Цели: познакомить учащихся с буквой К к; развивать умение читать сочетания букв, слоги, слова, предложения; развивать речь, фонематический слух, внимание, логическое и вариативное мышление, память; формировать уверенность при выполнении заданий повышенной сложности; воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий, интерес к чтению.
Формируемые УУД: обобщать и систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно давать определение (толкование) слова; классифицировать буквы; выделять в речи омонимы.
Пропедевтика: понятия «литературная сказка», «переносное значение слов»; оформление обращения при письме.
I. Включение в учебную деятельность
— Знаете ли вы, какие ещё уроки, кроме обучения грамоте, письму и математике, у вас будут, когда закончится первая учебная четверть?
(Ответы детей.)
В ранце моём учебников много,
Про них загадать я загадку готова.
Этот учебник научит читать. (Азбука.)
Этот — задачи, примеры решать. (Математика.)
Этот — поможет мне грамотной быть. (Русский язык.)
Этот — научит природу любить. (Окружающий мир.)
Этот — расскажет о прошлом народа. (История.)
Этот — подскажет, где басня, где ода. (Литературное чтение.) Этот — поможет компьютер включить. (Информатика.)
Этот — научит лепить, мастерить. (Технология.)
Этот — научит общаться с прохожим,
В трудностях жизни он очень поможет. (ОБЖ.)
Этот — поможет общаться с друзьями,
Научит писать поздравленья стихами. (Развитие речи.)
Все ли учебники названы нами?
Пусть они станут твоими друзьями!
— Много предметов вас ждёт, а пока нужно учиться читать и писать. Какие буквы вы уже знаете?
(Работа с лентой букв на с. 47 учебника. Затем ученики выполняют задание 12 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 29.)
— Повторим написание строчной и заглавной буквы с в тренажёре на с. 27, 28.
II. Актуализация знаний
(Чтение стихотворения И. Бунина на с. 45 учебника. Конкурс на лучшего чтеца.)
— Прочитайте выразительно стихотворение В. Берестова на с. 47 учебника.
(Анализ предложения «Умный слон читает ,,Азбуку“».)
Мы с вами тоже изучаем буквы по «Азбуке». Сегодня вы узнаете новые буквы, научитесь читать новые слова.
III. Постановка целей и определение темы урока
— Как квакает лягушка? (Ква-ква.)
— Как кукует кукушка? (Ку-ку.)
— Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку.)
— Как мы зовём кошку? (Кис-кис.)
— Какие звуки звучали в начале ваших ответов? (Звуки [к] и [к’].)
— Это гласные или согласные звуки?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуками [к] и [к’]
(Учащиеся показывают артикуляцию звуков.)
Итак, сделаем вывод. Звуки [к] и [к’] согласные, глухие. Буква к может обозначать твёрдый и мягкий звук.
— Откройте учебник на с. 49. Что изображено на рисунках в красной рамке? Выполните слого-звуковой анализ слов. (Мак — маки.)
— Что обозначает слово «мак»? (Это цветок алого цвета.) Правильно, но только если это многолетнее растение. Бывают маки и однолетние — разных расцветок: белые, красные, бордовые. Маки имеют четыре лепестка. У них красивые резные листья.
— Составьте предложения со словами «мак» и «маки».
2. Знакомство с буквой К к
(Учитель проводит сравнение печатных и письменных букв К, к.)
— Откройте тренажёр на с. 29. В верхней части страницы даны печатные и письменные буквы К, к. Рассмотрите их внимательно.
— Напишите три строчки строчной буквы к, следуя контурам букв.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 18. Кто пришёл вам сегодня на помощь?
(При работе с Пр. 2: с. 18, 19 тетради 2.)
— Чем занят клоун?
— Пока клоун занят, я вам объясню написание строчной буквы к. Посмотрите на колокольчики и обведите их строго по направлению стрелок.
— Можно ли написать без отрыва руки то, что вам показал клоун? (Примерный ответ. Нет, две линии начинаются в одной точке, но идут в разных направлениях. Поэтому нужно оторвать руку, чтобы изобразить этот колокольчик.)
— Напишите строчную букву к на трёх строчках ниже. Начинаем вести прямую черту от верхней линии рабочей строки вниз до нижней линии. Затем возвращаемся по написанному вверх до середины линии, плавно закругляем вправо. Доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем вправо. Отрываем руку и начинаем писать третий элемент буквы.
— В учебнике под схемой слова «маки» прочитаем по очереди слоги и сразу напишем их в прописях нас. 18.
(Учителю на заметку. Далее на всех уроках читаем по одному слогу, анализируем и сразу пишем: ка — первый звук, второй звук. Записываем. Затем разбираем второй слог и т. д.)
