Цели: совершенствовать навыки правильного слогового, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом (находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить всё предложение по данному началу или концу; выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу); закрепить представление о правописании имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных; развивать внимание, мышление, фонематический слух; воспитывать трудолюбие, интерес к родному языку, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда.
Формируемые УУД: объяснять смысл пословиц; классифицировать слова (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения); обобщать изученный материал.
Пропедевтика: описание внешности человека.
I. Включение в учебную деятельность
— Какие новые буквы и звуки вы узнали на предыдущем уроке?
— Сколько букв, обозначающих согласные звуки, вы уже знаете?
— А сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы изучили?
— Подготовим руку к письму, напишем заглавную букву П в тренажёре на с. 42.
II. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1, 2, 4—6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 53, 54.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте текст «Скоро конкурс» на с. 80 учебника.
— Проанализируем предложение «Вера нарисовала куклу». (Первый раз при чтении логическое ударение ставим на первое слово предложения. Читая второй раз, логическое ударение ставим на второе слово. Третий раз — на третье слово.)
— Мы меняли постановку логического ударения в предложении. Изменялся ли при этом смысл предложения?
— Для чего нужно ставить логическое ударение на какое-либо слово в предложении? (Чтобы голосом выделить слово, на которое нужно обратить внимание.)
— Давайте вспомним, чем повествовательное предложение отличается от вопросительного.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 52. Прочитайте текст в задании 9.
— Озаглавьте его. (Примерный ответ. «Улитка», «Добрая Анна».)
— Кого пожалела девочка?
— Как нужно относиться к представителям животного мира?
— Как вы думаете, что сделал папа, чтобы не причинить вреда улитке?
(Несколько слов об экологии. Учитель вывешивает иллюстрации с пейзажами городских парков.)
— Есть ли в нашем городе (селе) парки?
— Для чего люди создавали парки?
— Какую роль в жизни человека играют растения?
— Кто из вас помогал взрослым сажать деревья?
— Послушайте стихотворение.
Лес не только для нашей забавы.
Он — богатство родной стороны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой.
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
Вс. Рождественский
— Проанализируйте предложение «Красивые сосны и ели растут у реки».
— Произнесите это предложение с различной интонацией (вопросительной, восклицательной).
— Найдите в предложении основу. (Сосны, ели растут.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
(Ученики выполняют задание 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 52.)
— Выполните фонетический разбор слова «пила».
(Учитель указывает на многозначность слова: «пила сок», «ручная пила».)
— Составьте новые слова с корнем «пил». (Выпилить, распилить, допилить.)
— Проговорим скороговорку-диалог.
— Расскажи мне про покупку.
— Про какую про покупку?
— Про покупку, про покупку.
Про покупочку мою.
(После разучивания скороговорки мальчики хором произносят первую строку, девочки вторую, и снова мальчики — третью и четвёртую. Затем меняются ролями.)
— Что мы называем диалогом?
(Работа на с. 82 учебника со словарными словами «капуста», «салат». Учитель обращает внимание учащихся на многозначность слова «плитка».)
— Откройте прописи на с. 4. Сегодня мы продолжим учиться дописывать предложения.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 3.)
— Прочитайте слово на нижней строке. (Полина.)
— Что означает это слово?
— Как мы пишем имена собственные?
— При помощи каких букв записано это слово? (При помощи печатных букв.)
— Перед нами стоит задача записать слово «Полина» письменными буквами.
— Напишите на с. 5 прописей буквы П п.
— Прочитайте текст «Повар» на с. 83 учебника.
— Кем работает Елена Петровна?
— Чем занимается повар?
— Где стоит Елена Петровна?
— Как нужно обращаться с горячей плитой? Чем она опасна?
— Что варит Елена Петровна?
— Какие ещё блюда может приготовить повар?
— Как одета Елена Петровна?
— Какие кухонные принадлежности вы видите на рисунке? (Кастрюли, сковорода, горшок, ложка, полотенце, половник, шумовка, баночки с приправами.)
— На с. 5 прописи напишите слово «повар» перед образцом.
— Допишите предложение.
— На следующих двух строчках запишите предложения из текста: «Она стоит у плиты», «Суп кипит».
— Кто из вас знает, как зовут поваров в нашей школе?
— Чем они вас кормят?
— Как нужно вести себя в столовой?
— Какие ещё профессии вы знаете?
— Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Отгадайте профессии людей.
1. Через поле и леса
Мчатся, мчатся поезда.
Семафор, гудок и свист...
Вдаль везёт нас ... (машинист).
2. Через синий океан
Ведёт судно ... (капитан).
3. Серебристый самолёт
В небесах ведёт ... (пилот).
А. Кочергина
— Как в нашей школе зовут директора? врача? медсестру?
— Кем работают ваши родители?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
В детстве каждый ребёнок мечтает иметь самую необычную профессию. Эти мечты могут часто меняться, особенно если вы узнаете что-то новое. И только лет через 10-11 лет, когда будете оканчивать школу, вы выберете себе профессию по душе. Но мечтать нужно, ведь без мечты скучно жить.
(Учитель делится своими детскими мечтами. Выслушивает, о чём мечтают дети.)
— Рассмотрите рисунки на с. 82 учебника. Составьте предложения на тему «Овощи».
— Что можно из них приготовить?
(Письмо в прописях на с. 5.)
— Вставьте в слова пропущенные буквы.
— В чём особенность этих слов? (Написание этих слов различается только одной буквой.)
— Напишите полностью эти слова на свободной строке.
— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 54. В задании 7 авторы показали вам, как из букв слова «колесо» можно составить много других слов. Прочитайте их.
— Дополните предложения словами, которые начинаются со звуков [п] и [п'].
На огороде росли красные ... (помидоры, перцы).
В саду распустились красивые ... (пионы, петунии).
Мальчик отправил ... (письмо, посылку, послание).
Полина сняла ... (пальто, перчатки).
— Какие звуки вы слышали в начале слов?
— Охарактеризуйте их.
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что было самым интересным на уроке?
— Что оказалось для вас самым трудным?
— Что нового вы узнали?
— Чему научились?
— О каких профессиях мы говорили?
— Кто хочет дома нарисовать себя в своей будущей профессии (кем хочется стать)? Принесите рисунки, и мы организуем классную выставку.
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!