Всем нам известны особенности возраста от 2 до 5 лет. Помимо освоения родного языка ребенок занимается словотворчеством. «Мазелин», а не «вазелин» — говорит он (от слова «мазать»). Придумывает много новых слов. Не отделяет предмет от самого слова: слово «карандашик» для него короче слова «карандаш». Но он активно осваивает родную речь. Она влияет на развитие всех психических процессов и необходима ребенку в любой его деятельности. Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. Итак, разговариваем.
Тон беседы вы задаете сами — голосом, жестами, отношением. Говорите вслух о том, что вы делаете, чувствуете (когда вы застилаете постель, вытираете пыль и т. д.). Говорите ясно, четко, не сюсюкая. Чаще вспоминайте о фольклоре: полешках, скороговорках и др. Говорите о том, что делает, думает ребенок. Дополняйте его ответы, но не исправляйте — давайте речевой образец.
Больше спрашивайте о его действиях, чувствах. Всегда спрашивайте об его отношении к услышанной или увиденной сказке, рассказу. Чаше беседуйте о картинках, картинах.
3 года
- осваивает грамматику, кроме глаголов прошедшего времени
- составляет по картине рассказ из 4-5 предложений
- осваивает до 1200 слов
- задает много вопросов
- проглатывает слоги, заменяет звуки
- не делает паузы между словами
4 года
- осваивает почти всю грамматику
- использует при рассказывании по картине до 10 предложений
- осваивает до 1500 слов
- задает много специальных вопросов: что? где? когда? почему? начинает «прочитывать» рассказы в картинках
- осваивает практически все звуки, кроме л, р, ш, щ
- почти всегда его речь связна.
Развивать речь ребёнка лучше всего в игре.
Игра учит находить нужные звуки в начале, середине или в конце слова.
Необходимый инвентарь: игрушки или картинки, в названии которых есть один и тот же звук в разных местах слова.
◈ Как играем: покажите ребенку игрушки, предметы, в названии которых звук «К» — в начале слова (конь), в середине (окно), в конце (сок). Скажите: «Я буду называть предметы, в этих словах есть один и тот же звук». Произнося, выделяйте его голосом (к-к-конь, ок-к-но, сок-к). «Какой звук слышится во всех словах?». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит этот звук в начале, середине, конце слова. Аналогично можно брать все согласные звуки.
◈ Закрепляем: вы можете меняться ролями, если ребенок справляется с заданием. В эту игру можно играть везде: в дороге, на улице, дома с картинками и просто со словами.
Цель игры: познакомить детей со звуками речи - гласными, согласными - и их особенностями.
◈ Как играем: расскажите ребенку, что помимо звуков, которые нас окружают, есть звуки речи, которые мы произносим. Речь помогает нам общаться даже на расстоянии — мы говорим по телефону. Предложите ребенку произнести любые звуки, например, как на приеме у доктора: «Открой рот и скажи "А-а-а-а"». Когда мы удивляемся, мы произносим «О-о-о!».
◈ Звуки бывают разные — гласные, мы их поем голосом, это так называемые «музыкальные» звуки. Предложите малышу пропеть гласные звуки И-Э-А-О-У. Когда мы их произносим, язык нам не мешает. А есть согласные звуки. Некоторые из них можно петь, например: В, М, Н, но нам при этом помогает или язык, или горло. Среди них есть «взрывные» — Б - П; «звенящие» — 3; «фырчащие» — Ф-ф-ф; «дудящие» — Д-д-д; «цокающие» — Ц-ц-ц; «шипящие» — Ш-ш-ш. Придумайте сами с ребенком названия звукам. Произносите их четко. Звуков «мягкий знак» и «твердый знак» нет. Расскажите ребенку, что есть двойные звуки Я, Е, Ё, Ю (йотированные), их тоже можно петь.
◈ Закрепляем: сыграйте в игру «Какие звуки ты знаешь?». Пусть ребенок назовет гласные звуки, согласные, поощряйте его.
◈ Игра «Покатаем на машине» — предложите покатать на машине, например, только те игрушки, которые начинаются на «С» — слон, собачка и т. д. При произнесении слов выделяйте этот звук — «с-с-слон», интонируйте его. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок просит вас посадить игрушки, например, на звук «М». Вы садите в машину мишку, мяч и льва. Заметит ли малыш вашу ошибку и поправит ли вас?
Игра знакомит ребенка с понятием «слово»; предмет и слово, которое его обозначает, - не одно и то же
◈ Как играем: скажите ребенку, что все, что нас окружает: предметы, явления природы, погоды и т. п. — можно назвать словами. Слова можно произносить по-разному, но сам предмет от этого не изменится. Например: «стол» - мы можем произнести это слово тихо и громко, быстро и медленно, ласково и т. д.
◈ Предметы и слова, которые их обозначают, — это не одно и то же. Поиграем в игру «Назови по-другому». Например, «медведь» — как еще можно назвать медведя? (Мишка, медвежонок, медведюшка, медведище и т. д.) «Мама» — как можно еще назвать маму? (Мамочка, мамуля, мамусечка и т. д.)
