Цели:
1. Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м’].
2. Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
5. Учить детей сотрудничать.
I. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.
На листе ватмана написана загадка:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
После того как загадка отгадана, лист переворачивается: на его обратной стороне нарисован гриб.
- Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.
Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы - гриб.
II. И вот мы в лесу. (Открывается доска с изображением леса.) Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды...
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
- Ты кто? - спросил грибенка зверек.
- Я лисичка, - ответил грибенок.
- Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
- Ты все перепутал, - ответил грибенок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке...
Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.
- Что за «лисички» встретились?
- Кто из них прав? (Оба по-своему?)
- Почему же лисички не поняли друг друга?
Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.
- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей.)
- Да потому, что грибы растут только в лесу.
На доске написан текст:
Гриб - дитя леса. В степи нет грибов... Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса...
Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик. (Текст читает учитель и хорошо читающие дети.)
Выпишите в тетради названия грибов (самостоятельная работа детей).
Проверка
- Почему их так назвали? (Ответы детей.)
- Кто из вас ходил в лес за грибами?
- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибниц.)
- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)
Физкультминутка
Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.
Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели... Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку... Пошли дальше.
Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку...
Полная корзинка.
Работа в тетрадях для печатания
Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.
- А это кто нам встретился в лесу?
- Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)
Штриховка
Работа в прописях
Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?
- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?
(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)
Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей...
- Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь малина? Я хотел сказать. «Лучше нашей...(мамы)».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню...
- А про что?
- Ну, хотя бы про мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы !
- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий ...
- Айболит! - закричал медвежонок.
- Да не Айболит, а ...(муравей). Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает!
Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м]. Какой это звук? (Согласный, звонкий.) Докажите.
Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м’].)
Звуки [м] [м’] записываются буквой...(М).
Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив. Сравнение букв: М м и Мм. Письмо в прописях: ммм МММ
Физкультминутка для рук и глаз
Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой «М»
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.
Самостоятельная работа: букварь
1. Какие грибы здесь спрятались?
2. Сделай рисунки одинаковыми.
3. Угадай слова:
ЛА__ МУ__ НО__ РЫ__
ЛИ__ МИ__ НИ__ РИ__
После выполнения самостоятельной работы дети обмениваются буквариками и проверяют работу друг друга (взаимопроверка).
Итог урока. Наше путешествие завершилось. Кому было интересно? Какие открытия вы сделали? Что особенно запомнилось?
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России
Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!