Конспект урока математики в начальной школе. Ознакомление с задачами на нахождение суммы длин сторон многоугольника

Урок математики для младших классов. Тема: Ознакомление с задачами на нахождение суммы длин сторон многоугольника. Знакомство с внутренними и внешними планетами, с планетами-гигантами

Цели:

– создать условия для понимания учащимися темы «Сумма длин сторон многоугольника» для ознакомления с внутренними и внешними планетами, планетами-гигантами, внутренним строением планет;

– ввести понятие «периметр фигуры»;

– способствовать совершенствованию вычислительных навыков;

– содействовать развитию умения решать задачи изученных видов, расширению знаний о строении Солнечной системы.

Оборудование: изображения геометрических фигур, таблички с представленными формулами периметра, дощечки с резинками, линейки, модель Солнечной системы, модели планет.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель. Сегодня мы с вами почувствуем себя в роли путешественников-исследователей, которые занимаются изучением космического пространства. Путешествие наше будет проходить на межпланетной станции «ВОЯДЖЕР-2».

- Проверим, готовы ли мы к полёту, в порядке ли наше снаряжение. Корректировать нашу работу будет Центр управления полётом. Это наши гости. Полёт будет интересным, мы узнаем много нового.

- Итак, перед нами Солнечная система. (Демонстрация модели Солнечной системы.) Сколько планет в неё входит?

Учащиеся. 9.

Учитель. По какой орбите движется наша планета Земля?

Учащиеся. По третьей.

Учитель. Пока наш корабль выходит на околоземную орбиту, мы с вами проведём некоторые расчёты. Для выполнения заданий во время полёта мы будем вести бортовой журнал, куда будем заносить основные наблюдения. Запишите сегодняшнее число, день отправления нашего экипажа. Что можно сказать об этом числе?

Учащиеся. Число 15 - двузначное. Состоит из 1 десятка и 5 единиц. Не круглое. Нечётное. Предыдущее - 14. Последующее - 16.

II. Актуализация знаний.

1. Вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий:

45 ... __ = 9

35 ... __ = 5

__ ... 8 = 4

6 … __ = 24

2. Выполните действия и сравните:

(3 + 24): 3 • 24 : 3 + 3

30 - 9 : 3 • (30 - 9): 3

3. Сколько нужно провести отрезков, чтобы они разделили пятиугольник на 3 треугольника?

- Итак, мы на орбите. Что мы знаем о нашей планете Земля? Сообщения учащихся.

Учащиеся. Земля - наша космическая Родина, планета жизни. Атмосфера Земли содержит кислород, необходимый для дыхания. Земля населена растениями и животными, на ней живут и трудятся люди.

Учитель. Планета Меркурий предлагает нам решить задачу:

Расстояние от Солнца до Меркурия 58 млн км, а планета Венера удалена на 50 млн км дальше. Найдите расстояние от Венеры до Солнца.

- По каким орбитам движутся эти планеты? Что вы знаете о них?

Сообщения учащихся.

Учащиеся. Венера - соседка Земли. Планета окутана толстым слоем облаков. Атмосфера планеты очень плотная. Дышать на Венере нельзя из-за ядовитых газов. На планете царит жара.

Учащиеся. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета. Она небольшая. Поверхность Меркурия очень похожа на лунную. На планете нет воздуха, нет атмосферы. Здесь невыносимо жарко днем и очень холодно ночью.

III. Изучение нового материала.

Учитель. А теперь наш корабль летит к планете Марс. Путь будет долгим, и ЦУП предлагает нам получить новые знания. Будьте внимательны. От этого зависит успех нашего полёта. Нам по монитору передали задание:

- Подберите названия к фигурам, которые вы видите.

Демонстрируются фигуры, их названия - на карточках. Равные стороны каждой фигуры обозначены одинаковым цветом.

- Что вы можете сказать о сторонах квадрата, треугольника, прямоугольника, трапеции?

Учащиеся. Стороны одного цвета - одинаковы.

Учитель. Сколько сторон у этих фигур?

Учащиеся. У квадрата - 4, у треугольника - 2, у прямоугольника - по 2, у трапеции - 2.

Учитель. Как найти сумму длин сторон многоугольника?

Высказывания учащихся.

Учащиеся. Нужно измерить все стороны и сложить их длину.

Учитель. Сумма длин сторон многоугольника называется периметром и обозначается латинской буквой Р.

IV. Первичная проверка понимания изученного.

Учитель. Изобразите квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию с помощью дощечек и резинок («Деревянные дощечки» из дидактических материалов М. Монтессори) (показывает карточку с изображением фигур).

- Что значит найти периметр?

Учащиеся. Найти сумму длин сторон многоугольника.

