Цели: познакомить учащихся с буквой ы; учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твёрдые — мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание; воспитывать терпимость к чужому мнению.
Формируемые УУД: устанавливать причинно-следственные связи; составлять высказывания о своей мотивации в освоении знаний; строить модели слов самостоятельно и в группе.
I. Включение в учебную деятельность
— С какими звуками вы уже познакомились?
— Какие буквы вам знакомы?
— Покажите их.
— Почему на ленте букв в учебнике на с. 31 буква и стоит отдельно от букв а, о?
— Подготовим руку к письму. Выполните горизонтальное и вертикальное штрихование собак нас. 19 тренажёра.
— Напишите элементы букв над рисунком.
— Придумайте клички животным, которые могут начинаться со звука [и] или содержать этот звук в середине слова. (Изюм, Ириска, Алиса.)
— Обведите изображённые под рисунком предметы по контуру. Используйте цветные карандаши.
II. Развитие речевого аппарата
(Ученики выполняют задания 1—3 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 18.)
III. Актуализация знаний
(Составление рассказа по иллюстрациям на с. 31 к сказке «Лиса и журавль». Но сначала учитель читает сказку.)
— Какой эпизод из сказки описан на первой иллюстрации?
— Опишите внешний вид журавля и лисы.
— Чему удивился журавль на второй иллюстрации?
— Почему он не смог угоститься кашей из тарелки?
— Кто же съел всё угощение?
— Как поступила лиса по отношению к журавлю?
— Как журавль проучил лису?
— Почему они обиженные разошлись в разные стороны? (Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля».)
— Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
— Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
— А может, надо так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса — из кувшина?
Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Фонетическая зарядка
— Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
— Произнесём хором скороговорку.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
VI. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком [ы]
— Проанализируем слова «Мила» и «мыла».
— Чем различаются их схемы?
— Чем различаются слова «Мила» и «мыла»?
— Какой звук указал нам на мягкость согласного звука [м’]?
— Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м]? Произнесите его.
— Что вы можете сказать о звуке [ы]? (Поётся, тянется, произносится голосом без преград.)
— Какой одинаковый звук есть в словах «дым», «рыбы», «сыры», «рысь»?
— Откройте учебник на с. 33. Как называются предметы, изображённые под буквой в красной рамке?
— Почему под рисунками шаров расположены разные схемы слов? (Потому что в слове «шар» один слог, а в слове «шары» два слога.)
— Выполните звуковой анализ слова «шар».
— Какой гласный звук в нём есть?
— Почему мы его называем гласным звуком?
— Выполните слого-звуковой анализ слова «шары».
— Какой последний звук в этом слове вы назвали?
— Это гласный или согласный звук?
— Почему вы решили, что его нужно отнести к группе гласных звуков?
— Ответьте на вопросы в синих рамочках на с. 33. (Этот звук всегда гласный, может быть ударным или безударным.)
2. Знакомство с буквой ы
— Опишите внешний вид буквы ы.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
(Дети проговаривают скороговорку «Пыхтит, как пышка, наш пухлый Мишка».)
— В каких словах вы услышали звук [ы]? (Пыхтит, пышка, пухлый.)
— В каком слове новый звук ударный?
— Прочитайте с доски с различной интонацией предложения, состоящие из одной буквы.
Ы. Ы. Ы. Ы! Ы! Ы! Ы? Ы? Ы?
— Напишите эту букву в тренажёре на с. 23.
— Вылепите букву из пластилина.
(Ученики выполняют задания 5—8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 18, 19. В задании 7 нужно соединить пары листиков с одинаковыми буквами, но по-разному расположенными (ыи — иы), в задании 8 — заполнить модели слов, разделить на слоги, место гласных звуков закрасить красным карандашом. Затем дети составляют рассказ «Оловянный солдатик и мыши» по иллюстрации на с. 32 учебника. Анализируют одно-два предложения.)
— Из чего сделаны колёса у тележки? (Из дерева.)
— Как вы думаете, где происходит действие? (В подвале.)
— Что есть в этом подвале? (Много продуктов питания. Сыр, колбаса, молоко в крынке и т. д.)
— Сколько вы видите мышей? (Всего семь мышей: пять мышат и их родители.)
— Чем заняты мышата?
— Опишите их внешний вид.
— Какие у них уши?
— Опишите внешний вид оловянного солдатика.
— У кого из персонажей на рисунке есть головные уборы?
— В каких словах нашего рассказа есть звук, с которым мы сегодня познакомились? (Мыши, часы, сыр, кувшины, головные уборы, стены, уши.)
— Проанализируйте предложение «Мыши лакомятся сыром».
— Разделите на слоги слова «часы», «кувшин», «колбасы», «бутыли», «стены». Назовите ударный слог.
— Какой звук есть во всех этих словах? (Звук [ы].)
— Прочитайте стихотворения на с. 32.
— Подчеркните простым карандашом в первом стихотворении все встретившиеся буквы и, о, а, ы.
— Во втором стихотворении обведите кружком все буквы и, о, а, ы.
— Ответьте на вопрос под красным кружком внизу с. 32. Напомните мне: что обозначает красный кружок в начале предложения? (Задание читает учитель.)
— Сравните печатную и письменную буквы ы на с. 9 прописей (Пр. 1).
(При работе с Пр. 2: с. 10, 11 тетради 2.)
— Кто пришёл на урок, чтобы помочь вам разобраться с тем, как нужно писать букву ы?
— Что в руках у повара? (Кусок сыра.)
