Конкурсы

Приёмы общения воспитателя со старшими дошкольниками

Приёмы общения воспитателя со старшими дошкольниками

Методические рекомендации для воспитателей

Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог-психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. Нижневартовск

Приемы общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье мне хотелось бы затронуть такую актуальную на сегодняшний день тему как взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в поведении, а так же некоторые методы работы с родителями.  Надеюсь, она будет полезна начинающим педагогам.

В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность,  тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность  - вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников. Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии.

Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, я заметила, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как:  ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально. Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.

Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье, причем родители ребенка должны почувствовать живую заинтересованность воспитателя, желание помочь. Необходимо объяснить родителям, что только на основе сотрудничества с воспитателем удастся прийти к положительному результату. И здесь, на мой взгляд, целесообразна доверительная беседа между родителями и педагогом, в процессе которой находятся ответы на следующие вопросы:

- Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком?

- Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение?

- Существуют ли в вашей семье традиции?

- Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?

- Применяется ли наказание к ребенку?

- Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?

- Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком?

Бывают случаи, когда родители оказываются просто не подкованными в вопросах конструктивного взаимодействия со своим ребенком. В процессе беседы с одним из них удалось выяснить, что их дитя наказывалось буквально за малейшую провинность. На вопрос, почему же так происходит, они ответили: «Что его же надо воспитывать, а то вообще на шею сядет». В данной ситуации родителям необходимо объяснить тот факт, что наказания, тем более не обоснованные, лишают ребенка стимула к какой либо деятельности. Некоторым родителям достаточно одной содержательной консультации, в которой, в доступной для них форме дается понять, что замечания, угрозы в адрес ребенка в ближайшем будущем дадут отрицательный эффект, хотя сию же минуту ребенок и станет послушным и уступчивым, но в последствии – замкнется, у него будет преобладать чувство обиды, тревоги, и как следствие – боязнь неудачи, возобладает чувство ожесточения, повысится агрессивность, которая обязательно найдет в себе выход в процессе общения со  сверстниками в группе детского сада.

Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на  том, как ребенок нуждается в поддержке,  одобрении и похвале, даже если у него что - то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай,  сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» - повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.

Подобная родительская тактика, в основном, реализуется в  совместной деятельности с ребенком и не важно, какого она характера – интеллектуальная, творческая, спортивная, трудовая, главное, чтобы ребенок чувствовал в себе уверенность, что его всегда поймут и поддержат родители.

Любой воспитатель, работая с детьми, которые имеют отклонения в поведении, безусловно, испытывает определенные трудности, ведь у таких детей затруднены процессы социальной адаптации в коллективе сверстников, они не умеют полноценно общаться, могут обидеть, нагрубить и даже ударить товарища, постоянно требуют повышенного внимания к себе. Следовательно, педагог должен способствовать формированию у таких детей коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу. В связи с этим хочу предложить несколько несложных игр для старших дошкольников  (авторы Елена Лютовой и Галина Монина "Шпаргалка для взрослых".), использование которых позволит это осуществить.

Игра "Гусеница"

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

Игра "Смена ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Игра "Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

И, конечно же, любой ребенок, тем более с поведенческими нарушениями, всегда должен быть уверен в том, что его ждут в детском саду, ему рады. Встречая утром ребенка, обязательно улыбнитесь ему, скажите несколько добрых слов, поинтересуйтесь о том, чем он занимался дома – и начало хорошему дню положено!

Литература:

Елена Лютова, Галина Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Речь, Сфера 2004

Рекомендуем посмотреть:

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:53 +1
Интересный и нужный материал. Подспорье в работе с родителями. Интересные игры подобраны.Формирование коммуникативных навыков очень важная работа. Спасибо за материал.
Ольга Борисовна Загидуллина # 9 января 2014 в 18:26 0
Мне очень понравился материал. Интересный,познавательный.Игры обязательно буду использовать в своей работе.Спасибо.
Наталья Филинкова # 9 января 2014 в 18:40 0
Оксана, Материал очень актуальный и важный. Вы правы не всегда родители компетентны в этом вопросе, а иногда не хотят замечать проблем ребенка. Хорошо, что пока ребенок в детском саду ему могут оказать помощь воспитатели и узкие специалисты и Ваш материал хорошее подспорье. Спасибо за подборку игр, обязательно попробую.
Светлана Владимировна Бузмакова # 19 мая 2014 в 18:28 0
Очень интересная статья. Нужные игры для формирования коммуникативных способностей. Уже попробовала игру "Гусеница" и "Смена ритмов". Детям особенно понравилась "Гусеница". Просят играть каждый день. Спасибо.
Татьяна Александровна Бакулина # 24 июля 2014 в 21:59 0
Уважаемая Оксана Борисовна, у Вас, по мой взгляд, получились грамотные методические рекомендации для воспитателей по очень актуальной во все времена для детских садов теме - помощь детям с проблемами в эмоционально-личностной сфере. Я абсолютна с Вами согласна, что довольно часто причина проблем таких детей лежит как раз в недостатке внимания к ним со стороны окружающих (в первую очередь, значимых для ребёнка людей)и низкой самооценке (хотя есть и другие 2 мотива "плохого" поведения ребёнка: борьба за власть и желание отомстить за обиду). И роль педагога-психолога или социального педагога (как в моём случае) очень важна, чтобы вовремя помочь и воспитателям, и родителям, и, естественно, самому ребёнку, проведя с ними консультационную и коррекционно-развивающую работу. Спасибо за интересную статью! И успехов Вам в Вашей профессиональной деятельности!
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:50 0
Полностью согласна с Натальей Филинковой! Автору спасибо за статью.
Валентина Сергеевна Русских # 18 августа 2015 в 22:42 0
Я бы добавила, что воспитателю иногда важно "сломать" у родителей стереотип восприятия своего ребёнка ( имеется в виду, отрицательный стереотип),когда родители постоянно делают ему замечания, ругают. В такой ситуации нельзя говорить родителям плохое о поведении ребёнка в детском саду, даже если у воспитателя есть много поводов для серьезного разговора с родителями.Как раз наоборот, нужно замечать как можно больше положительных моментов в поведении ребёнка и именно о них рассказывать, хвалить его вслух при чужих родителях и других детях.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:23 0
Ребенок дошкольного возраста нуждается в поддержке взрослых и оценке своей деятельности. В связи с этим доброжелательное и доверительное общение со взрослым формирует у ребенка положительную самооценку и гармоничное личностное развитие. Спасибо за полезный материал.
Оксана Васильевна Маслова # 2 марта 2016 в 00:34 0
Оксана Борисовна ,очень полезным оказался Ваш материал. В этом году у меня сложные детки, в том числе и с асоциальным поведением. Как же им трудно бывает в детском коллективе. Как трудно их родителям, которые всегда находятся в напряжении и ждут претензий от педагогов, в любую минуту готовы защищаться от нападок. Очень важно найти подход к таким детям и к их родителям. Замечательные игры, возьму на вооружение! Спасибо!