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
Г. Ванюхина
(На доске записаны слова.)
Булка, ветка, кит, кино.
Клетка, ключ, кошка, сороки.
Коньки, крокодил, кукушка, кресло.
— Где спрятался звук [к] или [к’]?
(Дети определяют позицию звука в словах, записанных на доске. Затем выполняют задания 3 и 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» нас. 30, 31.)
— Почему слоги в задании 8 читаются с затруднением? (Не очень легко читать, когда два согласных подряд: «кса», «ксы» и т. д.)
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
(Упражнения «Свеча-1», «Именинный пирог».)
«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Именинный пирог». Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.
2. Артикуляционная разминка
(Ученики выполняют упражнения «Губы», «Щёчки», «Лошадка», а затем задание 4 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 30. Следить за артикуляцией губ, положением языка. Каждый слог прочитать по три-четыре раза.)
«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.
«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.
«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.
3. Работа над дикцией
(Дети выполняют задание 7 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 31: составляют чистоговорки с помощью рисунков.)
Ко-ко-ко — ... (пейте, дети, молоко).
Ка-ка-ка — ... (испугались мы жука).
Ки-ки-ки — ... (ели дети шашлыки).
(Провести беседу о лесных пожарах из-за непотушенных костров.)
— Послушайте скороговорку.
(Вариативное задание на выбор учителя.)
1. Коси, коса, пока роса.
Роса долой — коса домой.
2. Крошка кошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
3. У Кондрата куртка коротковата.
4. Коля колет колья.
(Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)
— Выполним задание 9 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 31. Что интересного вы заметили? (Слова в верхнем ряду являются частью слов в нижнем ряду.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте слоги в тренажёре на с. 29. Напишите их по образцу.
— Напишите их в прописях (Пр. 1) на с. 18.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 18, 19 тетради 2.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 48 учебника. Какую сказку изобразил художник? (Сказку «Кот в сапогах».)
— Что изображено в левом верхнем углу? (Большой замок.)
— Откуда выехала карета?
— Как она выглядит?
— Сколько лошадей везёт карету?
— Кто погоняет лошадей?
— Обратите внимание на дорогу. Что вы видите? (Она неровная, петляет, вымощена булыжником.)
Это мостовая. Она выложена из специально отёсанных камней, которые добывают в каменоломнях. Такие дороги очень прочные.
— Кто изображён в правой части иллюстрации?
— Почему вы решили, что это косари?
— Кто изображён в центре иллюстрации?
— Кого Кот в сапогах встречает с почтением?
— С какой просьбой он обращается к косарям?
— Какой рассказ у нас получился? (Примерный рассказ. В левом верхнем углу изображён старинный замок. Оттуда красивые рыжие кони везут карету. Карета красиво украшена. Мужчины ручными косами косят траву. Кот в сапогах ведёт беседу с косарями, убеждая их в чём-то.)
— Кому из вас взрослые читали сказку «Кот в сапогах»?
(Анализ предложения «Косари удивились просьбе Кота».)
— Как вы понимаете смысл пословицы «Каков мастер, такова и работа»?
Ваша главная работа — научиться читать и красиво, аккуратно писать. По вашей ученической работе ваши родные будут видеть, какие вы мастера своего школьного дела. Письмо требует от ученика терпения, усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и к тому, кто будет читать написанное вами.
— Прочитайте пословицы на с. 48 учебника. Что означают эти пословицы?
— Чему они нас учат?
— Подчеркните в пословицах букву к.
— Ответьте на вопросы в синих рамочках на с. 49: звуки [к], [к’] гласные или согласные? Поясните свой ответ.
— Эти звуки мягкие или твёрдые?
— В каком случае этот звук бывает мягким? (Если за звуком [к’] следует звук [и].)
— Проанализируем слова, приведённые под синей рамочкой. Обратите внимание: в словах буквы все одинаковые, но расположены по-разному. Поэтому и обозначают не одно и то же.
(Учителю нужно добиваться чёткого, орфографического правильного слогового чтения, что является основой для грамотного письма. К орфоэпическому чтению можно перейти частично после окончания букварного периода.)
— Прочитайте диалог на с. 49.
(Закрепить знания о диалоге.)
— Кто изображён на рисунке на с. 49?
— Чем заняты мальчики?
— Как вы думаете, они хорошо работают?
— Повторите ещё раз пословицу, которая является темой нашего урока.
— Можно ли сказать о мальчиках, что они хорошие мастера и работа у них спорится?
— Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму или кепку?
— Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?
— Опишите траву, которую дети косят.
— Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны?
— Что нарисовано на заднем плане картинки?
— Кто летает над мальчиками? Как называют этих птиц?
