Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Я. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Россия - Родина моя. Буква Я я»

Цели: познакомить учащихся с буквой Я я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.

Формируемые УУД: сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Пропедевтика: йотированные гласные.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных звуков?

— Какая буква может обозначать два звука?

— В каких случаях она обозначает два звука?

— Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё буквы, которые могут обозначать два звука?

II. Актуализация знаний

— Прочитайте текст «Кто кем работает» на с. 109 учебника.

— Найдите и прочитайте слово, в котором буква е обозначает два звука. («Работает».)

— Найдите слово, в котором буква е указывает на мягкость предшествующего согласного звука. («На заводе».)

Сегодня вы познакомитесь с новой буквой — подругой буквы е.

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [й’а]

— Откройте учебник нас. 111. Что изображено в красной рамке справа? (Яблоки и яблоня.)

— Что вы можете сказать о схемах к этим словам? (Примерный ответ. Они одинаковые: три слога в каждой, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных звуков, мягких и твёрдых согласных. Одинаковая последовательность звуков в слове: мягкий согласный, гласный, два твёрдых согласных, гласный, мягкий согласный, гласный звуки.)

— Какие первые два звука в каждом из этих слов?

Когда рядом слышатся два звука в следующей последовательности: [й’а], в письменной речи употребляется буква я.

— Какую букву, обозначающую в некоторых случаях два звука, вы уже знаете? (Букву е.)

— В каких случаях буква е обозначает два звука? (В начале слова и после буквы, обозначающей гласный звук: «еда», «своей».)

— В каких случаях буква е обозначает один звук?

— Что происходит с согласным звуком, если в слове за ним следует буква е?

— Проанализируйте слова «вялит», «валит», «зяблик», «зайка».

— Прочитайте в учебнике на с. 110 и 111 тему урока.

— Придумайте слова, начинающиеся с буквы я. (Примерный ответ. Яма, ягуар, ясень, яхта, яр, ячмень, ящерица, ясно, ярус, ярость, янтарь, ярлык, ягода, ябеда, ягнёнок, ядро, яйцо, Якутия, Ялта, Япония, Яна.)

2. Знакомство с буквой Я я

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

— А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Я не только буква Я —

Буква, слог и слово!

А. Шибаев

(Учитель сравнивает печатные буквы Я, я с письменными.)

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 20. Что держит в руке девочка? (Яблоко.)

— Девочка показывает вам последовательность написания строчной буквы я. Напишите эти элементы.

— Напишите строчную букву я.

— В тренажёре на с. 54 потренируйтесь писать строчную букву я по контурам.

— Напишите печатную букву я.

— Рассмотрите рисунок в прописях на с. 21. На что опирается мальчик? (На якорь.)

— Рассмотрите последовательность написания заглавной буквы Я. Напишите элементы.

— Напишите заглавную букву Я.

— Запишите слова «яблоко», «якоря» в ваш словарик.

(При работе с Пр. 2: с. 20, 21 тетради 3.)

— Кто запомнит больше слов с буквой я? Послушайте текст.

— Ярмарка! Ярмарка! Ягоды-яблоки. Ядрышки ядрёные. Ячмень яровой. Ядрица. Яшма, яхонты, янтарь — ярусами, ящичками ясеневыми. Язи! Яства!

Яркая ярмарка! (Л. Яхнин)

— Какие слова вы запомнили?

— Какие слова непонятны для вас?

(Учитель объясняет значения некоторых слов: «язь» — название рыбы, «яства» — еда, кушанье.)

— Выполните фонетический разбор слов «яма», «яблони», «Рая» и «Зоя».

— В каких случаях буква я обозначала два звука? (В начале слова и после гласного звука.)

— В прописях на с. 20 напишите два раза слово «яма» и один раз слово «яблони».

— Выполните фонетический разбор слов «Ян», «Яна».

— Запишите эти слова в прописях на с. 21.

— Напишите предложения на с. 20.

(Каждое предложение анализировать.)

— Прочитайте с доски слово «земля».

— Где стоит буква я? После какой буквы?

Если буква я стоит после согласного, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук [а].

— На с. 111 учебника, внизу прочитайте правило о букве я. (Учитель читает вопросы и задания на с. 110. Дети отвечают.)

— Что вы видите на иллюстрации? (Изображение нашей страны на карте.)

— Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москвы.)

— Почему именно этот город так важен для нашей страны?

— На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?

— Как называется страна, в которой мы живём? (Россия, Российская Федерация.)

(Учитель вывешивает на доске карту Российской Федерации.) Основными символами нашего государства являются герб, флаг, гимн. Перед вами карта нашей страны, Российской Федерации. Вот здесь находится столица нашей Родины, а вот в этом месте живём мы.

