Конкурсы

Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»

Автор: Малышева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МОУ  «Средняя общеобразовательная  школа № 9» г. Саранска.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З анкова по проблеме «Самооценка учащихся на уроке». Урок разработан в соответствии с новыми требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта.

Конспект урока: «Знакомство с задачей»

Цель урока: Познакомиться с понятием задача и её составными частями.

Задачи:

Предметные:

- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

- находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

- объяснять (пояснять) ход решения задачи.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

- формировать представление о значении математики в жизни человека.

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи.

Познавательные УУД:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию  изучаемых объектов;

- под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Материально-техническое обеспечение урока:

Литература:

- Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

- Зубова С.П. Поурочное планирование по математике к учебнику И.И.Аргинской, Е.П.Бененсон, Л.С.Итиной, С.Н.Кормишиной  «Математика. 1 класс».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

- Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика. 1 класс».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

- Керженцева А.В. Методический комментарий к заданиям учебника «Математика. 1 класс».- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011;

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- электронные материалы : презентация в программе PowerPoint;

Ход урока

I.  Оргмомент

Цель этапа: Создание условий для восприятия учебного материала

Формируемые УУД: Регулятивные: планирование деятельности.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь  открывать.

Но для начала, как всегда,

Нужна гимнастика  ума.

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? Кто запомнил?

 ( Ответ учащихся)Уметь -сравнивать; -исследовать; -рассуждать; - решать…

II. Мотивационный

Цель этапа: Создать условия для мотивировки  активной, осознанной деятельности учащихся.

Формируемые УУД:  Личностные: мотивировка на достижение цели.

- Продолжим гимнастику ума. Поможет нам в этом Снеговик.

Слайд 1 «Разрушенный снеговик» Фрагмент мультфильма «Снеговик почтовик» снеговик спешил к нам на урок и разбился .)

Формируемые УУД: Регулятивные: Планирование деятельности.

- Снеговик, разрушился. Что же делать?

- Давайте соберем снеговика, но для этого нам надо выполнить некоторые задания. Поможем снеговику?

III. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

Цель этапа: Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию

Формируемые УУД: Регулятивные: выполнение действий в уме.

1 задание.   Устный счёт.( Слайд 2. На экране появляется математическая цепочка, ученики выбирают верную стрелку с правильным знаком действия, если работа выполнена, верно, появляется слово «Молодцы»)

Выбери по стрелке действие и выполни его. Контролировать и оценивать эту работу будет компьютер. После выполнения мы узнаем его решение.

2 задание.  Минутка чистописания.

Формируемые УУД: Познавательные: осуществлять анализ. Регулятивные: оценивание результата своих действий.

Открываем тетради, записываем число, К/р.

Слайд 3 Написание цифры 2.

Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру? А почему она  для учеников нелюбимая?

Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс.

Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего, поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте, оцените друг друга ( самооценивание и взаимооценивание).

3 задание. Игра « Отгадай слово».

Формируемые УУД: Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, : оценивание результата своих действий и действий одноклассника.

Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

Продолжаем оказывать помощь снеговику?

Для этого мы должны правильно записать выражение и найти его значение. Правильно выполнив задание, мы отгадаем слово, которое поможет  нам собрать снеговика.

У доски по цепочке работают ученики, остальные самостоятельно в тетради.

-Увеличить 6 на 2                                     8-з          (код на карточках, на доске)

-Уменьшить 7 на 4                                   3-а

- Одно слагаемое 5, другое 2                  7-д

- Уменьшаемое 5, вычитаемое 2             3-а

- Сложить 3 и 3                                         6-ч

- Вычесть из шести три                            3-а

Оцените работу учеников. Кто быстрее считал? Кто более аккуратно написал?

IV.  Формулирование темы и цели урока.

Цель этапа: Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока

Формируемые УУД:  Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

Так как, вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Как понимаете слово задача?

К следующему уроку найдите объяснение этого слова в словаре.

Физминутка « Снеговик» (Подвижная)

Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения  и улучшения своего здоровья .

