Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети познакомятся с новым звуком [ч'], научатся распознавать [ч'] в словах;
• сформируют представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
• познакомятся со слогами-слияниями ча, чу,
• с обозначением звука [ч'] буквами Ч и ч;
• разовьют фонематический слух, логическое мышление, творческое воображение.
1. Актуализация знаний
— Послушайте пословицу: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Про кого так можно сказать? (Так говорят про очень трудолюбивого человека. Про человека, который постоянно что-то делает, помогает другим.) Слушаем следующую пословицу: Делу время, потехе час. Когда так говорят? (Сначала выполни работу, а потом иди гулять.)
Как вы понимаете выражение потехе час? (Играм, веселью есть своё время — свободное от работы.)
Выпишите из первой пословицы 2 парных согласных (3—т; з—с). Из второй пословицы возьмите одну букву из группы парных согласных и получите ещё одну (б—п).
Проверьте по ленте букв, какие парные согласные мы ещё не назвали (г—к).
2. Мотивация учебной деятельности
— Проведём игру «Волшебная цепочка». Она состоит в том, чтобы каждый раз заменять в слове одну букву и получать новые слова: кора — нора — нога — ноша — наша — Саша — сама — лама...
На доске магнитами приколото много цветных мячей с буквами: М, А, Л, ы, л, у, В, и, е, Г, г, К, к.
— Возьмите один мяч, переверните его. Какую орфограмму вы заметили? Из заглавных букв составьте имена сказочных героев.
Дети составляют слова.
— Для этого нужно вспомнить имена сказочных героев (М — Мальвина...).
3. Работа по теме урока
— Сейчас составим схему слова мяч и дадим пояснение. (Берём слог-слияние мя, [м] — мягкий согласный, буква я обозначает звук [о]. Звук [ч'] — новый звук!)
Произнесите этот звук ещё раз и послушайте, как он звучит. Какой звук на конце слова? (Согласный.)
Почему вы так решили? (Звук произносится кратко, с препятствиями. Передняя часть языка прижимается к нёбу и резко отрывается. Звук не тянется. Произносится коротко.)
Что ещё мы узнаем про согласный звук? (Звонкий он или глухой.)
Как мы это узнаем? (Прижимаем руки к шее и произносим этот звук. Слушаем. Чувствуем вибрацию — звонкий согласный, нет вибрации — глухой звук. Звук [ч] — глухой.)
Что мы хотим узнать про согласный звук [ч']? Твёрдый он или мягкий? (Мягкий.)
Так что же это за звук? Произнесите ещё раз это слово. (Мя-ч-ч. Воздух при произношении встречает препятствие, значит, это звук согласный, произносится без голоса — звук глухой. Звук [ч] всегда Только мягкий.)
Какой буквой обозначается звук [ч']? (Заглавной Ч и маленькой ч.)
Я предложу вам ещё один предмет. Составьте схему этого слова.
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
Дайте характеристику звука [ч'].
Мы очень часто будем встречать в словах буквосочетание чк. Следует запомнить, как оно пишется.
Ответьте, в каком слоге вы слышите звук [ч']: в начале, в середине, в конце слова?
Слова для работы: Волчок серый бочок, Чебурашка, чеснок, бочка, речка, грач, чижик, качели, прячу, строчка, брючки, чашка, клочки, ночь.
— Скажите, на что может быть похожа буква ч.
На что похожа буква Ч
Ч с четвёркой спутал чижик
И прочёл: «Четыре ижик».
(Г. Виеру)
Первой букве
В слове «чтение» —
Букве Ч
Моё почтение!
(Е. Тарлапан)
— Послушайте очень нужное наставление.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(В. Степанов)
— Найдите ч в кассе букв и напечатайте её в тетради для печатания. Прочитайте слоги с буквой ч. Что мы ещё узнали про букву ч? (Она обозначает не просто мягкий [ч'], а всегда мягкий звук [ч'].)
