Особенности коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения

Особенности коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения

Развитие речи у детей с нарушением слуха

Автор: Рыбакова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов Курской школы-интерната I и II вида

Одной из основных особенностей коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения  является принцип коммуникативной направленности. Развитие речи  у детей с нарушением слуха - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

Основная нагрузка в формировании речи  детей с нарушением слуха приходится на уроки развития речи, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

В ряду  мероприятий, используемых на уроках развития речи и формирования произношения с неслышащими воспитанниками, можно выделить несколько направлений.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы воспитанников (сидя-стоя)  в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения.  Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности воспитанников. Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения “сидя” в положение “стоя”.

Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения глухих и слабослышащих воспитанников.

Отличительной особенностью занятий является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей. Каждый ученик находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 см.

Во время урока целесообразно чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких дистанциях. В процессе занятий учитель может выполнять с учащимися упражнений со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудалённых участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам у фронтальной стены.

Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении “стоя”. Для этого учитель периодически дает соответствующие команды и под счет “один, два, три, четыре” ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Особенностью коррекционной работы на уроках  развития речи является развитие мелкой пальцевой моторики воспитанников. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

Важным моментом сохранения работоспособности, умственного и психического здоровья воспитанников во время уроков, является смена видов деятельности,  в течение даже небольшого промежутка времени.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать правильную речь у ребенка

Задержка речевого развития - как предупредить

Игры на развитие речи ребёнка

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

Развитие правильной речи детей в 3, 4 года

Нет комментариев. Ваш будет первым!