V. Открытие нового знания

Цель этапа: Создание условия для открытия детьми основных положений  нового учебного материала по теме урока.

Формируемые УДД:  Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.

- Слайд 4. Посмотрите на предложения. Как вы думаете, есть ли здесь задачи?

Почему так решили? Докажите.

А что мы делаем со стоящими перед нами задачами?

Какая цель будет стоять перед нами?

(Решать,  составлять, сравнивать,  анализировать…)

- А теперь снеговик предлагает нам поработать с учебником.

Откройте учебник на стр. 34, № 84

Прочитаем задание.

а)  составьте по рисункам математический рассказ;

- Для чего развешиваем кормушки?

б)  какой математический рассказ можно составить по нижним рисункам?

Чем отличаются эти рассказы? ( есть вопрос).

Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.

Что можно сделать с задачей?

Как решить? Какое действие мы выберем для решения этой задачи? Почему?

Запишем решение у доски. ( работает 1 ученик)

5+3=8

Кроме вопроса и решения есть ответ и условие.

- Как вы думаете, где условие?

- А где ответ?

Ответ записывается так: 8 снегирей.( Назовите  опасные места в слове).

- Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить?

( Вывешиваем карточки на доску)

Физминутка ( для глаз)

Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения  и улучшения своего здоровья .

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано:

Где - окно, а где – кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах.

Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний

Формирование УДД:  Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в парах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать  результат своих действий.

Составьте задачу по рисунку и решите её. Оцени свою работу  по шкале (простым карандашом).

Сравните с доской. Оцените своё выполнение задания. Внесите исправления, если нужно.  Вновь оцените свою работу, используя синюю ручку.

Назовите условие. Вопрос. Решение. Ответ.

Как вы думаете, а снеговик был бы доволен нами? Почему?

VII.  Закрепление  изученного материала.

Проверка уровня полученных знаний. Тест.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

Формирование УДД: Познавательные: осуществление анализа и сравнения объектов, строить небольшие высказывания  в устной форме;

Коммуникативные: работа в группах; выражать свою точку зрения.

- Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами. Работа по карточкам.

Карточка

- На ладонь  снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?

- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.

- На ладонь  снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

- Докажите? Как будете решать? Какой будет ответ?

  Оцените  работу своей  группы.

Мы справились со всеми заданиями снеговика. Так давайте вспомним из каких частей состоит задача, и расположим их в правильном порядке.

Дети составляют снеговика. Молодцы!

VIII. Итог урока

Цель этапа: Создание условий для  упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии

Формирование УДД: Познавательные: ориентирование в системе знаний.

Подведём итог урока.

- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

-  Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что понравилось?

Снеговик приготовил вам за хорошую работу подарок. Раскрасьте снеговиков  и составьте про них задачу.( Каждому ученику раздаётся картинка- раскраска снеговика).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Конспект урока математики для 1 класса

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Конспект урока по математике в 1 классе (УМК «Гармония»)

