Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие сказки вы сочинили? Расскажите.
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.
— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— Кто может прочитать один?
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, вы только что прочитали скороговорку. На что похож ее сюжет? (Па сказку.)
— Как называется раздел, который мы изучали? («Здравствуй, сказка!»)
— Сегодня на уроке мы проверим полученные знания. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, анализировать прочитанные произведения.
V. Работа по теме урока
— Узнайте сказку по первым строчкам.
(После ответа детей учитель открывает на доске запись с названием сказки, без автора.)
Знаешь сказку про деда и бабу
И Курочку Рябу?
Если ты ее знаешь.
Могу я
Рассказать тебе сказку другую...
(С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».)
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика — лубяная... (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве... (Л. Пантелеев. «Две лягушки».)
Жила-была женщина. День и ночь работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей... (Татарская народная сказка «Три дочери».)
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит... (Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха».)
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели... (С. Михалков «Сами виноваты».)
Давным-давно, говорят, жили два лентяя. Пошли они как-то в лес и увидели яблоню... (Татарская народная сказка «Два лентяя».)
— На какие группы можно разделить эти сказки? (Авторские и народные.)
Сказка |
|
Авторская |
Народная |
«Курочка Ряба и десять утят» (С. Маршак) |
«Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка) |
«Две лягушки» (Л. Пантелеев) |
«Три дочери» (татарская народная сказка) |
«Сами виноваты» (С. Михалков) |
«Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка) |
«Два лентяя» (татарская народная сказка) |
— Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской. (Народная сказка:
1) автор — народ;
2) первоначально создается в устной форме;
3) существует в нескольких вариантах;
4) время создания определить невозможно;
5) бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных. Авторская сказка:
1) автор — конкретное лицо (например, С. Маршак);
2) создается в письменной форме;
3) внесение изменений в содержание не допускается;
4) время написания известно;
5) не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической.)
VI. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте текст «Лиса и рак» в учебнике на с. 90—91.
— Что предложила раку лиса?
— Как рак перехитрил лису?
— Прочитайте следующий текст «Лисица» на с. 91.
— Что вы узнали о лисе?
— Сравните эти два текста и определите, какой текст может быть помещен в книгу сказок, а какой — в научную энциклопедию.
— Обоснуйте свой ответ. («Лиса и рак» — сказка. «Лисица» — научный текст.)
— Откройте творческую тетрадь на с. 40. Прочитаем три части сказки Р. Киплинга «Слоненок».
— Найдите начало сказки. Какие слова помогли вам в этом? (Давным-давно...)
— Расставим части текста по местам. Подберите иллюстрации к каждой части.
— Как вы думаете, чем закончилась сказка? Выберите один из трех вариантов.
• Нос Слоненка не изменился.
• Нос Слоненка превратился в хобот.
• Крокодил откусил Слоненку нос.
— Прочитаем заключительную часть сказки, проверим наши ответы.
VIII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?
— Чему учит эта сказка?
— Чем занимались на уроке?
— Чем отличаются авторские сказки от народных?
Домашнее задание
Озаглавить каждую часть сказки Р. Киплинга «Слоненок». Это будет план. Записать его в творческой тетради на с. 43.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Басни Крылова для детей 1 класса
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:56 0 | ||
|