Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

«Ребусы»

Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

Основные правила разгадывания ребусов

1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,,☆ — читается как «езда».

4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

Пользуясь правилами, разгадай ребусы.

«Сложение и вычитание»

Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.

Сложение

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Вычитание

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Вариант 1

Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Вариант 2

Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

«Следующее число»

Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

«Определения»

Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.

Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.

Вариант 1

Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река —

Салют —

Облака —

Котенок —

Радуга —

Вариант 2

Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце).

«Путаница-2»

В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.

Вариант 1

Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

Вариант 2

А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку на языка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех для подарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

«Задания с текстом»

Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.

Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).

Вариант 1

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5—7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.

Вариант 2

Прочитайте отрывок, состоящий из 10—15 предложений, и попросите передать его содержание в 2—3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.

Вариант 3

Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.

Вариант 4

Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.

«Пантомима»

Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима — это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников — 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.

Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по

казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель — так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.

Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.

• Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.

• Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.

• Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Развивающие игры для детей от 3 до 8 лет

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Страницы: 1 2
Елена Моргач # 6 сентября 2013 в 11:10 +1
Замечательные задания на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь выполняя такие задания, у детей развивается не только логическое мышление но и зрительное восприятие, внимание, память.
Мария Вежливцева # 25 ноября 2013 в 13:38 0
Хорошая подборка заданий для детей. особенно подкупило, что задания в основном даются устно, что формирует у детей восприятие на слух задания, но и  ьдает возможность осмысливать его без каких-либо зрительных образов.  Что очень немаловажно при подготовки детей  к школе.
Татьяна Гришанова # 26 декабря 2013 в 23:32 +2
Замечательная часть с практический материалом!  Такие занятия очень полезны детям и в подготовительный группе и первоклашкам, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку!
Марина Владимировна Склюева # 8 января 2014 в 19:47 +3
Как мне хочется, чтобы в такие игры играли дома родители. В группе детского сада не всегда такие игры пройдут на ура с первого раза, велик разброс развития детей. Если одни поймут эти игры сразу, то для других необходимо время, что понять правила и научится быстро входить в игру. Но если бы дома родители играли с детьми, то и в садике детям было бы легче принимать участие в таких играх.
Ольга Васильева # 10 января 2014 в 19:35 +2
Отличная подборка методического материала. Просто бери и работай. Огромное спасибо за ваш труд.
Виктория Хлопотнёва # 26 января 2014 в 07:32 +1
Материал очень интересный, но на мой взгляд трудноват для дошкольников.
Евстратова Татьяна Николаевна # 9 февраля 2014 в 12:03 0
Я согласна с вами коллега. Для дошкольников, я думаю, будет немного трудновато.Но выбрать кое-какие задания можно. Спасибо!
Юлия Устюгова # 17 февраля 2014 в 10:36 0
Согласна с предыдущим коммментарием. Можно брать форму и содержание подбирать свое. А в целом материал полезен.много вариантов внитри самого задания.
Наталья # 4 марта 2014 в 10:25 0
Замечательные упражнения со стимульным материалом. Применяла с первоклассниками.Были интересны для учащихся.
Елена Иосифовна Семенькова # 18 апреля 2014 в 18:54 0