Имамбаева Галина Васильевна # 30 декабря 2013 в 17:52 0
Конспект урока интересен, содержательный. Спасибо! Пригодится в работе.
Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 16:11 +2
Хороший материал для работы! Все этапы урока на лицо. Переход от одного этапа к другому плавный, не заметный. Данную разработку можно применить при подготовке к открытому уроку.
Ольга Васильевна Кравченко # 13 января 2014 в 12:53 +2
Интересная идея со снеговиком. Задания плавно переходят одно из другого. Спасибо за урок!
Лилия Мазитовна Юмагулова # 1 марта 2014 в 13:47 +2
Учитель на каждом этапе урока расписывает цели, что очень хорошо. После каждого пройденного этапа учитель может взять себе на заметку, достигли они цели или же нет. Материал разнообразен, интересен. Мы с моими первоклассниками тоже уже прошли эту тему, но возьму ее себе на будущее. Спасибо!
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 17:40 0
Дети не всегда умеют решать задачи и я для себя много полезного взяла. Спасибо! Урок разнообразен по формам работы.
Роза Анатольевна Чеканкина # 12 июня 2014 в 16:17 +2
Данную разработку можно применить при подготовке к открытому уроку. Спасибо.
Гульназ Рашитовна Гатина # 14 июля 2014 в 16:00 0
Спасибо автору за грамотно составленный конспект урока: расписаны задачи, дан список использованной литературы. Очень полезный материал
Александра Сергеевна Артёмова # 15 июля 2014 в 11:34 0
брала эту разработку за основу к заданию по зачету по методике преподавания математики,ЗАЧЕТ! спасибо)))
Светлана Ивановна Богатырева # 17 июля 2014 в 23:54 +2
в разделе 2 Мотивационный-хороший прием на словесно-логическое развития учащихся.
Также понравилось как построена работа по установлению положительных межличностных отношений в классном коллективе.
Ольга Анатольевна Воронцова # 30 июля 2014 в 22:40 +2
При проведении урока проведена ориентация на принципы обучения: целесообразности,
доступности, научности. Чтобы достичь цели урока, учителем был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием. Ольга Анатольевна, спасибо за урок.
Наталья Борисовна Никитина # 12 сентября 2014 в 22:27 +1
Интересный и содержательный урок.Хочу поблагодарить за урок, он соответствует ФГОС, четко прослеживается структура проблемного урока. Взяла на заметку, работу с самооценкой по шкале. Вы хорошо организовали форму групповой работы, так как работа в группах, которая формирует умение выражать свою точку зрения, является неотъемлемой частью современного урока.
Светлана Анатольевна Матвеева # 25 ноября 2014 в 22:13 0
Содержание урока полностью соответствует требованиям ФГОС, а ещё рефлексия, элементы здоровьесберегающих технологий, а также увлечённость и интерес учащихся. Молодец!
Ирина Александровна Бурдюг # 29 ноября 2014 в 22:07 0
Очень интересная и полезная разработка. Спасибо.
Берёзкина Юлия Дмитриевна # 15 декабря 2014 в 14:51 0
Очень чётко расписаны все этапы урока.Поставлено много задач, решение которых прослеживается в ходе урока.Действительно этот урок будет полезен для учителей работающих по программе развивающего обучения Л.В.Занкова по проблеме «Самооценка учащихся на уроке».
Любовь Николаевна Тарасова # 17 февраля 2015 в 18:31 0
Урок составлен "в ногу со временем". ФГОС прослеживается на протяжении всего урока. Спасибо!
Светлана Викторовна # 25 февраля 2015 в 23:19 0
Очень интересную работу по теме «Знакомство с задачей» представила Ольга Анатольевна. Только так, с использованием весёлых и занимательных заданий и можно научить первоклассников азам математики. Спасибо за труд.
Анна Александровна Знакомова # 12 марта 2015 в 14:47 0
Хороший материал! Все этапы урока соблюдены. Переход от одного этапа к другому плавный, не заметный. Данную разработку можно применить при подготовке к открытому уроку. Спасибо за развернутую разработку!
Ирина Степановна Бодриченко # 26 марта 2015 в 14:55 0
ПОЛУЧИЛА БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВАШЕГО УРОКА.Очень чётко расписаны все этапы урока.Поставлено много задач, решение которых прослеживается в ходе урока.СПАСИБО.
Алена Александровна Павленко # 28 апреля 2015 в 20:35 0
Интересный конспект.Учителем четко спланированы и прописаны все этапы урока. Спасибо за ваше мастерство!
Ольга Михайловна Завалишина # 29 октября 2015 в 12:56 +1