Подчеркните буквы Ч, ч в загадке на странице 4. Для чего человеку нужны часы? (Чтобы знать время. Не опаздывать на работу, в школу.) Кто из вас может определить время по часам?
Что вы видите на иллюстрации? Какие они? Как называется профессия человека, который чинит часы? Прочитайте отрывок.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(С. Маршак)
В каких словах вы слышите звук [ч']? Подчеркните буквы ч, Ч. Прочитайте текст на странице 5. Про какие часы вы прочитали? Объясните, где они находятся? (Башенные — на башне, на Красной площади на Спасской башне. Уличные — эти часы мы видим на улице всюду. Они большие, висят высоко. Стрелки и цифры очень крупные...)
Как проверить, правильно ли ходят ваши часы? (Точное время показывают по телевизору, можно узнать по телефону.)
Прочитайте этот текст ещё раз. Длинные слова читайте плавно, мягко, внятно, чисто, без ошибок, так, чтобы слушателям всё было понятно.
Какого вида бывают часы? (Солнечные, песочные и другие.)
Кто знает, что нужно для работы солнечных часов? Кто видел песочные часы? Когда говорят о часах так: спешат, идут, стоят, бегут.
Сейчас мы перевернём страничку и прочитаем слоги в столбиках на странице 5. Прочитайте ещё раз и скажите, что же обозначает первое, а затем второе слово в каждом столбике? (Река — большая, а речка — маленькая. Рука — большая, а ручка — детская, маленькая...)
Подчеркните во всех словах буквосочетание чк. Когда мы вводим в слова сочетание чк, появляется новое слово с уменьшительно-ласкательным значением. Прочитайте четверостишие к картинке и почувствуйте ласковое значение каждого слова, почувствуйте, что предметы, о которых мы читаем, очень маленькие. А помогло нам сочетание чк. Попробуйте убрать это сочетание из слов и посмотрите, что произойдёт.
Дети пытаются преобразовать четверостишие и читают новый вариант.
— У моста
Под кустом
Две лисицы,
Две сестрицы.
Что вы почувствовали? Какой вариант вам нравится больше? Почему? (Первый вариант был лучше. Он нежный, ласковый. Второй вариант более простой, неласковый.)
Что мы можем сказать о сочетании чк? (Оно помогает нам слово превратить в ласковое и маленькое.)
Образуйте новые слова, чтобы в них входило сочетание чк.
Слова для работы: строка — (строчка), стул — (стульчик) булка — (булочка), шапка — (шапочка), диван — (диванчик).
— Прочитайте текст «Ручки» на странице 6. Почему в тексте стоят цифры 1, 2, 3? (Под каждой цифрой рассказывается о новом значении слова ручки.)
Прочитайте первое значение слова ручки. (Это говорится о детских руках — ручках.)
Второе значение. (Здесь ручки — это учебные принадлежности. Мы пишем ручками в школе.)
Третье значение. (Это ручки у дверей.)
Прочитайте стихотворение Г. Виеру.
Читает подготовленный ребёнок.
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
— Что же вы можете сказать про слово ручка? (Это слово многозначное.)
Прочитайте слова (с. 7). Посчитаем количество слогов в каждом слове. Как мы узнаем, сколько слогов в слове? (Сколько гласных в слове, столько и слогов.)
Докажите, что это так. Подчеркните в словах гласные буквы. (Ученик — в этом слове гласные буквы у, е, и — 3 гласные буквы, значит, в этом слове и 3 слога, у-че-ник...)
Прочтите рассказ «Мы учимся».
Какие слова читали на уроке чтения?
Прочитайте текст «Лисички» (с. 6). О каких лисичках идёт речь? Какая орфограмма нам встречалась? (чк)
Какое значение слову придают ичк, ечк, чк!
4. Рефлексия учебной деятельности
— С какими звуками и буквами мы познакомились сегодня?
Что нового мы узнали обо всех согласных звуках?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!