Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
При обучении его основам математики важно, чтобы к началу учебы в школе он имел следующие знания:
♦ счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три и т. д.) и порядковые (первый, второй, третий и т. д.);
♦ знание предыдущих и последующих чисел в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
♦ знание и умение изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
♦ знание долей, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
♦ сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже.
Основу основ математики составляет понятие числа. Однако число представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.
❀ Подготовьте карточки с цифрами от 0 до 10.
❀ Прочитайте ребенку стихотворение и выполните вместе с ним задание.
На что похожи цифры?
Собрались подружки-цифры,
Стали спорить и гадать:
Кто из них кого пригоже,
И на что они похожи.
«Я, — сказала ЕДИНИЦА, —
Очень тонкая, как спица».
Цифра ДВА ей отвечала:
«Я, как лебедь, величава!»
ТРИ промолвила подружкам:
«Вьюсь я, словно завитушка».
«Ну а я, — ЧЕТЫРЕ спорит, —
Будто парус в синем море».
Шепчет ПЯТЬ: «А я — сережка.
У меня ведь есть застежка».
ШЕСТЬ похожа на ужа,
Что на солнышке лежал.
«Косит травушку коса, —
СЕМЬ сказала, — это я».
ВОСЕМЬ хвастала: «Немножко
Я похожа на матрешку».
ДЕВЯТЬ молвила с улыбкой:
«Я — клубочек с длинной ниткой».
Ну а НОЛЬ молчал, молчал,
Ничего им не сказал.
Может кто-нибудь поможет...
Цифра НОЛЬ на что похожа?
❀ Цифра «1» может быть похожа на вязальный крючок, веточку с сучком, спицу, ручку с колпачком.
❀ Цифра «2» может быть похожа на лебедя, утенка, червячка и многое другое.
❀ Цифра «3» похожа на стружку, на крылышко бабочки.
❀ Цифра «4» может напоминать парус, флаг или перевернутый стул, страуса.
❀ Цифра «5» похожа на змейку, на половину яблока.
❀ Цифра «6» — вишенка, уж, улитка, ползущая вверх по цветку.
❀ Цифра «7» — коса, клюшка, кочерга и многое другое.
❀ Цифра «8» — матрешка, бантик, очки, неваляшка, маленький снеговик.
❀ Цифра «9» — лента, улитка, ползущая вниз по стеблю, клубок с ниткой.
❀ Цифра «О» — множество вариантов, которые ребенку можно предложить для самостоятельного решения.
❀ Предложите ребенку определить, сколько предметов он видит: один или много. Использовать можно разные предметы. Например: положите карандаши, а один карандаш отложите подальше. Попросите показать карандаши. Скажите: «Здесь много карандашей». Затем обратите внимание ребенка на один карандаш, который лежит в стороне от остальных, и скажите: «А здесь лежит только один карандаш». Положите перед ребенком ложки и одну вилку и сравните количество предметов: «Ложек много, а вилка — одна». Эту игру можно проводить с множеством разных предметов. Вы можете нарисовать один кружок и попросить дорисовать несколько кружочков, чтобы их получилось много. А теперь, наоборот, нарисуйте много кружочков и попросите закрасить только один.
❀ Объясните ребенку, что такое «пара». Сколько может быть в паре предметов? Только два. Покажите ему перчатки — это пара, носки — тоже пара, два карандаша — это пара и т. д. Теперь от каждой пары уберите по одному предмету и спрячьте их. Спросите ребенка, сколько он видит перчаток. Ответ: «Одну». Сколько носочков? Один. Сколько карандашей, сколько тапочек? Предложите отыскать недостающие пары. Когда он справится с заданием, посчитайте с ним, сколько предметов стало в каждой паре.
❀ Нарисуйте огород. На грядке растут три морковки. Рядом с грядкой у забора стоят три елки, из-за каждой елки выглядывает зайчонок (итого три зайчонка). Предложите ребенку найти и сосчитать.
Сколько морковок на грядке, смотри!