Урок интересен, разнообразен, полезен. Хотелось порекомендовать оформить конспект в виде таблицы, чтобы выделить ууд в отдельной колонке. Так будут наглядней прослеживаться универсальные учебные действия.И в свою очередь не будут отвлекать от прочтения хода самого урока. Спасибо.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:51 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Елена Александровна Беспалова # 11 ноября 2015 в 23:03 0
Очень интересный и полезный материал.Учтены все этапы урока, переходы плавные.Возьму на заметку!!
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:04 0
Все этапы урока на лицо. Переход от одного этапа к другому плавный, не заметный. Данную разработку можно применить при подготовке к открытому уроку.
Любовь Николаевна Дворецкая # 17 ноября 2015 в 22:34 +1
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. Урок начался с занимательного стихотворения, настраивающего детей на работу. В процессе изучения учебного материала использованы д/игры, активизирующие мыслительные процессы детей. Очень интересный устный счёт. В процессе урока широко применялся дидактический материал (карточки с заданиями развивающего характера), технические средства обучения (мультимедийный проектор для показа слайдов по теме), наглядные средства обучения (картинки-раскраски), что способствовало активизации познавательной деятельности детей, развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия. В ходе урока чётко прослеживаются применяемые учителем здоровьесберегающие технологии и технологии развития личности, упражнения для глаз.
Татьяна Владимировна Пожилова # 19 ноября 2015 в 10:25 0
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. Интересное начало урока , настраивающего детей на работу. В процессе изучения учебного материала использованы д/игры, активизирующие мыслительные процессы детей. Очень интересный устный счёт. В процессе урока применялся дидактический материал (карточки с заданиями развивающего характера), технические средства обучения (мультимедийный проектор для показа слайдов по теме), наглядные средства обучения (картинки-раскраски), что способствовало активизации познавательной деятельности детей, развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия. В ходе урока чётко прослеживаются применяемые учителем здоровьесберегающие технологии и технологии развития личности, упражнения для глаз.
Ольга Валентиновна Румянцева # 22 ноября 2015 в 19:52 +1
На уроке прослеживалась реализация поставленных учителем целей. Используемые методы были также адекватны поставленной цели. Урок обеспечивает реализацию развивающей функции обучения. Особое внимание уделялось развитию таких качеств как внимание, мышление, память, речь, самоконтроль и самооценка. На уроке осуществлялся дифференцированный подход (наличие заданий для детей разного уровня обученности). Всё это способствовало саморазвитию личности учащихся. Формы обучения использованные на уроке соответствуют решению основной дидактической задачи урока.
Большое спасибо за разработку! Данный урок полезен не только занковцам!...Но и всем кто работает по ФГОС!
Татьяна Владимировна Волкова # 26 ноября 2015 в 15:48 0
На мой взгляд урок составлен очень грамотно. На всех этапах урока заданы конкретные цели, которые реализовывались разнообразными методами и средствами обучения. Актуально использование компьютерных технологий. Отдельное спасибо за гимнастику для глаз.
Виктория Константиновна Корецкая # 22 февраля 2016 в 22:41 +1
Конспект урока соответствует ФГОС, построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учебные задания не даются в готовом виде, применяются индивидуальные,групповые формы работы. работа в парах. Спасибо за конспект.
Ирина Владимировна Борисова # 26 февраля 2016 в 20:46 0
Урок соответствует требованиям ФГОС. Узнаю любимую систему Занкова.Урок интересный , возьму на вооружение. Спасибо!
Алия Маратовна Гизатуллина # 11 марта 2016 в 14:37 0
Очень хорошая разработка урока! слов нет! все подобрано как следует.
jnkbxybwf51 # 12 марта 2016 в 15:07 0
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Все этапы урока логически связаны и работают на достижение цели урока.Материал дан в доступной и занимательной форме. Использованы здоровьесберегающие технологии. Применяются разнообразные формы и методы работы.Очень важно, что присутствует воспитательный момент (кормушки для птиц). По поводу "нелюбимости" двойки. Мне кажется, что можно было обыграть этот момент несколько иначе. Например:"Посмотрите, какая красивая цифра! Я надеюсь, что она будет появляться в ваших тетрадях только в записи примеров, а не в качестве отметки."
