Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети познакомятся с новыми буквами Е и е; звуками [э] и [й'э];
• сформируют чёткое представление о том, что буква е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й'э], после согласной буквы обозначает один звук [э];
• научатся правильно составлять предложения;
• научатся составлять 2-3 связанных между собой предложения, составлять текст.
1. Актуализация знаний
— Какие буквы гласных звуков мы уже изучили? Почему мы их разделили на 2 группы?
2. Мотивация учебной деятельности
— Придумайте имена с каждой изученной буквой. А теперь имя и фамилию. А теперь имя, отчество, фамилию.
3. Работа по теме урока
— Послушайте пословицу и объясните её смысл: Любишь с горочки кататься — люби и саночки возить. О каком времени года говорится в пословице? Назовите зимние месяцы, весенние месяцы.
Назовите слова-перевёртыши.
Слова для работы: хорош — (шорох), год — ..., шалаш — …, топот — …, ропот — ..., заказ — ..., потоп — ...
Разгадайте кроссворд. В этом вам помогут рисунки. В название кроссворда поставьте буквы, которые вы уже знаете.
— Устно добавьте к названию предметов, изображённых на картинке 3, одну букву к. Букву можно ставить в середину и в конец слова.
Выполните то же задание и получите шесть новых слов.
Учитель показывает рисунки: пол, лото, раб, лад, омар, рыба. Дети переворачивают картинку и подтверждают свой ответ.
— Послушайте две строчки из стихотворения Г. Виеру.
Ева гребнем причесалась —
В нём три зубчика осталось.
С кем мы успели познакомиться, прочитав эти строки? (С девочкой Евой.)
Что рассмешило или удивило вас в этом стихотворении? Произнесите имя девочки. Сколько в слове слогов? Произнесите первый слог. Сколько в нём звуков? Назовите звуки. (Звук [й'э].)
Какие это звуки? (Согласный [й] и гласный [э].) Подберите схему к двум звукам. (Слог-слияние.)
Это очень «хитрая» буква. Она может обозначать сразу два звука. Это буква Е и е. Напечатайте эти буквы. Теперь напечатайте имя девочки. Какую букву возьмём для написания имени девочки? Составьте схему. В какой части слова стоит буква Р. (В начале слова.)
Попробуйте сделать вывод о букве Е.
Учитель начинает: «Если буква Е стоит в начале слова, то она...»
— Давайте подтвердим свою правоту. Послушайте ещё одно стихотворение. Выберите слова, которые начинаются с буквы е.
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница река:
Еду полощет, трёт слегка,
А после — ешь досыта.
Енот — любитель чистоты,
Немытого не ест... А ты?
(В. Лунин)
— Какие слова вы выбрали? (Енот, его, ему, еда, ест.)
Составьте схемы слов: енот и еда. Что мы узнали нового? (Когда буква е стоит в начале слова, она обозначает два звука [й'э].)
Какая же у нас буква е — гласная или согласная? (Гласная. Она хорошо поётся, тянется, произносится легко, свободно.)
Докажем это. Возьмём слова ест и ему (или еда) и произнесём их. Посчитаем, сколько слогов в каждом слове. (Ест — один слог. Он произносится одним выдохом воздуха.)
Подчеркните в слове буквы, обозначающие согласные звуки. (Согласные буквы с и т.)
В слове ест один слог. Без чего не может получиться слог? (Без гласной е.)
Возьмём слово ему. Произнесём его по слогам. (Е-му. В этом слове два слога. Первый слог е-, второй слог -му.)
Какой буквой мы обозначает два звука, которые слышим в начале слова? (Мы слышим звуки [й'э]. Они обозначаются одной буквой е. Первый слог состоит из одной буквы, значит, буква е — гласная. Она образует слог!)
Вот и ещё один вывод мы можем сделать о букве е. Какой? (Буква е — гласная. Она образует слог.)
Отгадайте загадку: Они зимой и летом одним цветом. (Ели.)
Откройте учебник на странице 73. Найдите рисунок к отгадке. Рассмотрите звуковую схему. Объясните, как её составили.
Рассмотрите картинку на с. 73. Что вы видите? Прочитайте предложения, ответьте на вопрос. Что делала лиса у ели? (Она рыла нору.)
Кто знает, зачем лиса иногда бежит и начинает рыть снег? (Лиса чует под снегом мышей.)
Найдите слово, которое начинается с буквы е. {Слово ели.)
Составьте схему первого слога. Сколько звуков обозначает буква е в начале слова? {Два звука [й'э].)
Найдите в этих предложениях ещё слово с буквой е. Прочтите его.
(Роет.)
Напечатайте это слово. Разделите его на слоги. Произнесите второй слог. Что вы слышите? Объясните почему. {Слово роет. Если буква е стоит в начале слова или после гласной буквы, она обозначает два звука [й'э].)
Вернёмся в заснеженный лес (с. 72). Тихонько пройдём по сугробам, оставим орешки белочке, полюбуемся лисичкой, покормим снегирей и выйдем к воротам. Кто же тут живёт?
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю.
Про кого так сказали? (Про Емелю.)
Послушайте стихотворение.
Емельян пельмени ел —
Целый день сидел, потел,
А потом зевнул над ложкой
И сказал: «Посплю немножко!»
Спал Емеля две недели,
Добудились еле-еле.
(И. Костыря)
— Какой сюжет из сказки изображён на странице 72? (О Емеле из сказки «По щучьему веленью».)
Послушайте отрывок. Каким вам представляется Емеля? Составьте предложение про Емелю. Запишите его схему. Начните с предложения: Емеля едет...
Прочитайте слоги на странице 73 и ответьте на вопрос: как читаются согласные звуки, когда за ними следует буква е?
— Прочитайте слова на странице 74. Что за пары слов предложили нам подобрать? (Это слова, противоположные по значению.)
Такие слова называются антонимами. Повторим это незнакомое слово «антонимы», то есть слова наоборот. Придумайте свои слова- антонимы.
Какая профессия была у отца Золушки? (Лесник.)
Как ещё называется профессия лесника? (Егерь.)
Можем ли мы назвать слова егерь и лесник антонимами? (Нет эти слова по значению одинаковы. Они синонимы. Это не антонимы.)
Придумайте слова-синонимы.
Как звали жениха царевны из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Елисей.)
Составьте или напечатайте это слово. Объясните, какие звуки обозначают буквы е.
Послушайте пословицы на странице 72 и объясните значение. К какому герою они подходят?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какую новую букву вы узнали?
Сколько звуков она может обозначать? В каких случаях буква е обозначает два звука? Такой звук у нас впервые. Где место буквы е на ленте букв?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!