Их сосчитай. Получается... (три)
Рядом с забором растут, посмотри,
Елки зеленые. Их ровно... (три)
Зайки за елками тихо сидят.
Ждут, что морковками их угостят.
Сколько зайчат ты сумеешь найти?
Их не спугни, а скорей угости! (Три)
❀ Поинтересуйтесь, хватит ли морковок для зайчат? Предложите угостить зайчишек (провести линию от морковки до зайчонка). Спросите, сколько линий получилось.
❀ Нарисуйте и вырежьте вместе с ребенком из цветной бумаги (красного, желтого, синего и оранжевого цвета) по одной бабочке и одному цветочку. Всего должно получиться четыре бабочки и четыре цветка. Предложите посадить разноцветных бабочек на цветы так, чтобы цвет бабочки и цвет цветочка совпадали. Спросите ребенка: «Сколько бабочек ты увидел?», «Сколько на полянке цветов?», «А всем ли бабочкам нашлось место на цветах?», «Можно ли сказать, что бабочек и цветов поровну?»
❀ Дайте ребенку пять карандашей или пять счетных палочек. Попросите его сделать из них следующие «постройки»:
♦ лесенку — две вертикальные и три горизонтальные перекладины;
♦ мост — две диагональные линии, имеющие наклон по направлению друг к другу, соединены тремя горизонтальными линиями;
♦ флаг — к квадрату присоединяется «флагшток» из одного карандаша;
❀ Придумайте свои собственные варианты.
❀ Предложите сравнить количество предметов в каждом варианте. Всего должно быть для сравнения пять одинаковых предметов. Например, пять конфет. Заранее сделайте карточки с цифрами от 1 до 5. Приготовьте два блюдца. На одно блюдце положите одну конфету, а на другое — оставшиеся четыре конфеты. Спросите ребенка, на каком блюдце больше конфет, а на каком — меньше, сколько конфет лежит на первом блюдце, а сколько — на втором. Пусть он положит карточки с соответствующими цифрами возле каждого блюдца. Сколько всего конфет? Накройте оба блюдца салфетками. Попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Переложите одну конфету из второго блюдца в первое. Таким образом, должно получиться следующее: на одном блюдце две конфеты, а на другом — три. Снова поинтересуйтесь, где конфет больше, а где — меньше. Пусть ребенок положит карточки возле блюдечек так, чтобы цифры обозначали количество конфет на каждом блюдце. Каждый новый «фокус» связан с перекладыванием одной конфеты из второго блюдца в первое. И так до тех пор, пока на втором блюдце не останется ни одной конфеты. Спросите у ребенка, сколько он видит конфет на первом блюдце и сколько — на втором. Его заключительный ответ должен быть: «На первом — пять конфет, а на втором — ноль, ничего нет». Вместо блюдец с конфетами можно использовать пуговицы в шкатулках, карандаши в коробках, фигурки на цветной бумаге и многое другое.
❀ Нарисуйте таблицу, состоящую из шести строк и шести колонок, образующих 36 клеток. В клетках напишите разные цифры, среди которых есть цифра 6, она должна встретиться шесть раз. Предложите ребенку найти в таблице среди разных цифр цифру 6 и обвести ее по контуру.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
6 |
0 |
2 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
3 |
8 |
0 |
6 |
4 |
8 |
6 |
2 |
5 |
9 |
3 |
3 |
8 |
6 |
7 |
4 |
9 |
❀ Попросите ребенка ответить на вопрос: «Сколько раз в таблице встречается цифра “6”?» и закрасить под таблицей столько кружочков, сколько цифр «6» он встретил в таблице. Кружков должно быть 12. Таким образом, ребенку предстоит закрасить шесть кружков, а остальные останутся незакрашенными.
❀ Спросите ребенка: «Сколько кружков ты закрасил? А сколько кружков осталось незакрашенными?»
❀ На тетрадном листе в клеточку нарисуйте поле из 36 клеток (по 6 клеток в каждой горизонтали и по 6 клеток в каждой вертикали — см. образец). Приготовьте для игры кубик с точками и фишки по количеству игроков.
