Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук и буква М. Закрепление

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звук и буква М. Закрепление пройденного материала»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

• дети разовьют фонематический слух, внимание, память, мышление;

• научатся делить слова на слоги, ставить ударение в словах, находить ударную гласную, слушать, как она произносится, давать оценку ударной гласной;

• закрепят знания о звуках [м], [м'];

• научатся работать с текстом, чётко отвечать на поставленный вопрос.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Почему букву согласных звуков [м], [м'] поставили именно в эту группу согласных? Что их всех характеризует?

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу и объясните её смысл: Мастер на все руки: и швец, и жнец, и в дуду игрец. Что вы можете сказать? (По пословице мастером на все руки называют человека, который умеет шить, жать рожь, пшеницу, умеет играть на музыкальном инструменте. В жизни мастер на все руки — это человек, который умеет делать всё или очень много разных дел. Это умелый человек.)

3. Работа по теме урока

— Назовите слова, противоположные по смыслу.

Слова для работы: война (мир); ссориться (мириться) — дети; быстро (медленно) — олень, черепаха; твёрдый (мягкий) — лёд, снег; глупый (умный, мудрый) — Незнайка, Знайка; большой (маленький) — слон, мышка.

В случае затруднения учитель предлагает детям иллюстрации для понимания смысла слов. Антонимы должны начинаться со звука [м] или содержать его в середине.

— Послушайте отрывки и добавьте недостающее слово. Каждое слово изображаем линейной схемой, делим на слоги и ставим ударение. Даём характеристику звуку [м].

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку...

(Мячик)

 

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой...

(Мыли)

 

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось...

(Мыло)

 

Без работы, хоть убей,

Жить не может...

(Муравей)

Рассмотрите таблицу.

лама

мера

Римма Петровна

мама

умна

Мирон Минин

мила

рама

Марина Нилина

мир

рома

Максим Иванов

маша

римма

 

— Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какое замечание вы можете сделать по написанию слов. (Слова: Рома, Мила, Маша, Римма написаны неправильно. Нужно первую букву писать заглавную, так как это имена людей.)

Что интересного вы заметили в слове Римма? (Здесь есть двойная согласная м. Она читается длинно, протяжно, но когда мы делим слово на слоги, то разделить две согласные буквы нужно посередине. Одна буква м будет относиться к первому слогу, а вторая ко второму слогу: Рим-ма.)

— Откройте учебник на странице 86 и прочитайте текст «Утром». Короткие слова старайтесь читать целыми словами и только трудные слова читайте по слогам, без ошибок, выразительно, достаточно громко. Расскажите, о ком этот рассказ. Когда происходит эта сцена? Читаем текст «Утром». Расскажите, как проводите своё утро вы.

Вспомните стихи, в которых говорится о неряшливых, несобранных детях. («Маша-растеряша», «Мойдодыр».) Прочтите их наизусть.

Далее дети на выбор читают стихотворения «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять» С. Михалкова.

Про мимозу

Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?

 

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели,

Осторожно моет щёки

Кипячёною водой?

 

Это, верно, дряхлый дед

Ста четырнадцати лет? Нет. И т.д.

Как проводит своё утро мальчик? Почему окружающие люди так называли его? Какие слова подошли бы к этому мальчику? (Лентяй, лоботряс, хитрец...)

Тридцать шесть и пять

У меня опять:

Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро

Я на градусник смотрю:

Где моя температура?

Почему я не горю?

Почему я не больной?

Я здоровый. Что со мной? И т.д.

(С. Михалков)

— Каким вы представляете себе этого мальчугана? (Он лентяй, обманщик, врунишка, изнеженный...)

Выучим скороговорку и научимся чётко и быстро её проговаривать. Прочитайте текст «Кто кем станет?» на странице 88. Кем мечтали стать Дети?

Дети читают названия профессий.

— Обратите внимание на ленту букв. Поставьте точки около тех букв, с которых начинаются названия профессий в тексте.

Дети называют оставшиеся буквы. Вспоминают, какие ещё профессии бывают.

—- О какой профессии мечтаете вы? Напечатайте предложение, в котором расскажите о своей мечте. Пока мы не знаем все буквы, пишем так: Полина станет у*ителем.

Учитель чётко произносит название выбранной ребёнком профессии.

— Послушайте стихотворение «Почта» С. Маршака. Какое представление вы имеете теперь о профессии почтальона?

Название какой профессии стало заголовком стихотворения К.И. Чуковского? («Доктор Айболит».)

Вспомните начало стихотворения «Доктор Айболит». Прочитайте отрывок.

Вспомните, о чём беседовали дети, сидя на заборе. Кто написал для нас это стихотворение? (Михалков.)

Какие главные слова вы прочли в стихотворении? («Мамы разные нужны. Мамы всякие важны».)

А теперь прочитаем рассказ «Мурка» на странице 87. Назовите имена собственные. (Марина, Мурка.)

Прочитайте все трёхсложные слова в тексте. Выполните слогозвуковой анализ слов молоко и лакала.

— Рассмотрите рисунок кошки, кота. Попробуйте описать кошку. Какая она? В какой последовательности мы будем рассказывать о кошке?

Учитель по ответам записывает на доске план.

1. Внешний вид. 2. Ушки. 3. Глазки. 4. Шёрстка. 5. Хвостик, б. Лапки. 7. Коготки.

— Кто и в каком стихотворении описал нам кота учёного? (Пушкин в стихотворении «У лукоморья дуб зелёный»...)

Что вам понравилось в этом сказочном коте? (Он загадочный, таинственный, умный, разговаривает, говорит сказки...)

Прочитайте текст «Кролики» на странице 87. Найдите в тексте слова, которые указывают, что делали Максим и Ира. (Что сделал? Или что сделала? — Кормил, открыла, напоила.)

Что бы вы сделали, если бы у вас были кролики? (Что сделал? Или что сделала? Чистил (клетку), чесал (пух), поила, смотрел, ласкал и т.д.)

Найдите и прочитайте предложение, в котором есть перечисление предметов. Найдите предложения, которые начинаются словами Максим, потом, около. Какие произведения вам удалось прочитать, послушать, где героем выступал заяц? («Лиса и заяц», «Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Заяц-хваста», «Колобок».)

Напечатайте под рисунком слово кролик. Рассмотрите это слово и отыщите в нём спрятанные слова. Напечатайте их в тетрадь. (Ролик, роли, лик, если прочитать справа налево получится ещё одно слово лор.)

Выполните самостоятельную работу на странице 89 «Проверь себя».

4. Рефлексия учебной деятельности

— Какой из рассказов вам особенно понравился? Расскажите почему. Что вызвало у вас затруднение на уроке? Вспомните ленту букв. Какие буквы располагаются на ней? (Буквы, обозначающие гласные звуки, и буквы, обозначающие согласные звуки.)

Какие гласные буквы располагаются на верхней линейке ленты букв? Какие гласные поселились на ленте букв в нижнем ряду? Как читаются согласные с гласными и и е в слоге-слиянии? В чём их сходство? Чем отличаются гласные и и е? Когда мы знакомимся с согласными буквами и звуками, что мы стараемся узнать про них?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!