Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Кто матери не послушает - в беду попадет

Урок обучения грамоте «Кто матери не послушает - в беду попадёт. Гласный звук», 1 класс. Школа России. Конспект урока

Цели: формировать у учащихся представление о том, что гласный звук образует слог; развивать умение различать согласные и гласные звуки; развивать устную речь, внимание, фонематический слух; воспитывать интерес к русскому языку, родному краю.

Формируемые УУД: читать знаковую модель слога-слияния с опорой на гласный звук; наблюдать за образованием слогов- слияний; определять порядок звуков в словах; выделять ударный слог в слове; чётко произносить звуки; проговаривать чистоговорки; строить предложения по иллюстрации; соблюдать правила работы в паре.

Пропедевтика: согласные звуки — мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, шипящие.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Примерный ответ. Осваивали понятие об устной и письменной речи, предложении, слове, слогах. Составляли рассказы, рисовали рисунки, штриховали, писали элементы букв.)

(Важно добиваться от детей полных ответов. На уроках необходимо приучать детей давать полные, развёрнутые ответы.)

— У кого из вас есть желание пропеть звукоряд со всеми теми звуками, которые мы с вами пропели на предыдущих уроках?

— Проговорим вместе потешки, стихотворения, которые вы запомнили.

— Как называется всё то, что мы с вами сейчас произносили?

— Для чего человеку нужна речь?

Иногда речью человек пользуется, чтобы рассмешить своего собеседника. Это могут быть смешные анекдоты, случаи из жизни, стихотворные строки, высказывания детей. Послушайте, что говорят дети в стихах Раисы Дерикот.

1. — Если нет меня совсем —

Значит, я конфеты ем.

 

2. — Что ты делаешь, Евгенья?

— Ем хрустальное печенье.

— А вы умеете рассказывать смешные истории?

— Можно ли смешную историю рассказать про акулу?

Акулы — это хищники. Их нужно опасаться, избегать встречи с ними в море. На акул вы можете посмотреть в океанариуме. Ежедневно специально обученные аквалангисты подплывают к акулам и кормят их. Также через толстые стеклянные стенки зрители могут наблюдать, как аквалангист танцует в паре с акулой. Красивое зрелище, но опасное.

— Откройте тренажёр нас. 13. Заштрихуйте акулу.

— А теперь обведите по образцу элементы букв, которые расположены в верхней части страницы. Допишите строчки до конца.

— Сравните образец и то, что написали вы.

— Подчеркните зелёным цветом те элементы, которые вы написали красиво и которые вам нравятся.

(Учителю на заметку. Перед началом письма обязательно нужно выполнять пальчиковую гимнастику.)

II. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

(Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».)

«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.

2. Артикуляционная разминка

(Упражнения «Губы», «Щёчки».)

«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2-3 раза.

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5-7 раз.

3. Работа над дикцией

(Ученики выполняют распевку на звуки [а], [о], [у]. Затем хором проговаривают ранее изученные скороговорки и стихотворения из уроков 3—5 пособия «Как хорошо уметь читать!».)

III. Актуализация знаний

— Откройте учебник на с. 15. Вспомните, какой рассказ о купании детей мы с вами составили по иллюстрации на предыдущем уроке.

— Из скольких предложений получился рассказ?

— Проанализируем предложение «Дети построили замок из песка и гальки».

— Проведём слого-звуковой анализ слов «галка» и «галька».

— Какие звуки в этих словах различаются? Почему? (Звуки [л] и [л’]. В слове «галка» он слышится твёрдо, а в слове «галька» — мягко.)

— Проанализируем слова «голубь» и «голуби», «оса» и «осы».

— Рассмотрите схемы внизу страницы и соотнесите их с рисунками.

— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 24. Рассмотрите рисунок внизу страницы.

— Что делает лягушка?

— Где сидит зайчик?

— А кто сидит рядом с зайчиком?

— Кто сидит на переднем плане?

— Как вы думаете, можно ли мышку, зайку и лягушку назвать друзьями?

— Какая погода изображена на рисунке?

— Почему лягушка радуется? (Лягушка любит воду, поэтому дождик её радует.)

— А почему зайчик, мышка грустят?

— Под чем спрятались зайчик и мышка от дождя?

— По какому признаку на рисунке можно определить, что дождик идёт давно? (На земле уже лужи.)