Образец поля
❀ Игра начинается с отметки «Старт». Фишки игроков устанавливаются на стартовой позиции. Игроки по очереди выбрасывают кубик. Тот игрок, который выбросит кубик с большим количеством точек, начинает игру. Фишки следует перемещать по клеточкам от 1 до 6. При переходе от одной строки к другой руководствуйтесь направлением стрелок. Итак, игрок бросает кубик и считает количество точек, выпавших на кубике. Он перемещает свою фишку на клетку с той цифрой, которая соответствует количеству точек на верхней стороне кубика. Например, на верхней стороне кубика изображено 5 точек — значит, игрок ставит свою фишку на клеточку с цифрой «5». Когда каждый игрок сделает по первому ходу, игра продолжается далее. Главное правило — передвигать свою фишку на ближайшую клеточку с той цифрой, которая соответствует количеству выпавших на кубике точек. Если после первого хода, где игрок стоял на клеточке с цифрой «5», выпало число 2, то игрок перемещается на строку ниже и помещает свою фишку на клеточку с цифрой «2» и т. д. Когда игрок пройдет весь путь от верхней до самой нижней строки, то он может прийти к «Финишу» только тогда, когда на кубике выпадет шесть точек. То есть если игрок дошел до последней строки и стоит на цифре «5», то он может закончить свою игру только в том случае, если на его кубике будет 6 точек. Если это число не выпадает, то игрок стоит на месте и ждет своего хода.
❀ Эта игра помогает соотносить количество точек с числом, обозначающим это количество. Таким образом, в игровой форме ребенок учится определять количество точек и запоминать цифры, которые соответствуют этому количеству.
❀ Положите на стол семь небольших предметов. Например: блокнот, карандаш, линейку, кисточку, ключ, кошелек и машинку. Попросите ребенка перечислить все предметы, которые находятся на столе. А теперь помогите ему посчитать их. Дайте ребенку следующую инструкцию: «Запомни все эти предметы. Закрой глаза (или отвернись)». Уберите со стола один предмет. Потом обратитесь к ребенку: «Открой глаза и пересчитай все предметы. Сколько было предметов? Сколько стало? Чего не хватает?»
❀ Если ребенку не удается выполнить задание, то дайте ему подсказку: «Я спрятал предмет, которым можно рисовать» и т. д. Как только ребенок справится с заданием, попросите его снова пересчитать все предметы и запомнить их. На втором этапе уберите со стола три предмета. На третьем этапе спрячьте все семь предметов. Всякий раз, когда ребенок будет вспоминать и называть то, что лежало на столе, кладите отгаданный им предмет на место. Важно пересчитывать все, что возвращается. Например: «Блокнот — один, карандаш — два, ... машинка — семь».
❀ Приготовьте для игры девять игрушек (зайчиков, мишек, собачек). Разыграйте сюжет «День рождения Зайчонка». У Зайчонка — день рождения. Ему исполнилось 8 лет. (Прикрепите к нему шарик, на котором фломастером нарисована цифра «8».) Он пригласил гостей (восемь персонажей). Все гости пришли с подарками. Что подарил Зайчонку Ежик? (Ребенок должен каждому из гостей подобрать по одному подарку.) Например, Ежик принес в подарок карандаш, Кукла — книжку, Мишка — шишку, Собачка — блокнот, Кошка — мячик, Мышка — бантик, Робот — машинку, Неваляшка — картинку. Спросите ребенка: «Сколько гостей пришло к Зайчонку?», «Сколько подарков получил Зайчик?» А Зайчонок угостил своих гостей конфетами. Каждому гостю он дал по одной конфетке (конфеты могут быть нарисованы и вырезаны). Попросите ребенка помочь Зайчонку раздать конфеты гостям. «Сколько конфет понадобилось Зайчику, чтобы всем гостям хватило?» Можно нарисовать торт, а ребенок нарисует на нем 8 свечей. Торт можно разрезать на 8 частей. Вот какой веселый праздник с подарками и угощениями!