Учитель. Подберите к каждой фигуре формулу, по которой находится ее периметр. Докажите.

Выставляются карточки.

Учитель. Итак, мы подлетели к ещё одному соседу Земли - Марсу. Капитан экипажа передал на Землю следующее сообщение.

Сообщения учащихся.

Учащиеся. Марс - сосед Земли. У Марса есть атмосфера, поверхность планеты покрыта красноватым песком. На этой планете гораздо холоднее, чем на Земле.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Ветер дует нам в лицо.

(Развести руки в стороны.)

Закачалось деревцо.

(Выполнить наклоны туловища влево, вправо.)

Ветер тише, тише, тише.

(Выполнить глубокие приседания.)

Деревцо все выше, выше.

(Подняться на носочки, вытянуть руки вверх.)

Учитель. Мы с вами побывали на четырёх планетах: Меркурии, Венере, Земле и Марсе. Это планеты внутренние - наиболее близкие к Солнцу. Их называют каменными планетами, потому что они состоят из твёрдых горных пород и металла. Внутренние планеты имеют различные размеры, но все они намного меньше гигантских планет.

-Теперь мы направляемся к двум самым большим планетам Солнечной системы: Юпитеру и Сатурну. ЦУП решил проверить наши знания и предлагает решить задачу.

V. Применение знаний.

Задача. При испытании двигателя израсходовали 48 литров горючего. В баке осталось 50 литров. Сколько литров горючего было в баке сначала?

Решение задачи у доски.

Учитель. Пока мы решали задачу, командир экипажа обработал полученные данные и фотографии этих планет. Давайте послушаем.

Сообщения учащихся.

Учащиеся. Юпитер - самая большая планета. Полосы и пятна на Юпитере - громадные атмосферные вихри. Твердой поверхности на планете нет, вся она - это гигантский «океан из газа».

Учащиеся. Сатурн очень похож на Юпитер и лишь немного меньше его. Сатурн не имеет твердой поверхности, это гигантский газовый шар. Планета знаменита своими кольцами, они состоят из маленьких спутников разных размеров.

Учитель. Юпитер и Сатурн - 2 самые большие планеты Солнечной системы. Они быстрее других вращаются вокруг своей оси. Обе планеты - громадные шары из жидкости и газа, не имеющие твёрдых поверхностей, так что космический корабль не может сесть на них.

- А теперь мы держим курс к планете Уран. Давайте проведём некоторые расчёты, чтобы кое-что узнать о ней, записи будем делать в бортовой журнал (тетрадь). Посмотрим, что показывают приборы.

Самостоятельное решение примеров из текста учебника по выбору учителя.

- Что же показали наши расчёты?

Сообщения учащихся.

Учащиеся. Уран - планета сине-зеленого цвета, третья по величине в Солнечной системе. Уран похож на своих соседей, тоже состоит из газа. Вся планета - это атмосферный океан.

- С двух последних планет межпланетные станции передали фотографии и образцы пород. Но нам предстоит решить ещё одну задачу:

Планета Нептун имеет 8 спутников, а Плутон на 7 спутников меньше. Сколько спутников имеет Плутон?

Сообщения учащихся.

Учитель. Что мы ещё узнали об этих планетах?

Учащиеся. Нептун - гигантский газовый шар синего цвета. Эта планета похожа на Юпитер, Сатурн и Уран. По величине Нептун - четвертый, он чуть меньше Урана.

Учащиеся. Плутон - самая далекая от Солнца и самая таинственная планета. Кроме того, это самая маленькая планета, она состоит из замерзших газов.

Учитель. Уран, Нептун и Плутон - называются внешними планетами, потому что они дальше всех расположены от Солнца.

- Мы успешно справились со всеми заданиями и теперь возвращаемся назад.

VI. Итоги урока.

Учитель. Понравилось ли вам наше путешествие?

- Что такое периметр? Как его найти у разных фигур?

VII. Рефлексия.

Учитель. Я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите из предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке и прикрепите рядом с ней рисунок нашей планеты.

• Сегодня мне было интересно на уроке.

• Я узнал много нового.

• Я хочу, чтобы таких уроков было больше.

• Сегодня мне было скучно.

- Путешествие окончено. Наш экипаж возвращается на Землю. Спасибо вам за урок.

Домашнее задание.

К следующему полёту подготовиться дома и провести свои расчёты.

Предлагается выполнить задания из текста учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики 2 класс по теме: Взаимно-обратные операции

Урок математики, 3 класс. Составление таблицы Пифагора

Конспект урока математики 2 класс по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел

Конспект урока по математике в 3 классе «Остроугольный треугольник»

Конспект урока математики 2 класс по теме: Прямая. Параллельные прямые

Нет комментариев. Ваш будет первым!