Инновационная деятельность в работе методиста детского сада

Автор: Силантьева Людмила Павловна, методист высшей квалификационной категории, «Почётный работник общего образования Российской Федерации», ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка», г. Жигулёвск Самарской области

Описание работы: Предлагаю вам опыт работы по внедрению инновационной деятельности в педагогический процесс детского сада через различные формы методической работы. Данный материал будет полезен методистам, старшим воспитателям детских садов. Этот опыт работы способствует повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.

Инновационная деятельность в работе методиста детского сада

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. В связи с этим все более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе детского сада, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Чтобы сломать стереотипы, мешающие развитию детского сада, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

В современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Прежде чем начать поиск необходимых инноваций, вырабатывается ряд основных правил работы с педагогами, которые способствуют созданию более эффективной модели методической деятельности.

Моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога. В связи с этим выделяем следующие три группы взаимосвязанных функций методической работы:

1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту;

2) функции детского сада по отношению к педагогическому коллективу;

3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю.

Все эти функции имеют свои конечные результаты, причём первые две группы «работают» в конечном счете, на третью, так как именно её реализация приближает дошкольное учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями в детском саду.

Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). (Рис. 1)

Модель, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя в нашем детском саду следующие инновационные группы:

1) творческая группа педагогов; 

2) научно-методический совет;

3) группа педагогов-наставников; 

4) группа информационной поддержки;

5) городское методическое объединение «Развитие речи у дошкольников», руководителем которого я являлась.

Использование такой модели даёт возможность получать следующие результаты:

· обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;

· совершенствование форм организации методической работы;

· модернизация управления качеством образования;

· рост профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной деятельности;

· подготовка инновационной методической продукции (перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, создание проектов и авторских программ).

Нормативно-правовая база для организации деятельности таких подразделений включает в себя:

· Приказ на создание группы.

· Положение об инновационной группе.

· План работы группы на текущий год.

· Протоколы заседаний.

· Экспертное заключение на инновационную методическую продукцию, созданную участниками инновационных групп (проекты, методические рекомендации, авторские технологии и др.).

Алгоритм деятельности инновационных групп

1. Творческая группа.

В её состав входят педагоги детского сада, имеющие разный стаж педагогической работы (5 лет и более).

Данная группа отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий. В  начале учебного года группой  разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

Проводятся семинары-практикумы, «круглые столы», консультации, взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности, мастер-классы, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм», диспуты, дискуссии.

Разработано перспективное планирование по программе Т.А. Сидорчук «Программа формирования творческих способностей  дошкольников», конспекты занятий по ТРИЗ технологии, пособия и игры, а также накоплены материалы по словесному творчеству детей по данной технологии. Опыт работы по использованию этой программы был представлен на городских и окружных мероприятиях (4 воспитателя принимают участие  в этом конкурсе). В методическом кабинете детского сада имеется «копилка» проектной деятельности с воспитанниками разных возрастных групп.

Создание и внедрение в педагогический процесс авторских программ по дополнительному образованию и программы «Путеводные огоньки доброты» педагога-психолога детского сада (данная работа педагога стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Я - педагог»).

2. Научно-методический совет.

В него входят педагоги детского сада, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более.

НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных проектных документов (программа развития, основная общеобразовательная программа, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы детского сада в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами. В начале учебного года группой разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

Созданы программа развития на 2010 – 2013 учебный год, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования с учётом ФГТ, исследовательские проекты по комплексно-тематическому планирования и план мероприятий по плану работы детского сада.

3. Группа педагогов-наставников.

Группа отвечает за формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции молодых специалистов. Оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь начинающим педагогам в следующих аспектах:

· в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;

· в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

· в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;

· в формировании умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;

· в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

В начале учебного года группой наставников разрабатывается и утверждается общий план работы с молодыми специалистами на текущий год. Кроме этого, каждым педагогом-наставником разрабатывается индивидуальный план работы, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей молодого педагога. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.

Результаты работы.

В детском саду четыре начинающих педагога. За каждым из них закреплён педагог-наставник и составлен план индивидуальной работы с молодым педагогом по следующим направлением: посещение непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов; профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать; план мероприятий, необходимых для решения выявленных проблем; тема для самообразовательной работы. Итоги работы педагогов-наставников заслушиваются на педагогическом совете.

4. Группа информационной поддержки.

Информатизация образовательного процесса осуществляется на базе  разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, ведущее  положение среди которых занимает компьютер.

В состав информационной группы входят педагоги, имеющие достаточно высокий  уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки оказывает помощь в организации методической работы. Она работает в тесном контакте не только с администрацией детского сада, но и с руководителями всех вышепредставленных инновационных групп. Данная группа педагогов  осуществляет свою деятельность второй год.

Направления работы группы информационной поддержки:

· организация электронного документооборота;

· формирование и ведение баз данных;

· подготовка дидактических материалов;

· оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;

· широкое использование интернет-ресурсов;

· создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий;

· компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ (педсоветов, семинаров, родительских собраний), создание презентаций, оформление раздаточного материала.

Результаты работы.

Все созданные с помощью компьютерных программ материалы: презентации, видеоролики, пособия, разработки, информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток, публикации в СМИ  пополняют методическую копилку детского сада, систематизируются и используются в работе.

5. Методические объединения.

Одна из самых распространённых форм коллективной методической  работы - методические объединения. В нашем дошкольном учреждении было создано методическое объединение по развитию речи дошкольников с 2005 года под моим руководством. Заседания методических объединений проводились  раз в  месяц в соответствии с общим планом  и учётом циклограмм, однако их деятельность не сводилась только к этим заседаниям, она носила повседневный характер, и это являлось большим достоинством данной формы работы. На этом объединении рассматривались вопросы по изучению и внедрению Программы формирования творческих способностей дошкольников Т. А. Сидорчук.

