День земли. Сценарий для школьников

День земли. Сценарий для школьников

Конкурс «Нарушители правопорядка»

1. У этих птиц неплохая репутация. Их недолюбливают за их воровские наклонности и нахальство. (Сороки и вороны).

2. О ее дурной привычке знают все: нерадивая мамаша подбрасывает в чужие гнезда свои яйца. (Кукушка. А также вдовушка, медоуказчик.)

3. Свое название животное получило за громкий устрашающий рев. Повышенную громкость их крикам придает резонатор - гортанный мешок. Проснувшись около пяти часов, они начинают устраивать хоровые концерты, продолжающиеся час-полтора. На приезжих людей «спевки» оказывают устрашающее действие. (Ревуны, род обезьян.)

4. Громкий голос этой птицы удивительно похож на хохот человека. Что это за птицы? (Кукабарра, знаменитый смеющийся зимородок, живет в Австралии.)

5. В XIX веке английское страховое агентство Ллойда выплатило владельцам судна несколько тысяч стерлингов за повреждения, нанесенные корабельной обшивке рыбой. У нее скверная привычка нападать на шлюпки, боты и даже крупные суда. Как называется эта рыба? (Рыба-меч.)

6. Кто слывет «разбойником с большой дороги» среди морских птиц? (Фрегат. Она величественно парит в вышине и вдруг превращается в «истребитель-перехватчик», перехватывая добычу у пеликанов, бакланов, олушей и даже чаек. Фрегатов называют пиратами теплых морей).

Эрудит-пауза «Это интересно». Цветочные часы

Ведущий 2. Когда речь заходит о растениях - индикаторах времени, непременно вспоминаются цветочные часы известного шведского ботаника Карла Линнея. Именно этот ученый обратил внимание на периодичность открывания и закрывания цветков разных растений. Однако не Линнею принадлежит приоритет в этой области. Древние греки и римляне за много веков до того высаживали на клумбах растения, с помощью которых определяли время суток.

Итак, периодические изменения положения органов (листьев, побегов, цветков), совпадающие со сменой дня и ночи, - это сон и бодрствование растений. Интересно, что эти свойства они не утрачивают даже в искусственных условиях постоянного освещения или полной темноты. Хороший пример растения - индикатора - знакомая всем кислица. С закатом солнца ее листочки опускаются, прижимаясь нижней стороной к черешку и друг к другу. Пробуждение наступает около 6 часов утра - растение вновь обращает листья к солнцу. Так же на приближение ночи реагируют белая акация и фасоль, а вот клевер вечером поднимает листики вверх.

С чем же связано такое поведение? Периодические движения растений исследовал Чарльз Дарвин и пришел к выводу, что во время «сна» листья принимают положение, обеспечивающее минимальные потери тепла и защищающее от ночной прохлады. В зависимости от времени суток у некоторых видов растений периодически изменяется интенсивность выделения нектара и ароматических веществ. Цветки левкоев не спят ни Днем, ни ночью, но лишь с заходом солнца можно почувствовать Их нежный запах. Такое поведение растений вполне практично - пока насекомые-опылители неактивны, левкои не расходуют приманивающие их душистые вещества. Свой режим работы и у гречихи - больше всего нектара в ясную погоду выделяется в утренние и вечерние часы.

Конкурс «Экологическая задачка»

Командам предлагается обсудить проблему, сделать экспертное заключение.

Проблема. Компания «Лукоморье» получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании, для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, так как они защищают почву от эрозии. Однако заказчик настаивает и на посадке кустарников. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, так как потребует дополнительных финансовых затрат, притом что кустарники не играют решающей роли в предотвращении эрозии. Дирекция фирмы обращается к специалистам-зоологам с просьбой дать заключение о целесообразности посадки в лесополосах не только деревьев, но и кустарников.

Экспертное заключение. Кустарники защищают деревья в первые годы жизни от ветров, заморозков и снегопадов. В зарослях кустарников поселяются птицы, которые регулируют численность насекомых, питающихся листвой и корой деревьев. Заросли кустарников создают благоприятные условия для роста лесных видов трав (затенения, влажность), способствуют увеличению видового разнообразия на участках, занятых лесополосами. В результате формируется сообщество, устойчивость которого значительно выше, чем у системы, состоящей преимущественно из деревьев.

Вывод. Посадка кустарников при создании лесополос оправданна и необходима как с экологической, так и с экономической точки зрения.

Дополнительное задание. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ о взаимосвязях в природе.

1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.

3. Пришлось человеку помириться с филином.

4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.

5. Худо стало человеку без меда и молока.

6. Не стало филина - расплодились мыши.

7. Мало стало травы — коровы молока не дают.

8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»-

(Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.)

