Методические рекомендации для воспитателей
Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог-психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. Нижневартовск
Приемы общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье мне хотелось бы затронуть такую актуальную на сегодняшний день тему как взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в поведении, а так же некоторые методы работы с родителями. Надеюсь, она будет полезна начинающим педагогам.
В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность, тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность - вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии.
Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, я заметила, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как: ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.
Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье, причем родители ребенка должны почувствовать живую заинтересованность воспитателя, желание помочь. Необходимо объяснить родителям, что только на основе сотрудничества с воспитателем удастся прийти к положительному результату. И здесь, на мой взгляд, целесообразна доверительная беседа между родителями и педагогом, в процессе которой находятся ответы на следующие вопросы:
- Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком?
- Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение?
- Существуют ли в вашей семье традиции?
- Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?
- Применяется ли наказание к ребенку?
- Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?
- Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком?
Бывают случаи, когда родители оказываются просто не подкованными в вопросах конструктивного взаимодействия со своим ребенком. В процессе беседы с одним из них удалось выяснить, что их дитя наказывалось буквально за малейшую провинность. На вопрос, почему же так происходит, они ответили: «Что его же надо воспитывать, а то вообще на шею сядет». В данной ситуации родителям необходимо объяснить тот факт, что наказания, тем более не обоснованные, лишают ребенка стимула к какой либо деятельности. Некоторым родителям достаточно одной содержательной консультации, в которой, в доступной для них форме дается понять, что замечания, угрозы в адрес ребенка в ближайшем будущем дадут отрицательный эффект, хотя сию же минуту ребенок и станет послушным и уступчивым, но в последствии – замкнется, у него будет преобладать чувство обиды, тревоги, и как следствие – боязнь неудачи, возобладает чувство ожесточения, повысится агрессивность, которая обязательно найдет в себе выход в процессе общения со сверстниками в группе детского сада.
Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на том, как ребенок нуждается в поддержке, одобрении и похвале, даже если у него что - то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай, сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» - повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.
Подобная родительская тактика, в основном, реализуется в совместной деятельности с ребенком и не важно, какого она характера – интеллектуальная, творческая, спортивная, трудовая, главное, чтобы ребенок чувствовал в себе уверенность, что его всегда поймут и поддержат родители.
Любой воспитатель, работая с детьми, которые имеют отклонения в поведении, безусловно, испытывает определенные трудности, ведь у таких детей затруднены процессы социальной адаптации в коллективе сверстников, они не умеют полноценно общаться, могут обидеть, нагрубить и даже ударить товарища, постоянно требуют повышенного внимания к себе. Следовательно, педагог должен способствовать формированию у таких детей коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу. В связи с этим хочу предложить несколько несложных игр для старших дошкольников (авторы Елена Лютовой и Галина Монина "Шпаргалка для взрослых".), использование которых позволит это осуществить.
Игра "Гусеница"
Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Игра "Смена ритмов"
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Игра "Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
И, конечно же, любой ребенок, тем более с поведенческими нарушениями, всегда должен быть уверен в том, что его ждут в детском саду, ему рады. Встречая утром ребенка, обязательно улыбнитесь ему, скажите несколько добрых слов, поинтересуйтесь о том, чем он занимался дома – и начало хорошему дню положено!
Литература:
Елена Лютова, Галина Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Речь, Сфера 2004
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