Здравствуйте. Материал интересный, но сложный для детей детского сада.
Кадрия Васимовна Адгамова # 24 апреля 2014 в 22:31 0
Достаточно подробно описаны задания. Информация изложена понятным языком. Я думаю, любой родитель сможет воспользоваться материалом. Спасибо за материал!)
Анна Николаевна Журавлёва # 22 июня 2014 в 11:52 0
Спасибо за мастер класс! Мне очень понравился.
Ольга Александровна Нечаенко # 22 июля 2014 в 15:36 0
Согласна, что для дошкольников это сложный материал. А вот школьники с интересом находят ответ к логическим задачам. +1
Светлана Владимировна Лапаева # 26 октября 2014 в 12:12 0
Материал хорошо подобран. Для дошкольников сложновато, начальным классам будет интересно и познавательно. Спасибо!
Анна Михайловна Бурачёва # 30 ноября 2014 в 16:09 0
Мне нравится. Можно и просто нужно рекомендовать родителям.
Валентина Сергеевна Зубова # 15 декабря 2014 в 22:03 0
Материал и вправду хорош, соглашусь с девочками! Но я считаю, что данные задания с ребятами нужно выполнять индивидуально, так так многие ребята не с первого раза могут понять задание, и таким детям нужно чуть больше времени для их решения. А в основном задание, очень хорошие так они позволяют развивать не только логическое мышление но и зрительное восприятие, внимание, память.
Гульзифа Сагымбаевна Волкова # 21 января 2015 в 06:33 -1
Здорово !!! Очень просто и как всегда это гениально.
Светлана Ильина # 23 января 2015 в 19:13 +1
Материал интересный, но на мой взгляд применим более для начальной школы нежели для дошколят. Хотя некоторые задания для ребят были интересны и знакомы ( " Зачеркни лишнее"), остальные сложны для использования в работе с дошкольниками.
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 14:04 0
такие интересные задания, что самой захотелось поиграть. Спасибо! Дети так любят играть, поэтому им требуются разнообразные, но увлекательные игры и задания. Ваш материал - это находка!
Ольга Владимировна Кузнецова # 8 ноября 2015 в 20:51 0
Материал интересный, но для дошкольников рановато, на мой взгляд, сравнивать двухзначные числа. Да и некоторые задания тоже для них будут затруднительны.
Наталья Петровна Ткачева # 9 ноября 2015 в 19:49 0
Замечательный материал! Такие занятия очень полезны детям и в подготовительный группе, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку! Заходите в гости оценить мою работу.
Пахомова Марина Юрьевна # 22 ноября 2015 в 18:53 0
Очень нужный и полезный материал. Задания можно использовать для младших школьников. Родителя очень часто просят такие задания. Можно воспользоваться. Спасибо за подборку.
Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 20:46 0
Материал мне очень понравился. Но думаю, что не все дети справятся. Для детей с нарушениями речи будет сложно справиться с некоторыми заданиями.
Юлия # 17 января 2016 в 21:06 0
не подскажете,кто автор этих заданий?
Галина Леонидовна Ширко # 22 января 2016 в 15:24 0
Замечательная часть с практический материалом! Такие занятия очень полезны детям в подготовительный группе, а игры с перестановкой букв закрепляют навык чтения! Спасибо за хорошую подборку!Беру на заметку.
Наталья Александровна Дулина # 24 февраля 2016 в 13:19 0
Материал очень хороший. Но, я думаю, что он больше предназначен для детей младшего школьного возраста. Для деток-дошкольников очень сложные задания. Спасибо!
Ольга Сергеевна Клюева # 6 декабря 2016 в 20:09 0
Интересный материал. Можно попробовать на индивидуальных занятиях с подготовишками, но если честно согласна с предыдущими комментариями, скорее всего им будет трудно. Сейчас проверю на своей дочке, которая тоже в седующем году пойдет в школу)))
Алдынай Кара-ооловна Делбиш # 30 января 2017 в 08:49 0
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Шумилова Светлана # 23 февраля 2017 в 13:03 0
Материал достоин внимания. Многое можно использовать с детьми 6-7 лет. В играх детям всегда легче закрепить пройденное, понять новое. Иногда нам кажется, что это сложное, дети не справятся, а они с этим заданием на "раз, два, три". Конечно, я не считаю задания с двузначными числами.
Ольга Николаевна Емельянова # 16 июня 2018 в 23:58 0
Спасибо за предоставленные материал, данный опыт очень пригодиться в практической деятельности. Мне было интересно почитать данный материал, работа проделана хорошая и педагог подошёл к теме вдумчиво. Для моей практической деятельности эти рекомендации и подобранные игры очень пригодятся. Большое спасибо!
Зарина Александровна Кантеева # 26 июня 2018 в 01:16 0
Есть мнение, что логическое мышление развивается лишь до 12 лет.если это действительно так, то надо успеть все вовремя. Материал подобран очень хорошо.спасибо
Снежана Викторовна Сивова # 30 августа 2018 в 10:36 0
Замечательные задания. Буду использовать в своей работе.