Расима Марваджановна Сайфутдинова # 26 марта 2016 в 20:43 0
Очень содержательный урок. Много воспитательных и развивающих моментов. Применяются различные формы:групповая, работа в парах, где учащиеся совместно решают задачи урока.
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 17:10 0
Спасибо за урок! Все этапы урока чётко продуманы.Урок проходит в соответствии с требованиями ФГОС. Интересный материал!Были использованы здоровьесберегающие технологии. Творческих успехов Вам!
Наталья Ильинична Андриевская # 28 мая 2016 в 17:25 0
Продуманный урок. Все этапы связаны между собой. Разнообразные формы работы.
Ольга Александровна Даниленко # 10 июня 2016 в 16:41 0
Очень интересный урок. Все этапы урока соответствуют поставленным целям.
Галина Сергеевна Кайгородова # 16 июня 2016 в 15:36 0
Учитель умело знакомит учащихся с новой темой. Учит ставить цели к каждому этапу работы,делать выводы. Игровые формы помогают учащимся легче понять материал.Урок отличный!
Елена Юрьевна Шеломова # 4 июля 2016 в 17:55 0
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Интересен, грамотно построен. Педагог ответственно подошёл к планированию.
Татьяна Васильевна Сологуб # 7 августа 2016 в 11:43 0
Отличный урок! Большая работа проведена перед знакомством с задачей. Подобрано много занимательного материала. Достигнуты поставленные цели урока. Обязательно буду использовать в своей работе.
Екатерина Сергеевна Зеленкова # 21 августа 2016 в 15:37 0
Спасибо за конспект урока!Пригодиться
Ольга # 11 октября 2016 в 15:39 0
Урок соответствует требованиям ФГОС, интересен и познавателен. Этапы урока взаимосвязаны.
Людмила Сергеевна Скречко # 11 октября 2016 в 20:36 0
Интересный урок, построен в игровой форме. Ребята не устанут, так как прослеживается частая смена видов деятельности. Много заданий в стихотворной форме.
Светлана Сергеевна Топчиева # 15 октября 2016 в 22:46 +1
В ходе урока были использованы различные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.Очень интересная мотивация учащихся к учебной деятельности. Обучение строится на основе системно - деятельностного подхода. На всех этапах урока ученики вовлечены в практическую деятельность. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой. Содержание урока соответствует требованиям ФГОС. Очень интересный урок!Спасибо!
Ольга Алексеевна Бродская # 16 октября 2016 в 22:01 0
Интересный и содержательный урок, который соответствует требованиям ФГОС. В конспекте четко прослеживается структура проблемного урока. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой. Хорошо организованы следующие формы работы - групповая, фронтальная и индивидуальная. В ходе урока был использован занимательный материал.Возьму на заметку мотивацию учащихся к учебной деятельности. Очень интересный и содержательный урок. Обязательно буду использовать на практике.
Наталья Юрьевна Чернуцкая # 10 декабря 2016 в 19:40 0
Отличный урок по ФГОС. Соблюдены все этапы. Очень важно оценивание, причем оно проводится на каждом этапе. Детям это нравится, особенно, когда они оценивают друг друга. Различные формы работы и приемы, используемые на уроке, говорят о профессионализме и методической грамотности педагога. Спасибо Вам Ольга Анатольевна за грамотный, содержательный урок!
Ольга Викторовна Смольянова # 24 сентября 2017 в 12:46 0
Очень понравился конспект урока. Каждый этап продуман и подробно расписан. Всё логически связано и работает на реализацию поставленных целей. Можно использовать при работе с любым учебно-методическим комплексом. Спасибо!
Екатерина Александровна Симанова # 10 марта 2018 в 23:08 0
Благодарю за конспект урока. Хорошая мотивация учеников при помощи стихотворения, возьму себе на заметку. Интересно построена структура урока, на каждом этапе расписана цель, ученики вовлечены в практическую деятельность на протяжение почти всего времени. Используются различные формы и методы.
Наталья Александровна Сергеева # 1 октября 2018 в 20:11 0
Форма и содержание урока,смена видов деятельности способствуют прочному усвоению учащимися 1 класса составных частей задачи, сравнительный анализ текстов позволяет детям понять, какой текст является задачей,а какой- нет. На каждом этапе урока прослеживается системно-деятельностный подход. Спасибо за такой продуманный конспект урока.