Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Чтение слов с буквой П

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Многозначность слов. Чтение слов с буквой П п»

Цели: совершенствовать навыки правильного слогового, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом (находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить всё предложение по данному началу или концу; выбирать отрывок, к которому можно подобрать пословицу); закрепить представление о правописании имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных; развивать внимание, мышление, фонематический слух; воспитывать трудолюбие, интерес к родному языку, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, уважение к людям труда.

Формируемые УУД: объяснять смысл пословиц; классифицировать слова (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения); обобщать изученный материал.

Пропедевтика: описание внешности человека.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Какие новые буквы и звуки вы узнали на предыдущем уроке?

— Сколько букв, обозначающих согласные звуки, вы уже знаете?

— А сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы изучили?

— Подготовим руку к письму, напишем заглавную букву П в тренажёре на с. 42.

II. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1, 2, 4—6 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 53, 54.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте текст «Скоро конкурс» на с. 80 учебника.

— Проанализируем предложение «Вера нарисовала куклу». (Первый раз при чтении логическое ударение ставим на первое слово предложения. Читая второй раз, логическое ударение ставим на второе слово. Третий раз — на третье слово.)

— Мы меняли постановку логического ударения в предложении. Изменялся ли при этом смысл предложения?

— Для чего нужно ставить логическое ударение на какое-либо слово в предложении? (Чтобы голосом выделить слово, на которое нужно обратить внимание.)

— Давайте вспомним, чем повествовательное предложение отличается от вопросительного.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 52. Прочитайте текст в задании 9.

— Озаглавьте его. (Примерный ответ. «Улитка», «Добрая Анна».)

— Кого пожалела девочка?

— Как нужно относиться к представителям животного мира?

— Как вы думаете, что сделал папа, чтобы не причинить вреда улитке?

(Несколько слов об экологии. Учитель вывешивает иллюстрации с пейзажами городских парков.)

— Есть ли в нашем городе (селе) парки?

— Для чего люди создавали парки?

— Какую роль в жизни человека играют растения?

— Кто из вас помогал взрослым сажать деревья?

— Послушайте стихотворение.

Лес не только для нашей забавы.

Он — богатство родной стороны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой.

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Вс. Рождественский

— Проанализируйте предложение «Красивые сосны и ели растут у реки».

— Произнесите это предложение с различной интонацией (вопросительной, восклицательной).

— Найдите в предложении основу. (Сосны, ели растут.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

(Ученики выполняют задание 10 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 52.)

— Выполните фонетический разбор слова «пила».

(Учитель указывает на многозначность слова: «пила сок», «ручная пила».)

— Составьте новые слова с корнем «пил». (Выпилить, распилить, допилить.)

— Проговорим скороговорку-диалог.

— Расскажи мне про покупку.

— Про какую про покупку?

— Про покупку, про покупку.

Про покупочку мою.

(После разучивания скороговорки мальчики хором произносят первую строку, девочки вторую, и снова мальчики — третью и четвёртую. Затем меняются ролями.)

— Что мы называем диалогом?

(Работа на с. 82 учебника со словарными словами «капуста», «салат». Учитель обращает внимание учащихся на многозначность слова «плитка».)

— Откройте прописи на с. 4. Сегодня мы продолжим учиться дописывать предложения.

(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 4, 5 тетради 3.)

— Прочитайте слово на нижней строке. (Полина.)

— Что означает это слово?

— Как мы пишем имена собственные?

— При помощи каких букв записано это слово? (При помощи печатных букв.)

— Перед нами стоит задача записать слово «Полина» письменными буквами.

— Напишите на с. 5 прописей буквы П п.

— Прочитайте текст «Повар» на с. 83 учебника.

— Кем работает Елена Петровна?

— Чем занимается повар?

— Где стоит Елена Петровна?

— Как нужно обращаться с горячей плитой? Чем она опасна?

— Что варит Елена Петровна?

— Какие ещё блюда может приготовить повар?

— Как одета Елена Петровна?

— Какие кухонные принадлежности вы видите на рисунке? (Кастрюли, сковорода, горшок, ложка, полотенце, половник, шумовка, баночки с приправами.)

— На с. 5 прописи напишите слово «повар» перед образцом.

— Допишите предложение.

— На следующих двух строчках запишите предложения из текста: «Она стоит у плиты», «Суп кипит».

— Кто из вас знает, как зовут поваров в нашей школе?

— Чем они вас кормят?

— Как нужно вести себя в столовой?

— Какие ещё профессии вы знаете?

— Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Отгадайте профессии людей.

1. Через поле и леса

Мчатся, мчатся поезда.

Семафор, гудок и свист...

Вдаль везёт нас ... (машинист).

 

2. Через синий океан

Ведёт судно ... (капитан).

 

3. Серебристый самолёт

В небесах ведёт ... (пилот).

А. Кочергина

— Как в нашей школе зовут директора? врача? медсестру?

— Кем работают ваши родители?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

В детстве каждый ребёнок мечтает иметь самую необычную профессию. Эти мечты могут часто меняться, особенно если вы узнаете что-то новое. И только лет через 10-11 лет, когда будете оканчивать школу, вы выберете себе профессию по душе. Но мечтать нужно, ведь без мечты скучно жить.

(Учитель делится своими детскими мечтами. Выслушивает, о чём мечтают дети.)

— Рассмотрите рисунки на с. 82 учебника. Составьте предложения на тему «Овощи».

— Что можно из них приготовить?

(Письмо в прописях на с. 5.)

— Вставьте в слова пропущенные буквы.

— В чём особенность этих слов? (Написание этих слов различается только одной буквой.)

— Напишите полностью эти слова на свободной строке.

— Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 54. В задании 7 авторы показали вам, как из букв слова «колесо» можно составить много других слов. Прочитайте их.

— Дополните предложения словами, которые начинаются со звуков [п] и [п'].

На огороде росли красные ... (помидоры, перцы).

В саду распустились красивые ... (пионы, петунии).

Мальчик отправил ... (письмо, посылку, послание).

Полина сняла ... (пальто, перчатки).

— Какие звуки вы слышали в начале слов?

— Охарактеризуйте их.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что оказалось для вас самым трудным?

— Что нового вы узнали?

— Чему научились?

— О каких профессиях мы говорили?

— Кто хочет дома нарисовать себя в своей будущей профессии (кем хочется стать)? Принесите рисунки, и мы организуем классную выставку.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!