Урок литературного чтения в 1 классе. Контроль и проверка результатов обучения. Маленькие и большие секреты страны Литературии

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Контроль и проверка результатов обучения

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно вслух по слогам и целыми словами; ориентироваться в прочитанных произведениях; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями и текстами для чтения по ролям, магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие сказки вы сочинили? Расскажите.

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.

— Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.

— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.

— Прочитайте быстро, еще быстрее.

— Кто может прочитать один?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, вы только что прочитали скороговорку. На что похож ее сюжет? (Па сказку.)

— Как называется раздел, который мы изучали? («Здравствуй, сказка!»)

— Сегодня на уроке мы проверим полученные знания. Будем продолжать учиться правильно и выразительно читать, отвечать на вопросы, анализировать прочитанные произведения.

V. Работа по теме урока

— Узнайте сказку по первым строчкам.

(После ответа детей учитель открывает на доске запись с названием сказки, без автора.)

Знаешь сказку про деда и бабу

И Курочку Рябу?

Если ты ее знаешь.

Могу я

Рассказать тебе сказку другую...

(С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят».)

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика — лубяная... (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве... (Л. Пантелеев. «Две лягушки».)

Жила-была женщина. День и ночь работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей... (Татарская народная сказка «Три дочери».)

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит... (Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха».)

Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели... (С. Михалков «Сами виноваты».)

Давным-давно, говорят, жили два лентяя. Пошли они как-то в лес и увидели яблоню... (Татарская народная сказка «Два лентяя».)

— На какие группы можно разделить эти сказки? (Авторские и народные.)

Сказка

Авторская

Народная

«Курочка Ряба и десять утят» (С. Маршак)

«Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка)

«Две лягушки» (Л. Пантелеев)

«Три дочери» (татарская народная сказка)

«Сами виноваты» (С. Михалков)

«Заяц и черепаха» (ингушская народная сказка)

«Два лентяя» (татарская народная сказка)

— Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской. (Народная сказка:

1) автор — народ;

2) первоначально создается в устной форме;

3) существует в нескольких вариантах;

4) время создания определить невозможно;

5) бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных. Авторская сказка:

1) автор — конкретное лицо (например, С. Маршак);

2) создается в письменной форме;

3) внесение изменений в содержание не допускается;

4) время написания известно;

5) не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической.)

VI. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст «Лиса и рак» в учебнике на с. 90—91.

— Что предложила раку лиса?

— Как рак перехитрил лису?

— Прочитайте следующий текст «Лисица» на с. 91.

— Что вы узнали о лисе?

— Сравните эти два текста и определите, какой текст может быть помещен в книгу сказок, а какой — в научную энциклопедию.

— Обоснуйте свой ответ. («Лиса и рак» — сказка. «Лисица» — научный текст.)

— Откройте творческую тетрадь на с. 40. Прочитаем три части сказки Р. Киплинга «Слоненок».

— Найдите начало сказки. Какие слова помогли вам в этом? (Давным-давно...)

— Расставим части текста по местам. Подберите иллюстрации к каждой части.

— Как вы думаете, чем закончилась сказка? Выберите один из трех вариантов.

• Нос Слоненка не изменился.

• Нос Слоненка превратился в хобот.

• Крокодил откусил Слоненку нос.

— Прочитаем заключительную часть сказки, проверим наши ответы.

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Какую сказку читали на уроке? Кто ее написал?

— Чему учит эта сказка?

— Чем занимались на уроке?

— Чем отличаются авторские сказки от народных?

Домашнее задание

Озаглавить каждую часть сказки Р. Киплинга «Слоненок». Это будет план. Записать его в творческой тетради на с. 43.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Басни Крылова для детей 1 класса

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Урок литературного чтения в 1 классе. Жили-были буквы

Сказы для 1 класса

Чешские песенки для детей в переводе Маршака

Светлана Владимировна Аносова # 16 сентября 2018 в 08:56 0
Спасибо за материал! Интересный творческий подход к изучаемому материалу.