Учебник: В, Г. Горецкого и др. «Азбука, 1 класс»
Прогнозируемые результаты:
• дети научатся правильно высказывать вслух свои мысли, отвечать на вопросы;
• оформлять свои мысли с помощью предложений; записывать предложения с помощью схем;
• формировать умение определять количество слов в предложении и графически показывать их количество;
• пересказывать небольшие сказки.
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы узнали, что такое устная и письменная речь. Из чего состоит наша речь? С помощью чего мы научились изображать предложения? (С помощью схем.) Укажите предметы письменной речи. (Телефон, объявление, письмо, диск CD, спектакль, телепрограмма.)
2. Мотивация учебной деятельности
Рассмотрите картинки на доске: мальчик моет посуду, девочка везёт детскую коляску, дети кормят цыплят зерном. Назовите предметы, про которые можно спросить кто это? А теперь предметы, отвечающие на вопрос что это? Чем они отличаются?
Рассмотрите картинки ещё раз. Приведите примеры слов, обозначающих предметы или их части, которые отвечают на вопрос что это? {губка, мыло...)
3. Работа по теме урока
— К каждой картинке составьте предложение, запишите его схему. Из чего состоят наши предложения?
Сколько слов вы произнесли? Назовите первое слово, второе, третье. Из чего состоит наше предложение? (Из слов.)
Теперь мы можем на схеме изобразить количество слов. Каждое слово будем обозначать небольшой чертой. Сколько чёрточек нам нужно написать под первой схемой? (Три.)
Дети выполняют задание.
__________________________ .
_________ ________ ________ .
— На этой схеме мы показали количество слов. Что ещё надо помнить, когда мы пишем схему предложения? Прочитайте это предложение по схеме. Ведите указкой по каждой чёрточке во время произношения слов.
Изменится ли схема предложения, если дадим имя девочке — Маша. Сколько слов будет в предложении? (4 слова.)
Внесите изменения и в третье предложение, добавив слова маленькие, жёлтенькие.
Что мы узнали о предложении? (Каждое предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.)
Рассмотрите рисунки (с. 7). Вспомните название сказки. Ответьте на вопросы: «Всё ли нарисовал художник? Что пропустил?»
Перескажите сказку. Составьте первое предложение — начало сказки. (Посадил дед репку.)
Сколько слов потребовалось, чтобы выразить мысль? Выложите схему этого предложения. Составьте предложение ко второй картинке. (Выросла репка большая-пребольшая.)
Аналогично проведём работу далее.
В конце последнего предложения стоит восклицательный знак. Объясните значение восклицательного знака. (Предложение произносится радостно, поэтому в конце предложения ставится восклицательный знак.)
Разыграйте сказку по ролям. Сколько артистов потребуется для нашего театра? (Герои сказки, их шесть, и рассказчик.)
Представьте себе, что дед посадил на огороде не репку, а другой овощ. Как могла бы называться тогда сказка? (Морковка, лук, свёкла и др.)
Послушайте загадки. Какие признаки предметов помогли вам отгадать их?
Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Лежит меж грядок зелен и сладок. (Огурец)
Чёрная в земле, а зелёная снаружи. (Редька)
Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква)
Назовите огородную зелень.
А сейчас будем работать с учебником (с. 8). Поучимся составлять предложения и мини-тексты.
Кого вы видите на верхней иллюстрации (с. 8)? (Медведя...)
Что делает медведь? (Медведь встречает гостей.)
Что вы сейчас сказали, произнесли? (Это предложение.)
Сколько слов в предложении? (Три.) Запишите схему.
__________ _______________ __________ .
Придумайте медведю имя. Составьте новое предложение. Как изменится схема? Запишите новую схему. (Михаил Топтыгин, Михаил Иванович.)
Аналогично проведём работу со словами: заяц, ёж.
Запишите схемы предложений.
Заяц несёт подарок медведю.
_________ ___________ ____________ .
Ёж прикатил медведю бочку мёда.
_______ _________ ________ _________ __________ .
— Где живут все эти животные? (В лесу.)
Как можно назвать группу этих животных? (Дикие животные.)
Кого вы видите на иллюстрации в середине страницы. (Корову...)
Из какого произведения кот с метлой? («Кошкин дом».)
Составьте про кота предложение. (Кот подметает двор.)
Выполните графическую схему предложения.
Кто помнит, как звали этого кота? (Василий.)
— Составьте новое предложение про кота и запишите схему.
Дети слушают отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».
— Вспомните, в каком мультфильме пёс умеет доить корову? Как его звали? (Мультфильм называется «Каникулы в Простоквашино». Это Шарик.)
Составьте предложение про собаку, проанализируйте его. Составьте схему предложения.
Как звали корову? (Бурёнка.)
Составьте схему этого предложения. Какие животные изображены на этой иллюстрации? (Домашние животные.)
По какому признаку разделили всех этих животных на две группы? (По признаку — кто где живёт.)
Как можно назвать группу животных, расположенных слева? Справа? Каких животных вы ещё можете дополнить в обе группы?
4. Рефлексия учебной деятельности
— Что узнали нового? Продолжите фразу: «Предложение состоит из...», «Предложение выражает...».
Про диких или домашних животных можно спросить кто это?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!