924в.

Популярное вещество в газировках - кофеин. Он относится к мягким стимуляторам нервной системы. Дети, потребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировать внимание. Кроме того, кофеин увеличивает потери кальция с мочой.

Из красителей чаще всего в газированных напитках применяют краситель «желтый-5». Он может вызывать различные аллергические реакции - от бронхиальной астмы до крапивницы и ринита.

Ну и самый главный — углекислый газ. Сам по себе он безвреден. Но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм - обильное выделение газов. Именно поэтому многие предпочитают негазированные напитки.

Кому газированные напитки противопоказаны?

• Ни в коем случае нельзя давать газированные напитки детям до 3 лет.

• Людям с хроническими заболеваниями. Например, аллергия, избыточный вес, болезни желудка. Вещества, которые содержатся в газированных напитках, могут ухудшить самочувствие у хронических больных или даже спровоцировать очередной приступ.

• Полным людям или тем, кто хочет похудеть, газированные напитки тоже не рекомендуются. Американские ученые провели исследование и выяснили, что сладкие газированные напитки увеличивают вероятность ожирения почти в два раза. Конечно, нельзя считать, что полнота зависит только от употребления газировки, но это один из важных факторов.

Какие заболевании могут спровоцировать сладкие газированные напитки?

Кариес.

Рафинированный сахар, содержащийся в газировке, способствует возникновению кариеса. Если вы запрещаете детям есть конфеты в большом количестве, чтобы уберечь их зубы, - внесите в этот список и газировку.

Остеопороз.

С употреблением газировки связывают также и состояние, когда кости становятся хрупкими. Нет, не потому, что газировка как-то влияет на костную ткань, просто из-за нее молоко (источник кальция) пьют реже, чем газированные напитки. Это в основном подростки. А ведь у них как раз с 9 до 18 лет идет активное накопление кальция. Потом в течение всей жизни он будет только тратиться. Получается, если к 18 годам кальция будет недостаточно, то уже в зрелом возрасте очень высока вероятность развития остеопороза.

Камни в почках.

Врачи, которые назначают почечным больным диету, обязательно отмечают, что газированные напитки им строго противопоказаны. Медики предполагают, что в образовании камней в почках виновата фосфорная кислота, используемая как подкислитель.

Сахарный диабет.

Понятно, что сахарный диабет не могут спровоцировать только сладкие газированные напитки. Но тем, кто уже им страдает, лучше от них отказаться.

Газированные напитки не смертельно опасны, иначе их просто не производили бы. Однако небольшие меры предосторожности не помешают.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Здоровье - твое богатство», 2 класс

Урок здоровья в начальной школе, 4 класс

Час здоровья для младших школьников. Сценарии

В гостях у гигиены. Урок здоровья для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Гигиена

Нет комментариев. Ваш будет первым!