Учебник: В. Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся выделять звук [а] в начале, середине и конце слова;
• познакомятся с заглавной и строчной буквами А, а;
• научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;
• работать с книгой и иллюстрациями;
• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;
• научатся свободно высказывать свои мысли.
1. Актуализация знаний
— На предыдущем уроке мы познакомились со звуками русской речи. Умеем характеризовать звуки. Сегодня мы познакомимся с первым звуком русского алфавита и его буквами.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель указывает на лексическое значение слова, дети называют этот предмет, записывают схему слова, делят слово на слоги, ставят ударение.
Ученический стол — (парта); палочка для рисования с грифелем внутри — (карандаш); большое содружество деревьев, кустов, растений — (лес); проёмы в доме для освещения — (окна); дети, которые ходят в школу, — (ученики, школьники).
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите книгу А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Кто автор этого произведения? (Алексей Николаевич Толстой.)
Эта повесть написана по мотивам сказки итальянского писателя Коллоди. Итальянский писатель Коллоди написал сказку «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Пиноккио — в переводе с итальянского языка деревянная кукла. Алексей Николаевич прочитал эту книгу, и ему захотелось мальчиков и девочек нашей страны познакомить с маленьким деревянным человечком. Но его книжка получилась намного интереснее, и назвал он свою повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Справка для учителя Сказка была любимым жанром А. Толстого. Если бы он вообще ничего не написал — даже «Буратино», а только оставил бы томик обработанных им русских народных сказок, уже это было бы неоценимым вкладом в детскую литературу. «Волк и козлята», «Морозко», «Зимовье зверей», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Глиняный парень»... — более 50 сказок живут в ювелирной обработке Алексея Толстого. |
— Каких героев из книги «Золотой ключик...» вы знаете? (Буратино, Мальвина, Артемон, Карабас-Варабас, Дуремар, кот Базилио.)
В своей речи учитель использует слова книга, автор, иллюстрации, художник проиллюстрировал и т.д. Он обращает внимание детей на художника и его замечательные иллюстрации.
— Выделите первый звук из имён Артемон и Алиса.
Дети рассматривают портреты героев сказки.
Справка для учителя Если мы хотим добиться, чтобы каждый ученик реально оперировал звуками, то есть развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности: 1) Произнеси и послушай слово. 2) Найди ударный слог и произнеси слово по слогам. 3) Протяни, выдели голосом нужный звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй. 4) Обозначь выделенный звук условным значком (звуковой схемой). 5) Протяни и выдели голосом второй звук и т.д. 6) Проверь, получилось ли слово. Об этом можно подробно прочитать в книге Д.Б. Эльконина «Как учить детей читать» или в книге П.С. Жедек «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». |
— Произнесите кличку пуделя. (Артемом.)
Дети произносят слово, протягивая нужные звуки.
— Сколько в этом слове слогов? (Три слога.)
Составьте его схему. Произнесите слово, поставьте ударение. На какой слог падает ударение? (На третий.) Поставьте знак ударения.
Произнесите, выделяя голосом первый звук в полном слове: А-а-а-ртемон. Какой первый звук мы выделили голосом? (Это звук [о].)
Что нам известно об этом звуке? (Звук [о] — гласный. Он хорошо тянется. Произносится без препятствий. Гласные звуки образуют слог.)
Как обозначим этот звук на схеме? (Квадратиком красного цвета.) Где слышится звук [а] в этом слове? (В начале слова.)
Теперь посмотрите на другой рисунок. Кто изображён на нём? (Лиса Алиса.)
Какую кличку носит лиса. (А-а-алиса.)
Проводится работа по выделению звука [о] из этого слова.
— Где ещё слышите этот звук? (В конце и в начале слова А-алиса-а.)
Кто знает, какая буква обозначает этот звук? (А, а).
Обратите внимание: звук [а] один, а для его обозначения есть две буквы А, а. Почему так? Кто может объяснить? (Есть буквы заглавные и маленькие. С заглавных букв начинаются предложения, пишутся имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран и другие названия.)
Где в слове можно увидеть букву А? (В начале слова.)
Где в слове можно увидеть букву а? (В начале, середине, конце слова.)
Напечатайте заглавную букву А карандашом красного цвета. С.Я. Маршак написал про заглавную букву А такие строчки:
Вот два столбика наискосок. Ты эту букву знаешь? А?
А между ними — поясок. Перед тобою буква А.
Напечатайте строчную букву а. Обратите внимание на правильное начертание букв А и о в клеточках тетради. Большая буква занимает в ширину одну клетку, в высоту — две клетки. Строчная буква — в высоту одну клетку и пишется в правой стороне клетки.
Учитель показывает картинки с предметами, содержащими звук [а]. Дети выкладывают на парте заглавную и строчную буквы А, а.
Можно предложить написать маленькую или заглавную букву в тетради для печатания: А (Алёна), а (автобус), а (арбуз), А (Алик).
— Найдите на иллюстрации (с. 21) слова, которые начинаются со звука [а]. (Арбуз, астра.) Найдите слова, которые заканчиваются звуком [а]. (Клякса, астра.)
Многие поэты очень хотели, чтобы дети хорошо запомнили место звука и буквы а в словах. Прослушайте стихотворение Н. Костарева.
Астра, азбука, айва начинаются на «а»
И кончаются на «а» астра, азбука, айва.
— Сколько раз нам встретилась заглавная буква А?
Прочитайте эту букву в начале слова. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Первая буква первого слова в предложении.)
Прочитайте на первой строчке остальные буквы а. Сколько их?
На второй строчке сколько их? На третьей? На четвёртой?
Мудрые мысли называются пословицами. Кто может прочитать пословицы (с. 20)? Какая мудрая мысль заключена в них?
Чему учат пословицы людей? (Мудрости, правильности поведения.)
Выделите слоги-слияния с гласным звуком [а]. Как произносится согласный звук в этом слоге-слиянии? Подтвердим вывод на с. 21.
4. Рефлексия учебной деятельности
— С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?
Что мы узнали о буквах а, А? Когда мы пишем заглавную букву А? Когда строчную? Как называются предложения, выражающие мудрые мысли? Какую книгу мы рассматривали на уроке? Кто её автор?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!