Все педагоги нашего детского сада в 1998 г. прослушали курс лекций и семинаров Т. А. Сидорчук и много лет плодотворно сотрудничали с ней и НМЦ «Садко» № 242 города Ульяновска. С детьми  наработан материал по словесному творчеству детей: альбомы с придуманными сказками, рассказами, небылицами, картотеки с загадками, стихами.  Изготовлены пособия, игры  по развитию творчества дошкольников в разных видах деятельности. (Опыт работы по внедрению ТРИЗ технологии 4 воспитателя представляли на Всероссийский конкурс «Я - педагог» и стали Лауреатами).

С 2005 года я являлась руководителем городского  методические объединения «Развитие речи дошкольников». Это объединение посещали воспитатели других детских садов города, интересующиеся данной проблемой и имеющие индивидуальную методическую тему по развитию речи своих воспитанников. Заседания проходили три раза в год. Каждое заседание методического объединения включало в себя как теоретическую часть – доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую – проведение занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, выставки, мастер-классы,  подведение итогов творческих и конкурсных детских работ. В работе городского методического объединения принимали активное участие и педагоги нашего детского сада, делясь своим  опытом работы, в том числе и по внедрению ТРИЗ технологии. На данный период на городском уровне работает методическое объединение для логопедов и мастер-классы для воспитателей.

Кроме участия в работе методических объединений в детском саду разработана и реализуется целая система самообразования, включающая следующие формы:

· курсы повышения квалификации по именным образовательным чекам СИПКРО;

· посещение городских методических объединений, сообществ и мероприятий;

· обучение на семинарах, тематических курсах, научно-методических конференциях, проводимых окружными и районными методическими службами;

· самообразование педагогов по индивидуальной методической теме;

· обучение в педагогических ВУЗах, педагогических колледжах;

· аттестация педагогов;

· участие в работе инновационных групп и внедрение ТРИЗ-технологии в образовательный процесс детского сада.

Совместно с педагогами детского сада мы принимаем активное участие во всех мероприятиях -  всероссийских, областных, окружных, городских и внутри детского сада.

Таким образом, функционирование инновационных групп а, следовательно, и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям), способствуют повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, причём не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы в детском саду, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого  и личностного роста.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 02:55 +1
Спасибо за полезный материал! Творческие группы действительно, это инновационно, ведь задача не только их создать, но и организовать их жизнедеятельность!
Светлана Васильевна Кулешова # 12 декабря 2015 в 01:10 -1
Материал, конечно же, замечательный! Нашему бы методисту не мешало с ним познакомиться, а то у пед.состава уже возникает вопрос, для чего нам методист в учреждении нужен?
Здесь же, судя по всем перечисленным пунктам, методист не зря ест свой хлеб и другим расслабляться не дает. Одно только НО! Группы, советы, заседания - это замечательно, НО воспитатель этим должен заниматься, получается, в свое, уже, нерабочее время. А ведь у воспитателя еще и планы, конспекты и проекты и самообразование и и.д и т.п. А еще и семья и другие заботы- интересы в жизни присутствуют. И КОГДА? - я Вас внимательно спрашиваю?)
Фатима Алибулатовна Эльмурзаева # 11 января 2016 в 22:56 +1
Вот читаешь ваш комментарий и думаешь-А ПО ПРАВУ ЛИ ВЫ ЗАНИМАЕТЕ СВОЮ ДОЛЖНОСТЬ??? или просто, как вы указали в комментарии, вы приходите расслабляться от домашних дел и за зря есть свой хлеб? У вас, если вы отдали себя этой нелегкой работе, не должно быть таких мыслей. Или вы просто сидите на этой работе ради стажа и зарплаты??? Тогда не лучше ли поменять место рабоы и уступить ее достойному???
Наталья Леонидовна Лелюк # 28 февраля 2016 в 09:04 0
Комментарий С.В.Кулешовой меня затронул,как старшего воспитателя.Методист координирует,направляет в нужное русло педагогический состав своего учреждения.Но если педагоги пассивны,думают что методист должен их постоянно "тормошить",чему -то учить,то здесь дело не только в методисте,но и в вас.Где ваша инициатива,где ваше самообразование, творческий подход? Начните с себя- прежде всего откройте ФГОС ДО,профессиональный стандарт педагога и перечитайте.Вы приятно удивитесь!
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:24 0
материал актуальный, т.к. сегодня предъявляются серьезные требования в свете ФГОС ДО и к педагогам. в свете новых требований методисту необходимо использовать инновационные методы работы с педагогами для повышения их квалификации.
Елена Александровна Шашенко # 11 марта 2016 в 23:28 +1
Добрый вечер !!! Да ! сегодня очень хорошо когда в садике хороший методист ,грамотный ,он сам много знает ,оказывает помочь своим педагогам ,и тогда весь коллектив работает инновационном режиме ,спасибо за актуальный материал .
Татьяна Александровна Костенко # 25 марта 2016 в 10:28 0
Здравствуйте! Собираюсь отдать ребенка в детский сад! Очень переживаю за методику работы с малышами. Было бы отлично, если бы все воспитатели пользовались такими методами!
Елена Николаевна Игнаткина # 4 декабря 2017 в 00:17 0
Здравствуйте! очень понравился ваш материал, особенно такая инновационная форма, как группа информационной поддержки. Нам нужно идти в ногу со временем, применять в работе ИКТ. В садах работают и молодые педагоги, и педагоги в возрасте, которым трудно справляться с таким объемом нововведений. А данная форма, я считаю, поможет решить эту проблему. Т.к. молодые педагоги также могут стать наставниками.