— На что похожи элементы буквы ы? (На вишенку с листиком.)
Начинаем писать букву ы, как строчную букву и, — от верхней
линии рабочей строки, ведём на себя. Чуть не доводя до нижней линии строки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы, делаем маленькую петлю, не касающуюся написанной черты. Потом ведём линию вверх, доводим до верхней линии рабочей строки. Далее, не отрывая руки, пишем черту с закруглением внизу.
— Обведите букву ы в словах «мыши», «шары» внизу страницы.
(Безотрывное написание букв на свободной строке в нижней
Аа Оо Ии аи ао аы ыи
— Вернёмся на с. 33 учебника. Чем занят мальчик, изображённый на рисунке? (Отпускает шары в полёт.)
— Какого цвета шары?
— Придумайте мальчику имя.
— Какое у него настроение?
— По каким признакам вы определили, что настроение хорошее?
— Кто хочет прочитать стихотворение над рисунком с шарами?
— Встретилась ли вам буква ы в начале слов или предложений? В русском языке нет имён нарицательных, которые начинаются со звука [ы], а в других языках есть: у киргизов, казахов, туркменов. В нашем языке есть имена собственные, начинающиеся с буквы ы, например: возвышенность Ыджыдпарма на Северном Урале.
— Прочитайте внизу с. 33 вывод о букве ы. Постарайтесь его запомнить.
— На свободных строчках прописей на с. 9 потренируйтесь писать по три раза сочетания букв Оа, Аи, ыи, Иы.
VII. Физкультминутка
VIII. Закрепление изученного
— Образуйте множественное число от данных слов.
Лев — ... (львы);
шкаф — ... (шкафы);
зонт —... (зонты);
стол —... (столы);
сыр —... (сыры);
пол —... (полы).
(На доске схемы слов «дыра», «мыло», «рыбак», «рытвина», «лыко».)
— Вставьте изученные вами буквы в схемы слов.
— Сравните схемы слов «лыко» и «мыло».
(Слого-звуковой анализ слов «мыши», «шары».)
— Выполним задание в верхней части с. 34 учебника.
— Как вы понимаете смысл слова «много»?
— Какие предложения вы составите по рисунку? (В кукольном театре много кукол. Клоуны выступают в цирке. Куклу с голубыми волосами зовут Мальвина.)
— Где выступала Мальвина?
— Кто из вас бывал в кукольном театре?
— Где чаще всего выступают клоуны? (В цирке.)
— Кто из вас смотрел представления в цирке?
— Что вам больше всего запомнилось?
— Какие номера понравились?
— Кто из вас слышал о дрессировщиках братьях Запашных? О том, как правильно дрессировать зверей, дрессировщик
— Теперь задание для тех, кто уже умеет читать. Найдите синий ромбик. Прочитайте слова вслух.
— Они даны в единственном числе или во множественном?
— Подберите к словам, стоящим в единственном числе, слова во множественном числе.
— Произнесите их чётко по слогам.
— Что у них общего? (В конце слов один и тот же звук [ы].)
В следующем задании авторы учебника предлагают вам поиграть: кто больше назовёт слов с гласными звуками, которые мы уже изучили? Они обозначены буквами в красных прямоугольниках.
— Сопоставьте слова: «мишка» — «мышка».
— Чем слова различаются этим слова и чем похожи?
— Как звучит первый согласный звук в слове «мишка»? (Мягко.)
— Каким цветом мы его обозначим? (Зелёным.)
— Какой звук следует за ним?
— Теперь измените слово так, чтобы первый звук звучал твёрдо. (Мышка.)
— Какой звук появился после [м]?
Итак, сделаем вывод: после твёрдых согласных пишется буква ы, после мягких — буква и.
— Откройте прописи (Пр. 1) на с. 10. Рассмотрите строчку в верхней части страницы. Что интересного вы заметили? (Написание строчных букв и, ы похоже. Второй элемент одинаковый.)
— Напишите по образцу элементы букв.
— А теперь напишите строчные буквы и, ы в той последовательности, которая указана в образце.
— Допишите в словах буквы ы, и.
— Чем похожи и чем различаются слова мышка и мишка? Проанализируйте и сравните.
(При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с. 10, 11 тетради 2.)
— Составьте связный рассказ по иллюстрациям на с. 35.
— К какой сказке они нарисованы? (К сказке «Курочка Ряба».)
— Во что одеты дед и баба?
— В какой сказке вы уже встречали героев, обутых в лапти?
— Как одним словом можно назвать дедушку и бабушку? (Старики.)
— На чём старики сидят?
— Из чего изготовлены скамья и стол?
— Что делают дед и баба? (Дед и баба сидят на скамеечке и ждут, когда Курочка Ряба снесёт яичко.)
— Где сидит Курочка?
— Как она выглядит?
— Что изображено на втором рисунке? (Бабушка от удивления всплеснула руками, а удивлённый дед показывает на золотое яйцо пальцем. Яичко оказалось золотым.)
— Что вы видите на третьем рисунке? (Дед молотком бьёт по яйцу. У бабы в руке деревянная скалка.)
— Что изображено на последнем рисунке? (Лед и баба горько плачут: мышка хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.)
— Отгадайте загадки. Выделите звук [ы].
1. Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы.)
2. Что выше крыши,
Ловчее мыши? (Дым.)
IX. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам урок?
— Что вам показалось сложным на уроке?
— Чему вы научились легко и быстро?
— Как вы понимаете смысл пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!