❀ Нарисуйте три картинки-карточки. На первой картинке- карточке нарисуйте ромашку с девятью лепестками, на второй — пирамидку из девяти колец, на третьей — девять звездочек.
❀ Покажите ребенку первую карточку и спросите: «Сколько лепестков у этой ромашки?» Придумайте историю о том, что ромашка мечтает стать волшебным цветком с разноцветными лепестками. Предложите раскрасить ее лепестки. Спросите: «Сколько лепестков ты раскрасил? А если ромашка подарит нам один лепесток, то сколько лепесточков у нее останется? А если подарит два лепесточка, то сколько останется лепестков?» И так далее.
❀ Покажите ребенку вторую карточку и спросите: «Сколько колец у этой пирамидки?» Придумайте историю о том, что малыш играл с пирамидкой и стал разбирать ее. «Сначала он снял одно колечко (закройте одно колечко полоской бумаги). Сколько осталось колец у пирамидки? Потом он снял еще одно колечко. Сколько теперь колец на пирамидке? А потом он снял все кольца (закройте пирамидку). Давай поможем малышу снова собрать пирамидку (откройте картинку). Сколько колец стало теперь?»
❀ Покажите ребенку третью карточку и спросите: «Сколько звезд на небе?» Придумайте историю о том, что звездочет смотрел в подзорную трубу и заметил одну красную звезду (вместе с ребенком раскрасьте одну звездочку красным цветом), потом еще одну — она была зеленой (раскрасьте другую звездочку зеленым цветом), а потом он заметил голубые, синие, розовые и золотые звезды (раскрасьте все звездочки). Когда все звезды стали яркими и разноцветными, то он нарисовал их на своей звездной карте. Сколько звезд получилось?
❀ Вырежьте из бумаги десять рыбок. На «носик» каждой рыбки прикрепите скрепку. Из карандашей, шнурочков и магнитиков сделайте удочки. Поместите рыбок в «водоем» (например, в коробку). А теперь можно и порыбачить. Посчитайте каждый свой улов. Сложите улов всех рыбаков. Сколько все вместе поймали рыб? Занесите результат рыбалки в таблицу.
Попытки |
Аня |
Ваня |
Мама |
Всего |
1-ая |
3 |
5 |
2 |
10 |
2-ая |
6 |
3 |
1 |
10 |
3-ья |
3 |
3 |
4 |
10 |
❀ Разучите с ребенком считалочки, которые помогут ему совершенствовать технику счета, запоминать последовательность цифр и закрепить навык счета от одного до десяти.
Счет до двух
Раз-два, раз-два!
Дедушка колол дрова.
Бабушка варила щи.
А внучат ты поищи.
Счет до трех
Раз, два, три и
Три, два, раз!
Поиграем мы сейчас.
Слушай! В слове «госпОДИН»
Прячется число один.
Слово прочитай «поДВАл» —
Спряталась в нем цифра два.
В слове «сТРИжка» — повтори! —
Скрылась цифра три внутри.
Счет до четырех
Раз-два, три-четыре!
Поиграем мы в квартире.
Раз — в строителей умелых,
Два — в солдатов очень смелых,
Три — в прекрасных поваров
И четыре — в маляров.
Счет до пяти
Один, два, три, четыре, пять,
Пойдем с тобой мы в лес гулять.
Зверюшек будем там встречать
И по порядку их считать.
Один — зайчонок за кустом,
Два — ежик под большим листом,
Три — белка на сосне сидит,
Четыре — в норку мышь спешит,
Пять — лось мотает головой.
Пора вернуться нам домой.
Счет до шести
Сосчитаем до шести.
Кто последний — тот води!
Один — из круга выходи!
Два — подпрыгни, три — замри!
Четыре и пять — идите плясать,
А шесть — не зевай и нас догоняй!
Счет до семи
Хорошо известно всем —
Дней недели ровно семь.
Посмотри на них сейчас:
Понедельник — это раз,
Вторник — два и три — среда,
А четверг — четыре. Да?