— А когда вас мамы называют своими ласточками, что они имеют в виду?
(Учитель даёт понятие «переносное значение слов», учит детей устанавливать причинно-следственные связи.)
В народе приметили: если ласточки летают высоко в небе, дождя не будет, если летают низко, то возможен дождь. Люди наблюдают за приметами в природе, а затем знания используют в жизни. Перед плохой погодой косари не выходят косить траву, от дождя она может заплесневеть и испортиться.
— Откройте учебник на с. 50. Прочитайте слова в самом верху. (Чтение парами, хором, индивидуальное чтение. Объяснение смысла прочитанных слов.)
— Обратите внимание на диалог. Какие короткие слова в нём есть? (Предлог «у» и слово «на».)
— Какое значение имеет слово «на» в этом предложении? («Возьми».)
— Какое значение придаёт словам предлог «у»? (Принадлежность детям.)
— А в следующих предложениях: «Маша стояла у дерева. Саша сидела у стола»? (Место расположения или нахождения.)
— Какое ещё маленькое слово вы видите в тексте? (Союз «и».)
— Разгадайте ребусы. (Косы — осы, сук — сок; сок — сук.)
— Напишите в прописях на с. 18 слово «косы» после схемы слова, а слова «сук», «сок», «осы» и «оси» — на самой нижней строке этой страницы.
(После анализа дети записывают предложение «У Нины косы». Учитель проводит беседу о том, что не нужно девочек дёргать за косы.)
— Под предложением на свободной строке напишите слоги: ка — ак, ко — ок, ку —ук.
— Соотнесите слова и схемы на с. 51 учебника. Нарисуйте недостающие схемы.
— Рассмотрите иллюстрации на с. 51. Составьте к ним предложения.
— Что делает старушка?
— Где лежит клубок ниток?
— Кто пристроился на спинке кресла рядом со старушкой?
— Что вы видите на второй иллюстрации? (Примерный ответ. Старушка задремала. Котёнок спрыгнул на пол и стал катать клубок с нитками.)
— Что удивило старушку? (Примерный ответ. Старушка проснулась и увидела, что она и кресло обмотаны нитками. Котёнок тоже обмотал себя нитками.)
— Как называется всё то, что мы составили по картинкам?
— Какие предложения вам больше понравились?
— Каким вы представили себе этого котёнка? (Озорным, весёлым, энергичным и т. д.)
— Откройте прописи на с. 19. Кто пришёл помогать вам писать заглавную букву Л? (Король.)
— На чём он сидит?
— Обведите по стрелкам элементы заглавной буквы К. Что вы заметили? (При написании последнего элемента нужно отрывать руку от бумаги.)
— Напишите заглавную букву К на строчках ниже. Заглавную букву К начинаем писать ниже верхней строки, ведём небольшой штрих вправо вверх. Затем пишем прямую черту, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая её выше верхней линии рабочей строки. Потом, слегка округлив, ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением. Отрываем кончик ручки, начинаем писать следующий элемент немного выше верхней линии рабочей строки. Ведём по написанному, закругляем вверх, ведём вниз на себя прямую черту с закруглением внизу.
— А теперь напишите в прописях слоги с заглавной буквой К.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 18, 19 тетради 2.)
— На свободной строке под слогами напишите предложение, приведённое в учебнике: «У сосны сук».
(Затем дети записывают предложение «Ку-ку!». Учитель показывает на доске, как правильно соединять между собой буквы при записи слогов.)
— Кто запомнит больше слов со звуками [к] и [к’]? Послушайте текст.
Кузнечик ковал на камине. Кабану — клык. Кактусу — колючки. Клесту — клюв. Кочану — кочерыжку. Какаду — колечко. Козлёнку — копытца. Королю — корону. Копилке — копейку. Крабу — клешню. Котёнку — когти. Кутёнку — косточку. Коляске — колесо. Колоску — корешок. Кадушке — крышку. (Л. Яхнин)
— Отгадайте загадки.
1. Без языка, без голоса,
А всё расскажет. (Книга.)
2. Утка в море,
Хвост на заборе. (Ковш.)
3. Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот.)
4. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
— Что объединяет все слова-отгадки? (Все они начинаются со звука [к].)
(Затем дети выполняют задания 10-12 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 32.)
— Откройте тренажёр на с. 30. Потренируемся писать заглавную букву К.
VIII. Подведение итогов урока
— Показался ли вам урок интересным?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Какие задания вам понравилось выполнять?
— Откройте учебник на с. 51 и взгляните на ленту букв. Каких букв вы изучили больше — тех, что обозначают гласные звуки или согласные?
— Назовите изученные вами гласные звуки, а затем согласные.
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!