(Показывает на карте.)

— Прочитайте пословицы на с. 110 учебника.

— Чему они нас учат?

— Чем славны русские люди?

— Кому мила родная сторона?

— Прочитайте текст на с. 111.

— Что дети посадят у дома?

— Чему будут рады мама, папа, сестра?

Место, где ты родился и живёшь, - это малая родина. Каждый старается на родине посадить сад, цветы, построить дом.

(Учитель проводит беседу о флаге Российской Федерации.)

- Запишите в рабочей тетради: «Россия», «Родина», «Москва», «Земля», «Русские трудом славны».

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

- В прописях на с. 21 прочитайте пословицу, записанную печатными буквами. Напишите её письменными буквами.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Воздушный шарик», «Рубим дрова».)

«Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

«Рубим дрова» (исходное положение: стоя; пальцы рук сцеплены в замок). На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

2. Артикуляционная разминка

(Ученики выполняют упражнения «Щёчки», «Хомячок», а затем задания 2, 4, 5-7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 64, 65.)

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют задание 1 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 64: проговаривают скороговорку 5—6 раз.)

— Прочитайте предложения-перевёртыши.

Около меня не молоко.

Я и лилия.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Выполните фонетический разбор слова «маяк».

— Почему в слове «маяк» звуков больше, чем букв?

— В тренажёре на с. 55 напишите письменными буквами предложение, которое начинается со слова «маяк».

— Что говорится о маяке во втором предложении?

— Напишите его письменными буквами.

— В обоих предложениях подчеркните основу.

— Прочитайте слова в столбиках на с. 112 учебника.

— Что изображено на иллюстрации на этой же странице?

— Что плывёт по морю?

— Кто кружит над палубой корабля?

— Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?

— Прочитайте текст «Маяк».

— Что сделал ветер?

— Насколько сильно потемнело?

— Что сверкает вокруг?

— Как взлетает морская волна?

(Учитель показывает репродукцию картины «Девятый вал» И. Айвазовского.)

— Куда спешат в бурю и шторм суда?

— Что встретилось им на пути к берегу?

— Как светит маяк?

— Так для чего же нужен маяк? (Указывать судам путь к берегу, в порт.)

— Прочитайте слоги с буквами а, я на с. 113.

— Чем различается произношение этих слогов? (В них везде есть звук [а], но согласный звук слышится твёрдо или мягко.)

— Прочитайте, а затем проговорите на одном дыхании каждую скороговорку на с. 113 несколько раз.

(Учитель проводит беседу о здоровом образе жизни.)

В движении — здоровье,

Движенье — это жизнь.

Играй, скачи и прыгай

И в танце покружись.

Движенье от болезни

Избавит без труда.

Движенье нам полезней

Лекарства иногда.

Скользи зимой на лыжах,

Играй всё лето в мяч,

И о себе услышишь:

«Ему не нужен врач»!

Е. Шестопалова

— Прочитайте текст «Земля».

(Беседа о первом человеке, полетевшем в космос, о развитии космонавтики, о роли нашей страны в космических исследованиях.)

— «Земля» — это многозначное слово. Какие его значения вы знаете? (Планета, суша, почва.)

— Прочитайте и запишите предложения на с. 21 прописей.

— Отгадайте загадку.

Я на пне её застала,

Думала, она устала.

Я поймать её хотела,

Но в ладошку поглядела —

Чудеса! Вот это да!

Ускользнула без хвоста! (Ящерица.)

А. Кочергина

(Хорошо читающие дети читают стихотворение Я. Акима на с. 116 учебника. Дети получают задание при первичном чтении ставить логическое ударение только на первое слово каждой строки, при повторном прочтении — на второе слово, в третий раз — на третье слово. А затем ученики читают и ставят логическое ударение произвольно. После этого учитель спрашивает детей, в каком случае стихотворение понравилось им больше.)

— Ответьте на вопросы к этому стихотворению.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

— Прочитайте пословицы, написанные на доске, и объясните их смысл.

• Язык болтает, а голова не знает.

• Я — последняя буква в азбуке.

- В каких жизненных ситуациях их лучше употреблять? (Ученики выполняют задания 8 и 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 65: озаглавливают первый текст, ставят вопросы к текстам, читают по цепочке, в парах. Обучение смысловому чтению.)

- Найдите в тексте задания 8 и прочитайте все слова, обозначающие действия предметов. (Растут, посеяли, поливали, полол, ставил, красила, лаял.)

VIII. Подведение итогов урока

— Когда буква я обозначает два звука?

— Кто из вас знает больше слов, которые начинаются с буквы я?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!