Цели: помочь учащимся обобщить знания о твёрдых и мягких согласных; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, мышление; поддерживать интерес к родному языку.
Формируемые УУД: комментировать выполненное письменное задание; находить дополнительную информацию по теме в справочной литературе.
I. Включение в учебную деятельность
— Кто из вас знает, сколько месяцев вы уже проучились в 1-м классе?
— Что нового за это время узнали?
— Какие буквы, обозначающие гласные звуки, вы уже изучили?
— А какие буквы, обозначающие согласные звуки, вы уже знаете?
II. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1—8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 93, 94. Стихотворения в заданиях 7 и 8 дети читают по ролям.)
III. Актуализация знаний
(Дети читают и пересказывают тексты на с. 42, 43 учебника, ставят вопросы по содержанию текстов, озаглавливают, выявляют тему и основную мысль.)
— В тексте на с. 42 разбейте последнее длинное предложение на несколько более коротких.
— Запишите слова-антонимы на с. 43 в тетрадь.
(Учитель напоминает детям о существовании слов с противоположным значением.)
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
— Почему в слове «хвоя» звуков больше, чем букв?
— Какие ещё буквы могут обозначать два звука?
— В каких случаях они обозначают два звука?
— Приведите примеры. (Моя, льёт, ежи.)
— Когда буквы е, ё, я обозначают один звук?
— Какую роль в этом случае играют эти буквы в слове? (Обозначают мягкость предшествующего согласного звука.)
— Приведите примеры. (Мёд, семена, мята.)
— Выполните фонетический разбор названных слов.
— Выберите из каждой пары верное утверждение:
а) буква обозначает мягкий звук только в том случае, если после неё стоит мягкий знак,
б) буква обозначает мягкий звук не только в том случае, когда после неё стоит мягкий знак;
а) в русском языке есть буквы, которые обозначают твёрдый или мягкий звук и не имеют пары по твёрдости-мягкости,
б) в русском языке нет букв, которые обозначают твёрдый или мягкий звук и не имеют пары по твёрдости-мягкости.
(Выбор утверждения дети должны обязательно обосновать примерами.)
- Запишите в тетрадь пословицы.
Старый друг лучше новых двух.
Книга - лучший подарок.
— Прочитайте стихотворение «Первый снег» Я. Акима на с. 44 учебника.
(Дети читают стихотворение в парах, по цепочке, хором. Учитель вывешивает на доску репродукции картин на тему «Зима».)
— Что принёс кот?
— Когда кот принёс снег?
— На чём кот принёс снег?
— Поставьте логическое ударение в словосочетании «первый снег» сначала на первое слово, а затем на второе слово.
— Что имеет первый снег?
— Какой он, первый снег?
— Что снег расстелил на мостовой?
— Какие детские зимние забавы вы знаете?
— Выразительно прочитаем стихотворение ещё раз.
— Выполните фонетический разбор слов «кот», «снег».
— Как мы с вами поступаем, если написание и произношение согласных на конце слова не совпадает?
— Каким образом проверяем написание парных согласных в слове?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Игра в слова» на с. 45.
— Посмотрите на иллюстрацию: кого вы видите?
— Что человек несёт в руках?
— Как вы думаете, откуда он идёт?
— Приходилось ли вам с родителями бывать в гастрономе или
— Что вы там покупали?
— Какие слова вы увидели в буквах слова «гастроном»? (Трон гном, монстр, нога, рост, тон, сор, рота, нота и т. д.)
— А какие слова спрятались в слове «храбрость»? (Храбро храбр, хор, хорь, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор сто, бор, трос.)
— В прописях (Пр. 1) на с. 18 прочитайте, проанализируйте и запишите все предложения.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 25 27 тетради 4.)
— Найдите и подчеркните в словах буквы, которые не обозначают звуков, но указывают на мягкость предшествующих согласных звуков.
(Дети подчёркивают в словах мягкий знак.)
— Поиграем в игру «Буква потерялась». Добавьте букву, чтобы получилось слово.
(На доске запись.)
*алва *итрец *ризантемы
*олод *леб *утор
(Дети записывают слова в тетрадях и выделяют орфограммы.)
— Ещё одна игра — «Лесенка». Добавьте букву, чтобы получилось слово.
**х (пух, мох)
***х (крах, прах, слух)
****х (порох, горох, посох)
*****х (пастух, воздух)
VIII. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Чему вы научились на уроке?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!