Дополнительный материал

Кроссворд с ответами по теме «Тайны и загадки и природы»

По вертикали. 1. Весь окружающий нас растительный мир называется именем древней богини цветов и юности. Как ее звали? (Флора.) 2. Растение, шагающее по стене. (Плющ.) 3. Самое распространенное дерево в нашей стране. (Лиственница.) 4. С каким фруктом у французов ассоциируется слово «орхидея»? (Апельсин. Оранж (фр.) - орхидея.) 5. Экологический журнал. («Свирель».) 6. Материал, из которого шершни строят свои дома. (Бумага. Они вырабатывают ее из древесной коры.) 7. Родич белки, чемпион по сну среди зверей. (Сурок.)

По горизонтали. 4. Студенистое одноклеточное существо, которое можно рассмотреть только под микроскопом. (Амеба.) 8. Мягкотелые животные, имеющие панцирь. (Моллюски.) 9. Экзотическое растение, обладающее целительными свойствами. (Алоэ.) 10. Цветок, очищающий и освежающий воздух. (Герань.) 11. Птица, которая может одновременно видеть и впереди себя, и за спиной. (Вальдшнеп.) 12. Комнатный каучуконос (Фикус.) 13. Организация энтузиастов, обеспокоенных растущим загрязнением окружающей среды. В переводе ее название обозначает «зеленый мир». (Гринпис.) 14. Сложный орган пчелы, с помощью которого она откладывает яйца. (Жало.) 15. Птица-гигант, родом из Южной Америки или Австралии, которая не может летать. (Страус.) 16. Растение, родом из Америки, выносливое и неприхотливое. (Кактус.) 17. Какая хищная птица видит почти в восемь раз лучше человека? (Сокол.)

Экологические частушки о воздухе, лесе и воде

Шар земной - наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

 

Нам природа подарила

Разум, силу и уменье.

Воздадим же ей сполна,

Чтоб она жива была.

 

До чего ж природу жалко!

Не губи ее красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

 

То бросаем, то уроним

На дороге, на траве.

Мы все в мусоре утоним,

Если мусор в голове.

 

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

Сколько мусора везде,

Нет нигде цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьет окошко.

 

По лесочку мы пойдем,

Мусор вместе уберем.

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

 

О воде мы спорим много,

Как ее для всех сберечь.

И без слов всем надо помнить,

Без нее и хлеб не спечь.

 

В воздухе прохлада, свежесть,

Но нам снится страшный сон,

Как от лаков «Локон», «Прелесть»

В дырах наш земной озон.

 

Вырос урожай высокий.

Но какой в нем интерес?

В этих овощах нет пользы,

Их даже свинья не ест.

 

Чтобы ели - не болели,

Пили воду, - не боясь,

Нужно, чтоб нигде не смели

Портить землю отродясь!

 

Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,

Как бывало в старину.

 

Я прекрасный видел сон,

Не позабудется мне он.

Вот он глобус - шар земной,

Такой чистый и родной.

 

Леса рубить я прекращаю,

Деревьев новых насажаю:

Пусть плодоносят и цветут,

На радость людям пусть растут.

 

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Автор: В. Холкин

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Программа факультатива «Экология комнатных растений», 6-7 класс

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Страницы: 1 2 3
Наталья Токаревских # 18 февраля 2014 в 22:14 +1
День земли. Празднуется в школах и ОДОД довольно широко. В тексте не очень понятно- на какой конкретно возраст рассчитан праздник. Я как методист ОДОД хотела бы применить его именно в дополнительном образовании! Помните, как это важно: Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер –  пожнете судьбу!   У.Теккерей
Татьяна Леонидовна Косенкова # 1 апреля 2014 в 16:25 +1
Спасибо, очень ценный материал, пригодится для экологической смены в лагере.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 09:59 +1
Мне материал ОЧень понравился, но брать его целиком я бы не рискнула: мне показалось, что он перенасыщен немного, да и вопросы многие требуют предварительной подготовки ( по материалам произведений, ведь не читая, невозможно ответить на них). Хороши вопросы, ответы на которые можно найти не зная, а думая. Или предложить заранее учащимся список рекомендованной литературы. Поскольку вопросы сложные, я бы рекомендовала это мероприятие как соревновательное между командами эрудитов средних классов.
Обязательно возьму на заметку, ведь из такого обилия интересной информации и вопросов всегда можно выбрать что-то для своего мероприятия!
Спасибо!
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 09:16 0
Много интересного в рассказах ведущих. Вопросы литературные,я думаю, сложноваты. Можно было бы как-то разнообразить более лёгкими, чтобы у ребят, как говорится, "не опустились руки" от того, что они не знают ответы на многие вопросы. Кстати, правильное название "орангутан". Но в целом, задумка хорошая!
Ганна Михайловна Гуцуляк # 19 января 2019 в 17:23 0
Интересные вопросы, я бы их использовала в разработке игры на эрудицию, а слова ведущего в качестве информационного материала. Спасибо.