◈ Каждому предмету можно придумать много слов, но предметы от этого не меняются. Предмет один, а слов, которые мы придумали, много.
◈ Закрепляем: играем в кукольном уголке: вспоминаем много слов про зайчика — зайчонок, заинька, зайчишко, заюшка; мяч — мячик, а может, «мячишко» и т. д.
◈ Проблемный вопрос: а какие слова длиннее — карандаш или карандашик? Покажите при этом длинный и короткий карандаши. Произнесите слова по слогам, хлопая при этом в ладоши.
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Как играем: если ребенок научился находить звуки в названиях предметов, игрушек, картинок, можно поиграть в словесную игру «Назови слова». Например, на звук «С»: вы бросаете ребенку мяч — он говорит: «Слон», — затем он бросает мяч вам, вы отвечаете: «Сани». Бросаете мяч ему, он отвечает: «Мост» и т. д.
◈ Играете до тех пор, пока один из игроков не сможет назвать слово, где есть заданный звук, — он и проигрывает.
➣ Внимание: можно называть такие слова, в которых звук «С» есть в середине и в конце слова (например: нос, ус, носки, лиса и т. п.).
Игра развивает мышление.
◈ Как играем: на столе стоят предметы, игрушки. Показываем игрушку, например, шар. Нужно назвать как можно больше про него слов (описать его): круглый, большой, красный, воздушный, резиновый, легкий. Карандаш — деревянный, зеленый, острый, длинный. Самолет — большой, железный, красный, блестящий и т. д. Подчеркните, что для одного предмета можно придумать много слов.
◈ Закрепляем: играть можно везде — дома, на улице, в магазине, на даче, в дороге, на улице. Придумывайте слова про снег — снежок, красивый, белый, холодный, мокрый. Листок — желтый, легкий, березовый и т. д. В магазине: назовите как можно больше слов про яблоко, сок и т. д.
Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует речь
◈ Как играем: прочитайте стихотворение:
Я найду слова везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
◈ Как играем: давай поищем слова в... воде! Что есть в воде? (Рыбки, камушки, ракушки...) А на полу? (Стул, стол, ковер...) На небе? (Самолет, радуга, солнце, луна, звезды, туна, птицы...) А что есть на носу? (Очки у дедушки...). Фантазируйте. А в кармане есть слова? А в холодильнике?
◈ Закрепляем: играть можно и в дороге, на улице, в магазине, в зоопарке, на почте и т. д. Например, зоопарк — найди слова в клетке {обезьяна, дерево, качели, банан, песок, вода, чашка и т. п.).
◈ Играть можно и с несколькими участниками. И устроить соревнование. Кто назовет больше слов, тот победил. При этом можно давать жетоны за каждое названное слово. А посчитать их может жюри. Одни и те же слова повторять нельзя.
Игра учит делить слова на слоги; развивает чувство ритма.
Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.
◈ Как играем: предложите ребенку прохлопать свое имя, а как это сделать — покажите. При произнесении каждого слога хлопайте в ладоши: два слога — два хлопка (например, Ка-тя). Итак, хлопаем. Сначала прохлопайте имена членов семьи, затем названия предметов в квартире и т. д.
➣ Внимание: Делайте паузу после хлопка и произнесенного слога. Берите любые слова: ок-но, ма-ши-на, са-мо- лет, о-во-щи, сли-ва и др.
◈ Закрепляем: скажите ребенку, что слова можно записать без букв, например имя ребенка Ваня — чертите черточку и одновременно говорите: «Ва-», — чертите вторую и говорите: «-ня» и т. д.
◈ Поиграйте в игру «Черточки». Напишите три черточки — ребенок должен назвать любое слово из трех слогов (ма- ли-на и т. д.). Сначала берите слова с открытым слогом (iса-по-ги, ша-ри-ки и т. д.), затем с закрытым (например, бал-кон). Меняйтесь ролями. Пусть ребенок хлопает в ладоши, а вы произносите слово. Не забудьте ошибиться, ребенок с удовольствием заметит вашу ошибку.
◈ Так, играя, вы поможете ребенку справиться с делением слов на слоги, что необходимо в школе.
◈ Слоги можно и прошагать — чем длиннее слово, тем и больше шагов. Например, вы должны дойти до стула, перечисляя при этом овощи. Кто быстрее дойдет — тот и победил.
◈ Поиграть в игру «Какое слово длиннее?»: утка или уточка, карандаш или карандашик, палка или палочка ит. д.
Задержка речевого развития - как предупредить
Как развивать правильную речь у ребенка
Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет
Особенности коррекционной работы на уроках развития речи в начальный период обучения
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 07:07 0 | ||
|
Надежда Вячеславовна Кандакова # 9 февраля 2014 в 17:51 0 | ||
|
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 7 августа 2014 в 15:50 0 | ||
|