Урок обучения грамоте. Звук и буква Х. Школа России. Закрепление

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Звуки [X] И [X']. Буква X

Цели:

обучающие - учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания;

воспитывающие - воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, чувство ответственности;

развивающие - развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: «Азбука» Н. В. Нечаевой и др., рисунок: царь Каравай и девочка Галя; серия рисунков о том, как выращивают хлеб; корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе), плакат для физкультминутки для глаз.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку:

Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего она любила... А что любила - прочитайте (запись на доске):

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

- Назовите одним словом. (Фрукты.)

- Скажите первые буквы, и вы получите имя девочки. (Галя.)

- Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:

КАРАВАЙ. (Открывается рисунок.)

- Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьезную работу.

II. Чтение, наблюдение над словами.

- Каравай дает первое задание:

Прочитайте названия жителей его страны:

БУЛКИ

ПИРОГИ

КАЛАЧИ

БАРАНКИ

ЛЕПЕШКИ

ПРЯНИКИ

БАТОНЫ

- Назовите одним словом. (Хлеб.)

- Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на -и (-ы), они обозначают много предметов.)

- Как вы думаете, на что же указывает буква -и или -ы в конце? (Ответы детей.)

Вывод: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания -и (-ы).

- Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: река, книга, лон, лес. (Обратить внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я.)

Второе задание. Прочитайте слова:

ХЛЕБ

ХЛЕБНЫЙ

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

НАХЛЕБНИК

Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Определение значений слов, составление словосочетаний.

Физкультминутка

1. Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают.)

2. Из зернышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх.)

3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками.)

4. Удобряют и защищают с самолета от вредителей. (Изображают самолет.)

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн. (Имитация всех действий.)

6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.

7. Из муки замешивают тесто.

8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.

(Физкультминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)

III. Работа по «Азбуке» (с. 127, текст «Там, где хлеб растет»),

- Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)

Физкультминутка

IV. Работа над прочитанным.

- Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?

Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:

АВТОБУС

ТРАМВАЙ

МОЛОКОВОЗ

ТРОЛЛЕЙБУС

ТРАКТОР

ГРУЗОВИК

КОМБАЙН

САМОЛЕТ

- Какие правила дорожного движения необходимо помнить на дороге?

- Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей. (Тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик.)

V. Обобщение.

- Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей... Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)

- Прочитаем вывод, который записан на с. 128, вверху. (Жужжащее чтение; индивидуальное.)

- Как вы понимаете эти слова?

Домашнее задание:

- На прощание Каравай подарил всем корзину с баранками, но это не простые баранки, а с заданиями. На красных баранках - задания потруднее, на желтых - полегче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок и пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!