Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Звук и буква З. Закрепление

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Звуки [з], [з']. Буква 3, з. Закрепление»

Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»

Прогнозируемые результаты:

дети научатся выделять на слух в словах звуки [з], [з'];

давать формулировки термина «парные согласные»;

познакомятся с парой согласных с - з;

научатся распознавать в словах звуки [с] и [з];

работать с текстом, определять его тему и главную мысль;

продолжат учиться сознательному, плавному, выразительному чтению;

пополнят словарный запас.

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Какие звуки мы изучили на прошлом уроке? Какими буквами они обозначаются?

Где должна располагаться буква з?

Клеточек свободных ещё много в первом ряду. Куда поставим букву з, узнаем в процессе урока.

2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке мы прочитали слова на с. 92. Какие звуки новой буквы з мы слышим? Составим рассказ с этими словами.

Прочитаем текст на странице 93.

3. Работа по теме урока

— Послушайте скороговорки. Учитесь различать звуки, обозначаемые буквами з и с: Баран Гурьян залез в бурьян.

Учитель подбирает проверочное слово залезай.

—- Учитесь различать звуки [ш], [с], [ж].

Бежит лиса по шесточку: (лис)

Лизни, лиса, песочку! (лис)

 

Пыхтит, как пышка,

Пухлый Мишка.

У ежа и ёлки иголки колки, (ёж)

Учитель указывает на парную согласную в слове воз и даёт проверочное слово возик.

Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Прочитайте слоги на странице 93. Почувствуйте разницу. Дайте характеристику звукам [з] и [с].

Рассмотрите иллюстрации на странице 93. Прочтите предложения. Сравните похожие слова, подчеркните парные согласные звуки.

Послушайте стихи, постарайтесь услышать новые звуки. Назовите слово, в котором слышатся звуки [з], [з'] или [с], [с']. В тетради печатайте слоги с буквой з и с.

Эта зверюшка вполне безобидная,

Правда, наружность у ней незавидная.

Люди бедняжку назвали — ехидна.

Люди, одумайтесь!

Как вам не стыдно?!

* * *

Енот не станет есть, пока

Его еда не мыта.

Ему помощница — река:

Еду полощет, трёт слегка,

А после — ешь досыта.

Енот — любитель чистоты,

Немытого не ест, а ты?

(В. Лунин)

* * *

Под цветком ежиха-мать

Принялась ежат купать.

Кап-кап капает роса

На мордашки, на глаза.

Не поймёт ежиха-мать,

Как им спинки отмывать. (Г. Виеру)

— Какие слова с буквами сиз выберем из этого стихотворения? (Глаза, запишем слог за. Роса, запишем слог са. Спинки, запишем слог спин.)

Неприятность у Бобра,

К дятлу он пришёл с утра:

— Строил я

Всю ночь плотину —

Видимо, схватил ангину.

Успокоил врач Бобра:

— Ты,

Когда спадёт жара,

Ежевику собери,

Ежевику отвари,

Чтоб над ней клубился пар, —

Вместо чая пей отвар.

(В. Лукша)

— В этом стихотворении ищем слова с буквой з. (Здесь нет таких слов.)

Волк Зайчишку напугал —

Заикаться Зайка стал.

К Дятлу прибежал чуть свет:

— Ч-что мне делать,

Д-дай совет.

 

Дятел глянул с высоты:

— Это, Зайка, полбеды!

Мой совет тебе

Простой —

Выпей ириса настой.

* * *

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

Они играют в чехарду

В зоологическом саду. (С. Маршак)

— Прочитайте текст «Сима и Зина» на странице 94. О чём этот текст? Поставьте к нему вопросы. О чём вы хотели бы спросить товарищей? (Что вырастили Зина и Сима? Какие это были розы?)

Прочтите слоги только с буквой з, обозначающей твёрдый звук [з]. Когда звук [з'] читается мягко? Прочитайте слоги с буквой с.

Какие звуки мы слышим в начале каждого слова? Охарактеризуйте их. (Сима — мы слышим [с], этот звук согласный, мягкий, глухой. Он состоит из шума. Зина — первый звук [з], этот звук согласный, мягкий, звонкий. Произносится он с голосом и шумом.)

Чем отличаются звуки один от другого? (Один глухой, другой звонкий звук.)

Что это за слова? (Это имена людей. Писать эти слова нужно с заглавной буквы.)

Прочитайте ещё слова, что вы заметите в произношении этих звуков? (Звук [з] — звонкий. Звук [с] — глухой. Но они очень похожи друг на друга. Иногда даже превращаются друг в друга. Чтобы правильно написать слово, его нужно изменить: берёза —[з] и нет берёз — [с].)

Это очень интересная пара согласных звуков. Они так и называются парными согласными.

Вспомните названия цветов, в которых слышатся звуки [с] и [з]. (Нарцисс, анютины глазки, зверобой, гусиный лук, подснежники, львиный зев, фрезия, гортензия, столетник (алоэ), розы, сальвия...)

Послушайте считалку.

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

 

Все цветы мне надоели,

Кроме... (розы) и т.д.

Придумайте ряд слов, которые образовались от слова роза. (Роза — розарий, розовый, розоветь, розочка и т.д.)

Теперь придумайте ряд слов к слову сад. (Сад — садовник, садовый, посадить, посадка и т.д.)

Какие буквы мы напишем в словах: про * ьба, зака *, ска * ка?

4. Рефлексия учебной деятельности

— С какими звуками вы работали сегодня на уроке? Объясните расстановку парных звонких и глухих согласных з и с на ленте букв.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!