— Как называется всё то, что мы сейчас произнесли?

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— Каким цветом вы раскрасили дождевые струи?

— Разделите на слова предложение «Лягушка качается на качелях».

— Составьте и нарисуйте схему предложения под рисунком.

— Разделите слова предложения на слоги, используя интонации. (Ля-гуш-ка ка-ча-ет-ся на ка-че-лях.)

— Назовите звуки в слове «лягушка» по порядку.

— А теперь рассмотрите рисунки и элементы букв, которые вы будете учиться писать.

(Письмо по образцу.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

— Слова делятся на ... (слоги).

— А слоги состоят из ... (звуков).

— Произнесите медленно слово «лук». (Ллуукк.)

Сегодня на уроке вы будете учиться выделять звуки в словах, упражняться в чётком произнесении каждого звука в слове, отдельно от других звуков. Узнаете, что звуки тоже делятся на группы. Их можно классифицировать по произношению. Познакомитесь с новым понятием «гласные звуки».

(Учителю на заметку. Термины «классификация», «последовательность» должны звучать чаще, так как это предусмотрено содержанием заданий Всероссийских проверочных работ.)

V. Работа по теме урока

— Какой звук произносит мама, когда укачивает ребёнка? (А-а-а.)

— Какой звук издаёт волк? (У-у-у.)

— Изобразите, как жужжат пчёлы. (Ж-ж-ж.)

— Как рычит собака? (Р-р-р.)

— Как девочка удивляется? (О-о-о.)

— А как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф.)

— Какой звук издаёт комар? (З-з-з.)

(Одновременно с произнесением изолированных звуков [у], [ф] и т. д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.)

Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Гласные звуки поются и тянутся. Другие поизносятся с трудом: мешают преграды — губы, зубы, язык. Если при произнесении звуков встречаются преграды: губы, зубы, язык — то это звучат согласные звуки.

Итак, сделаем вывод: одни звуки поются, тянутся плавно: [а-а-а], другие — нет: [т-т-т].

— Произнесите вслед за мной звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

— Давайте теперь эти звуки произнесём плавно, попробуем пропеть с ними звукоряд.

— Что вы заметили? (Они долго тянутся.)

— Послушайте стихотворение В. Берестова. Какие гласные и согласные звуки вы выделите?

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

([а], [о], [у], [ы], [э], [и].)

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

([ф], [д], [т], [л], [м], [р].)

— А теперь поучимся произносить согласные звуки: [д], [д’] [т], [т’], [ф], [ф’], [л], [л’] и т. д.

(Можно произнести все мягкие и твёрдые согласные звуки.)

— Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся встречают преграду при произнесении.)

- На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

Вы получили новые знания о звуках русского языка: их можно классифицировать на две группы — гласные и согласные звуки.

- Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

- Как называется сказка? («Волк и семеро козлят».)

- Обратите внимание на значок-помощник с двумя звёздочками. Что он обозначает? (Работаем в паре.)

Я вам прочитаю задание из учебника, а вы его выполните, задавая вопросы друг другу. Затем будем работать коллективно.

(Дети в течение минуты рассматривают иллюстрацию к сказке, задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

- Что вы видите на иллюстрации? (Мы видим беспорядок в комнате.)

- Почему вы решили, что в комнате беспорядок? (Примерный ответ. Скамья перевёрнута, кошка-копилка валяется на полу. Упал чугунок с молоком, молоко вылилось на пол. Половик скомкан. Скатерть сдёрнута со стола, стул перевёрнут. Ваза с цветами лежит на полу. На кровати беспорядок. Картина на стене висит криво. Кадка для воды, ухват для чугунков, игрушки разбросаны небрежно.)

- Посмотрите внимательно на разбросанные предметы и скажите, в какую игру могли играть дети в комнате. (Прятки, футбол, догонялки и т. д.)

- В каких местах можно играть в футбол?

- Кто из вас хотел бы посещать футбольную секцию?

- Кто выскочил из платяного шкафа, когда пришла мама-коза?

- Кто подглядывает в окно?

- Опишите состояние козы. (Она расстроена, ошеломлена, в ужасе развела руками.)

- Что принесла коза в корзинке?

- Для кого она несла молоко?

- Почему всем детям и многим детёнышам животных нужно молоко?

- Какая печальная история здесь произошла?

