Цели: формировать у учащихся умения располагать слова в алфавитном порядке, работать с орфографическим словарём; развивать речь, логическое мышление, внимание.
Формируемые УУД: добывать информацию из справочных книг; работать со словарём; классифицировать слова.
Пропедевтика: алфавитный порядок слов.
I. Включение в учебную деятельность
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
— Посмотрите вокруг. Видите ли вы предметы, которым вы не можете дать название, которые вам незнакомы?
Каждое дерево, каждый цветок, каждый предмет имеет своё название. И все эти слова можно найти в словарях русского языка. Словарей тоже очень много: орфографический, толковый словарь, словарь синонимов...
(Учитель называет словари и показывает их детям, организует выставку словарей. Желательно подарить на этом уроке каждому ребёнку словарь.)
Если вам незнакомо слово, обращайтесь к словарям, они вас никогда не подведут.
— А умеете ли вы быстро искать слова в словарях?
II. Постановка целей и определение темы урока
— Отгадайте загадки.
1. На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
2. Чёрные, кривые,
От рожденья все немые.
А как только встанут в ряд —
Сразу все заговорят. (Буквы.)
— Что такое алфавит?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
III. Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 27.)
— А теперь напишем красиво каждую букву русского алфавита.
IV. Работа по теме урока
— Объясните смысл пословицы «Азбука — к мудрости ступенька».
— Предлагаю вам игру «Танины игрушки».
(На карточках записаны слова — названия игрушек. Необходимо поставить их в алфавитном порядке.)
Кукла, мяч, ведро, барабан, ёжик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигрёнок, кран, пазлы, козлик, собачка, енот.
— Какие буквы пропали из алфавита?
(Запись на доске.)
Ё Й У Е Н Ш Щ З Ъ Ф В А Р О Л Ж Э Я Ч М И Т Б Ю
— Надо записать буквы в алфавитном порядке, и тогда станет ясно, какие буквы нужно дописать.
— Запишите имена ваших близких родственников, расположив их в алфавитном порядке.
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом следующем слове первую букву.
чайка (зайка, сайка, майка, байка, пайка, лайка)
борт (торт, порт, сорт, корт)
роза (коза, лоза, поза, доза)
— Найдите в словаре значение слов «байка», «пайка». Каким словарём для этого мы воспользуемся? («Толковым словарём русского языка».)
— С чего начнём поиски слова в словаре?
— За какой буквой в словаре следует буква б? буква п?
— Прочитайте значения этих слов в словаре.
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
— Вспомните героев сказки «Репка». Сможете вы расставить их в алфавитном порядке?
Урок письма «Звонкие и глухие согласные в конце слова», 1 класс. Конспект
Урок письма, 1 класс. Заглавная буква в словах. Конспект урока
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Урок письма «Безударные гласные в корне слова», 1 класс. Школа России. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!