Конспект урока по окружающему миру «Жизнь животных», 1 класс

Урок в начальной школе. Окружающий мир. Тема: Жизнь животных

Цели: познакомить с классификацией животных по типу питания, по способам приспособления; воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Оборудование: иллюстрации - изображения животных, маски для сюжетно-ролевой игры «Лиса и мыши».

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Начинаем очередной выпуск телепередачи «В мире животных» (на доске эмблема телепередачи; звучит музыка). Сегодня в телестудии 5 команд, которые продемонстрируют свои знания о животных.

II. Проверка домашнего задания (по группам).

Соберите из букв название животного, найдите его на рисунке, расскажите об этом животном по плану.

1) К какой группе относится?

2) Почему?

3) Где живет?

4) Чем питается?

5) Каких животных этой группы вы знаете?

I команда - заяц.

II команда - ласточка.

III команда - щука.

IV команда - лягушка.

V команда - уж.

III. Работа над новым материалом.

Беседа.

а) Чем питается заяц? Выберите иллюстрации с животными, которые питаются только растительной пищей. (Лось, олень, бабочки, мыши.) Этих животных называют растительноядными (табличка на доске).

б) Чем питается ласточка? Для каких животных насекомые - основная пища? Выберите иллюстрации с этими животными. (Скворец, синица, крот, мухоловка.) Как их можно назвать? (Насекомоядные (табличка).

в) Щука питается мелкими рыбками, поедает себе подобных. Животных, которые поедают себе подобных, называют хищниками (плотоядными). Каких животных отнесем к этой группе? (Стрекозу, лису, щуку, божью коровку.)

г) Чем питается медведь? Он ест пищу и растительного, и животного происхождения, т. е. ест все. Медведь, белка, еж - это всеядные животные.

д) Сценка «Кому для чего зубы нужны».

- Почему одни животные могут есть растительную пищу, а другие нет? Давайте посмотрим сценку, и, наверное, многое станет понятно.

Действующие лица

Заяц Коська.

Мышка Маша.

Лиса Алиса.

Заяц Коська. Как здорово убежать далеко в поле в солнечный денек (принюхивается). Что за странный запах: это вовсе не запах травы!

Мышка Маша. Не ешь меня, не ешь меня, пожалуйста, не ешь меня. Я вовсе не хотела забираться в твои владения! Я тебя больше не побеспокою, если ты только не съешь меня прямо сейчас!

Заяц Коська. Так-так... Это значит, я тебя сейчас нюхал? Твой запах здорово отличается от запаха травы!

Мышка Маша. О да. Да и на вкус мыши тоже совсем другие. Они совсем не такие вкусные, как травка.

Заяц Коська. Ну, об этом мне никогда не узнать, я не ем мышей. Да я не мог бы съесть мышку, даже если бы захотел.

Мышка Маша. Не смог бы? Почему?

Заяц Коська. Ты когда-нибудь видел заячьи зубы? Они совсем не приспособлены для того, чтоб кусать мышей или других животных.

Мышка Маша. Тогда для чего они предназначены?

Заяц Коська. Они предназначены для того, чтобы есть травку, листья, кору деревьев, т. е. растения.

Мышка Маша. Я не знала этого. Если мне не надо заботиться о том, чтобы ты меня не съел, я вернусь на луг побегать.

Заяц Коська. Пожалуйста, сколько хочешь. Пока!

Мышка убегает.

Заяц Коська. Может, я должен предупредить мышку о лисе, которая бродит по полю? Я знаю, что эта лиса не прочь слопать меня на обед, а на десерт она, пожалуй, закусила бы той маленькой мышкой. Будет лучше, если я найду мышку и предупрежу об опасности.

Мышка Маша. Сейчас, когда мне не надо заботиться о своей безопасности, я могу еще поиграть на лугу. А кто это там? Это лиса! Больше я ее не боюсь. Она, наверное, тоже не может меня съесть, побегу к ней и поздороваюсь. (Бежит к лисе.)

Лиса Алиса. Ничего себе! Что ты здесь прогуливаешься? Знаешь ли ты, что я могу тебя в один миг съесть?

Мышка Маша. Ты не можешь меня съесть. Даже если захочешь. Заяц сказал, что зубы предназначены для пережевывания зеленых растений, а не мышек.

Лиса Алиса. Его зубы предназначены для пережевывания растений, а мои — для того, чтобы съесть животных, таких как зайцы и мыши.

Мышка Маша. Ты п-полагаешь, что с-сможешь меня съесть? Ай-ай-ай! (Убегает.)

Лиса Алиса. Ха-ха-ха - этой маленькой мышке повезло, я не голодна. Подумать только, она вообразила, что мои зубы не годятся для того, чтобы есть животных. (Уходит, появляются мышка и заяц.)

Заяц Коська. Как я рад, что нашел тебя.

Мышка Маша. Да, да! Я должна спросить тебя кое о чем. Почему ты мне не сказал, что твои зубы отличаются от зубов лисы?

Заяц Коська. Я как раз собирался сказать, но большинство животных знают об этом. Лисы - хищные животные, зайцы - травоядные. Хищные, такие как лисы, едят других животных. Зубы у них острые, развиты клыки. А у травоядных - зубы широкие, плоские, приспособлены для пережевывания травы, листьев, коры. Кто что любит!

Мышка Маша. Теперь я поняла: надо прежде всего взглянуть на зубы животного, и тогда я пойму, сможет оно меня съесть или нет.

Заяц Коська. Тебе будет лучше, если ты спросишь меня. Я великолепно знаю хищников и травоядных животных, даже не глядя на их зубы!

Мышка Маша. Вот и замечательно, я всегда буду у тебя спрашивать.

Заяц Коська. Бежим, а то лиса вернется!

е) Игра «Найди себе пищу».

Волк и лиса.

Лось и мышь.

Осина и рожь.

(Мышь, осина, рожь, лось.)

У нас получилась цепь питания, она начинается с растений.

- Что произойдет, если вырубить все осины?

- Что произойдет, если убить всех волков?

- Все в природе взаимосвязано. Хищники тоже нужны. Да и пищу добывать им трудно.

- Что нужно, чтобы лиса смогла поймать мышку? (У нее должен быть хороший нюх.)

ж) Игра «Лиса и мыши».

Мама лиса учит лисят находить мышку по запаху.

- Вот это мышки, понюхайте, надо найти, в какой норке мышка. (Мышка - ватка, смоченная в одеколоне. Мама лиса прячет мышку в один из трех пакетов. Надо по запаху определить, в каком пакете мышка (найти среди трех-четырех пакетов нужный).

- Вот видите, как трудно найти мышку, а ее надо еще и поймать. Ведь мышки, зайцы тоже приспособились, они умеют защищаться от хищников. Одни защищаются иглами-шипами, у других острый клюв, третьих спасают быстрые ноги, окраска, рога.

В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных. Вот как на лугу уживаются травка, мыши и совы.

IV. Подведение итогов урока.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир

Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!