- Как называется всё то, что мы сейчас произнесли? (Обязательно провести анализ одного-двух предложений. Поводится звуко-буквенный анализ слов «ухват», «козлик», «мяч», «штора».)

Придумайте предложения к иллюстрации по схемам, приведённым на с. 17. (Примерные предложения. Коза удивилась. Козлёнок увидел маму. Маленький стульчик был перевёрнут.)

(Для анализа желательно пока брать предложения без предлогов.)

— Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи — век учись»?

— Можно ли открывать дверь незнакомым людям?

— Откройте прописи на с. 25. Что изображено на рисунке? (Дом, забор, цветы, кресло-качалка, ёжик, ёлка.)

— Разделим эти слова на слоги.

— Назовите по порядку звуки в этих словах.

Итак, сделаем вывод: количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков.

— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.

— Обратите внимание на буквы в верхней части страницы. Выделим в них общий элемент, который есть у всех букв.

(Письмо элементов букв по образцу.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Проведём звуко-буквенный анализ слов «куры», «осы».

— Произнесите слово «куры».

— Сколько слогов в слове «куры»? Два.)

— Какой первый слог в этом слове?

— Какие звуки мы слышим в слоге ку!

— Звук [к] гласный или согласный?

— Звук [у] гласный или согласный?

(Учитель выставляет белый и красный квадраты на наборном полотне, а дети — в разрезной азбуке.)

— Какой второй слог в слове «куры»?

— Какой первый звук в слоге ры.

— Какой второй звук в слоге ры

(Учитель выставляет квадратики со звуками на наборное полотно.)

— Сколько всего звуков в слове «куры»?

(Так же анализируется другое слово.)

— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Запишите отгадки в виде схем (клеточка — один звук).

1. Под полом таится,

Кошки боится. (Мышка.)

 

2. У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт. (Кошка.)

— Расскажите своё любимое стихотворение так, чтобы нам оно понравилось и чтобы мы услышали ударный слог в словах.

— Откройте прописи на с. 26. Кто изображён на рисунке? (Дети: девочка и мальчик.)

— От чего зависит количество слогов в словах?

— Что делают дети? (Беседуют, разговаривают, общаются.)

— На чём сидит девочка? (На песке.)

— Что делает мальчик?

— Что в руках у девочки?

— Как вы думаете, почему без дождя дети сидят и лежат под зонтиками?

— Что находится у девочки за спиной?

— Какие правила безопасности нужно соблюдать в летнее время на пляже?

(Проводится звуко-буквенный анализ слова «зонт».)

Итак, сделаем вывод: слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.

— В чём различие гласных и согласных звуков?

— Раскрасьте рисунок.

(Письмо элементов букв по образцу.)

— Кто не довёл палочку до верхней линии рабочей строки?

— Кто выполнил закругление выше нижней линии рабочей строки?

— У кого элементы вышли за строку?

— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

— На одинаковом ли расстоянии находятся элементы друг от друга?

— Отгадайте загадки А. Кочергиной и произнесите чётко первый слог в отгадках.

1. Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал.

Год прошёл — и деревцем

Маленьким он стал. (Жёлудь.)

 

2. Не берёза, не сосна —

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

 

3. Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

 

4. Что за дерево растёт?

Снег в июне нам несёт.

Снег же тот не тает,

В воздухе летает. (Тополь.)

— Какая общая тема объединяет все отгадки? (Это загадки о растениях.)

— Какое слово-отгадка лишнее? (Жёлудь. Это плод, а не дерево.)

— Выполним анализ слова «рябина».

— Сколько слогов вы услышали?

— Какой слог первый? Какой второй? третий?

— Из каких звуков состоит слог ря?

В слоге ря два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием, например: ра, ва, би, на, ня, ну, лы. (Учитель показывает, как на схеме обозначается слияние.)

— В завершение уроков письма и чтения допишем элементы букв в тренажёре на с. 13.

— Какие фигуры вы видите под изображением акулы?

— Из каких фигур составлен контур куклы?

— Какой предмет изображён под куклой?

— По каким признакам вы поняли, что это телевизор? (Наверху антенна.)

— Обведите предметы по контуру. Допишите строчки до конца.

VIII. Подведение итогов урока

— На какие две группы мы делим все звуки?

— Что мы называем слогом-слиянием?

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

— Чему вы научились на уроке?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!