Пятница — от цифры пять,
Шесть — суббота, надо знать!
Воскресенье — это семь!
Отдохнуть пора нам всем.
Счет до восьми
Сколько в слове «праздник» букв?
Сосчитаем буквы вслух:
П — один,
Р — два,
А — три,
3 — четыре,
Д — пять,
Н — шесть,
И — семь,
К — восемь.
Сколько в слове «скатерть» букв?
Сосчитаем буквы вслух:
С — один,
К— два,
А — три,
Г — четыре,
Е — пять,
Р — шесть,
Т — семь,
Ь — восемь.
Сколько в слове «Сладость» букв?..
❀ Далее можно вести счет на уменьшение количества букв в каждом новом слове.
♦ Сколько букв в слове «трактор»? (Семь)
♦ Сколько букв в слове «кролик»? (Шесть)
♦ Сколько букв в слове «пушка»? (Пять)
♦ Сколько букв в слове «муха»? (Четыре)
♦ Сколько букв в слове «ухо»? (Три)
Счет до девяти
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем думать и гадать...
Шесть, семь, восемь, девять —
Что нам надо сделать?
Раз — игрушки уберем,
Два — мы с полок пыль протрем,
Три — цветочки все польем,
Л четыре — подметем,
Пять — мы маме чай нальем,
Шесть — ей песенку споем,
Семь — поможем маме —
Постираем сами,
Восемь — сделаем салат,
Девять — купим мармелад.
Все умеем сами —
Будет проще маме!
Счет до десяти
Однажды один господин
В кондитерский шел магазин.
Пришел в магазин господин,
И вот что себе он купил:
Два бублика,
Три мармеладки,
Четыре он взял шоколадки,
Пять коржиков,
Шесть пирожков,
Семь пряничков,
Восемь рожков.
Купил он себе девять сушек
И десять свежайших ватрушек.
Хотел он купить сто конфет —
Увы, но конфет уже нет! (Ноль)
❀ Очень полезно тренировать счет в повседневной жизни. Печете пирог — считайте количество ингредиентов вместе с ребенком. Спускаетесь по ступенькам — определите их количество, увидели птиц на заборе — пересчитайте их, превратите коробочку или прозрачную баночку в копилку, в которую можно складывать только однорублевые монетки (ребенок сам накопит на сок или маленький сюрприз). Считайте машины разного цвета, которые стоят во дворе, развивайте наблюдательность. А в спортивных играх тоже не обойтись без математических операций — это подсчет заброшенных в сетку мячей, сбитых кеглей, подсчет очков, результатов, баллов. Важно не только научиться считать, но и научиться сравнивать: больше - меньше, короче - длиннее, выше - ниже и т. д.
❀ Предложите ребенку померяться с вами ростом и определить, кто выше. Затем — померяться ростом с крупной игрушкой и определить, кто выше на этот раз, а кто — ниже. Попросите его сравнить, что выше: куст или дерево, деревенский дом или городской многоэтажный дом.
Предложите оглядеться вокруг, найти и определить, какие он видит высокие, а какие низкие предметы.
❀ Какие цифры пропущены в каждом ряду? Попросите ребенка вписать их.
1, ..., 3, ..., 5, ...., 7, ..., 9, ...
1, 2, ..., 4, 5, ..., 7, 8, ..., 10
..., 2, ..., 4, ..., 6, ..., 8, ..., 10
10, ..., ..., 7, ..., ..., 4, ..., ..., 1
❀ Предложите ребенку разгадать ребусы.
® На елке выросло 5 яблок. Миша сорвал 2 яблока. Сколько яблок осталось на елке? (На елках яблоки не растут.)
❀ Попросите ребенка соединить точки от 1 до 10 линией. У него должна получиться корона, которую вам предстоит обозначить последовательностью точек от 1 до 10.
Автор: Надежда Лунина
Логические игры по математике для дошкольников
Математические задачи игры для дошкольников
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Нет комментариев. Ваш будет первым!