Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети разовьют фонематический слух, внимание, память, мышление;
• научатся делить слова на слоги, ставить ударение в словах, находить ударную гласную, слушать, как она произносится, давать оценку ударной гласной;
• закрепят знания о звуках [м], [м'];
• научатся работать с текстом, чётко отвечать на поставленный вопрос.
1. Актуализация знаний
— Почему букву согласных звуков [м], [м'] поставили именно в эту группу согласных? Что их всех характеризует?
2. Мотивация учебной деятельности
— Послушайте пословицу и объясните её смысл: Мастер на все руки: и швец, и жнец, и в дуду игрец. Что вы можете сказать? (По пословице мастером на все руки называют человека, который умеет шить, жать рожь, пшеницу, умеет играть на музыкальном инструменте. В жизни мастер на все руки — это человек, который умеет делать всё или очень много разных дел. Это умелый человек.)
3. Работа по теме урока
— Назовите слова, противоположные по смыслу.
Слова для работы: война (мир); ссориться (мириться) — дети; быстро (медленно) — олень, черепаха; твёрдый (мягкий) — лёд, снег; глупый (умный, мудрый) — Незнайка, Знайка; большой (маленький) — слон, мышка.
В случае затруднения учитель предлагает детям иллюстрации для понимания смысла слов. Антонимы должны начинаться со звука [м] или содержать его в середине.
— Послушайте отрывки и добавьте недостающее слово. Каждое слово изображаем линейной схемой, делим на слоги и ставим ударение. Даём характеристику звуку [м].
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку...
(Мячик)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой...
(Мыли)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось...
(Мыло)
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
(Муравей)
Рассмотрите таблицу.
лама |
мера |
Римма Петровна |
мама |
умна |
Мирон Минин |
мила |
рама |
Марина Нилина |
мир |
рома |
Максим Иванов |
маша |
римма |
|
— Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какое замечание вы можете сделать по написанию слов. (Слова: Рома, Мила, Маша, Римма написаны неправильно. Нужно первую букву писать заглавную, так как это имена людей.)
Что интересного вы заметили в слове Римма? (Здесь есть двойная согласная м. Она читается длинно, протяжно, но когда мы делим слово на слоги, то разделить две согласные буквы нужно посередине. Одна буква м будет относиться к первому слогу, а вторая ко второму слогу: Рим-ма.)
— Откройте учебник на странице 86 и прочитайте текст «Утром». Короткие слова старайтесь читать целыми словами и только трудные слова читайте по слогам, без ошибок, выразительно, достаточно громко. Расскажите, о ком этот рассказ. Когда происходит эта сцена? Читаем текст «Утром». Расскажите, как проводите своё утро вы.
Вспомните стихи, в которых говорится о неряшливых, несобранных детях. («Маша-растеряша», «Мойдодыр».) Прочтите их наизусть.
Далее дети на выбор читают стихотворения «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять» С. Михалкова.
Про мимозу
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой?
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щёки
Кипячёною водой?
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет? Нет. И т.д.
Как проводит своё утро мальчик? Почему окружающие люди так называли его? Какие слова подошли бы к этому мальчику? (Лентяй, лоботряс, хитрец...)
Тридцать шесть и пять
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый. Что со мной? И т.д.
(С. Михалков)
— Каким вы представляете себе этого мальчугана? (Он лентяй, обманщик, врунишка, изнеженный...)
Выучим скороговорку и научимся чётко и быстро её проговаривать. Прочитайте текст «Кто кем станет?» на странице 88. Кем мечтали стать Дети?
Дети читают названия профессий.
— Обратите внимание на ленту букв. Поставьте точки около тех букв, с которых начинаются названия профессий в тексте.
Дети называют оставшиеся буквы. Вспоминают, какие ещё профессии бывают.
—- О какой профессии мечтаете вы? Напечатайте предложение, в котором расскажите о своей мечте. Пока мы не знаем все буквы, пишем так: Полина станет у*ителем.
Учитель чётко произносит название выбранной ребёнком профессии.
— Послушайте стихотворение «Почта» С. Маршака. Какое представление вы имеете теперь о профессии почтальона?
Название какой профессии стало заголовком стихотворения К.И. Чуковского? («Доктор Айболит».)
Вспомните начало стихотворения «Доктор Айболит». Прочитайте отрывок.
Вспомните, о чём беседовали дети, сидя на заборе. Кто написал для нас это стихотворение? (Михалков.)
Какие главные слова вы прочли в стихотворении? («Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».)
А теперь прочитаем рассказ «Мурка» на странице 87. Назовите имена собственные. (Марина, Мурка.)
Прочитайте все трёхсложные слова в тексте. Выполните слогозвуковой анализ слов молоко и лакала.
— Рассмотрите рисунок кошки, кота. Попробуйте описать кошку. Какая она? В какой последовательности мы будем рассказывать о кошке?
Учитель по ответам записывает на доске план.
1. Внешний вид. 2. Ушки. 3. Глазки. 4. Шёрстка. 5. Хвостик, б. Лапки. 7. Коготки.
— Кто и в каком стихотворении описал нам кота учёного? (Пушкин в стихотворении «У лукоморья дуб зелёный»...)
Что вам понравилось в этом сказочном коте? (Он загадочный, таинственный, умный, разговаривает, говорит сказки...)
Прочитайте текст «Кролики» на странице 87. Найдите в тексте слова, которые указывают, что делали Максим и Ира. (Что сделал? Или что сделала? — Кормил, открыла, напоила.)
Что бы вы сделали, если бы у вас были кролики? (Что сделал? Или что сделала? Чистил (клетку), чесал (пух), поила, смотрел, ласкал и т.д.)
Найдите и прочитайте предложение, в котором есть перечисление предметов. Найдите предложения, которые начинаются словами Максим, потом, около. Какие произведения вам удалось прочитать, послушать, где героем выступал заяц? («Лиса и заяц», «Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Заяц-хваста», «Колобок».)
Напечатайте под рисунком слово кролик. Рассмотрите это слово и отыщите в нём спрятанные слова. Напечатайте их в тетрадь. (Ролик, роли, лик, если прочитать справа налево получится ещё одно слово лор.)
Выполните самостоятельную работу на странице 89 «Проверь себя».
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какой из рассказов вам особенно понравился? Расскажите почему. Что вызвало у вас затруднение на уроке? Вспомните ленту букв. Какие буквы располагаются на ней? (Буквы, обозначающие гласные звуки, и буквы, обозначающие согласные звуки.)
Какие гласные буквы располагаются на верхней линейке ленты букв? Какие гласные поселились на ленте букв в нижнем ряду? Как читаются согласные с гласными и и е в слоге-слиянии? В чём их сходство? Чем отличаются гласные и и е? Когда мы знакомимся с согласными буквами и звуками, что мы стараемся узнать про них?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!