Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Первоучители словенские

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Первоучители словенские»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети узнают о происхождении славянского алфавита, познакомятся с его создателями Кириллом и Мефодием;

• узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Для чего нам нужен алфавит? Повторите его. Сколько букв в русском алфавите?

2. Мотивация учебной деятельности

— Поработаем с орфографическим словарём.

А теперь возьмём «Словарь по русскому языку для младших школьников», раздел «Слова цветовой гаммы».

Учитель зачитывает отрывки из русских сказок, в которых есть слова, обозначающие цвета.

3. Работа по теме урока

— Очень, очень давно, в IX веке до н.э., в Византии, в городе Солунь, жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.

Славянский князь Константин попросил греческого царя Михаила прислать в Россию учёных братьев Константина и Мефодия с тем, чтобы они рассказали славянам о святых христианских книгах. Позже Константин принял монашество, то есть ушёл жить в монастырь, и его нарекли Кириллом.

Кирилл очень хотел научить русских людей писать и читать. И вот решил он придумать русскую азбуку, с помощью которой можно будет писать книги. Русские люди в то время были совершенно безграмотны. Не было в России русского шрифта. Много думал и работал Кирилл и придумал славянские буквы. Так появился русский алфавит, который в честь Кирилла и назвали кириллицей. Каждая буква имела своё имя. Названия букв напоминали людям о том, что забывать человеку никак было нельзя: добро, живёте, земля, люди и т.д.

Послушайте, как об этом монахе писал поэт.

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

 

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

— Попытайтесь объяснить смысл незнакомых слов, которые встретились вам в стихотворении: монастырь, келья, монах, озарённый тусклым светом. Выберите буквы из славянского алфавита, которые похожи на наши буквы. Сколько букв было в славянском алфавите? (44 буквы.)

Как звали монаха, который придумал славянские буквы? (Кирилл.)

Далее братья Кирилл и Мефодий смогли перевести на славянский язык греческие книги. Появились школы, и славяне стали постигать грамоту: учиться писать и читать. 24 мая мы отмечаем праздник — День славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем братьев Кирилла и Мефодия, которые подарили славянам грамоту. Прослушайте стихотворение.

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянами,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы — славяне!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы? Мы — славяне!

Учитель подводит детей к мысли, что все перечисленные народы — это славяне. Все они пользовались алфавитом, который придумали братья Кирилл и Мефодий.

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 89. Здесь изображены Кирилл и Мефодий с книгами, со свитками. Расскажите, какими они предстали перед нами на плакате. (Мудрые, благородные, умные, степенные, добрые, спокойные, уверенные в своём добром деле, человеколюбивые...)

Прочитайте текст «Первоучители словенские» на странице 88. Как в народе называют братьев Кирилла и Мефодия? Прочитайте слова, из которых становится ясно, что такое равноапостольные.

Почему Кирилл и Мефодий решили, что славянскому народу нужна письменность?

Какой праздник отмечают во многих славянских странах 24 мая?

Давайте посмотрим выставки азбук К. Ушинского, Л.Н. Толстого. А кто напечатал первую русскую «Азбуку», мы узнаем на следующем уроке.

4. Рефлексия учебной деятельности

— О каких людях вы сегодня узнали? Что такое первоучители?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!