Урок путешествие по обучению грамоте в 1 классе

Конспект интегрированного урока – путешествия, 1 класс. Тема: Согласные звуки [М] [М’], буквы М м. Многозначные слова

Цели:

1. Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м’].

2. Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

5. Учить детей сотрудничать.

Ход урока

I. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

На листе ватмана написана загадка:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

После того как загадка отгадана, лист переворачивается: на его обратной стороне нарисован гриб.

- Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы - гриб.

II. И вот мы в лесу. (Открывается доска с изображением леса.) Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды...

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

- Ты кто? - спросил грибенка зверек.

- Я лисичка, - ответил грибенок.

- Вот здорово, - обрадовался зверек, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

- Ты все перепутал, - ответил грибенок, - охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке...

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

- Что за «лисички» встретились?

- Кто из них прав? (Оба по-своему?)

- Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.

- Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? (Ответы детей.)

- Да потому, что грибы растут только в лесу.

На доске написан текст:

Гриб - дитя леса. В степи нет грибов... Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса...

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик. (Текст читает учитель и хорошо читающие дети.)

Выпишите в тетради названия грибов (самостоятельная работа детей).

Проверка

- Почему их так назвали? (Ответы детей.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибниц.)

- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)

Физкультминутка

Идем в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку (несколько движений), умылись (имитация), оделись, взяли корзинки и пошли.

Идем по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки (имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели... Присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше. Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку... Пошли дальше.

Еще гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку...

Полная корзинка.

Работа в тетрадях для печатания

Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

- А это кто нам встретился в лесу?

- Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)

Штриховка

Работа в прописях

Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?

- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?

(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)

Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей...

- Малины! - заорал Миша.

- Да при чем здесь малина? Я хотел сказать. «Лучше нашей...(мамы)».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню...

- А про что?

- Ну, хотя бы про мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы !

- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий ...

- Айболит! - закричал медвежонок.

- Да не Айболит, а ...(муравей). Айболит лечит зверей, а муравей - лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает!

Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м]. Какой это звук? (Согласный, звонкий.) Докажите.

Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м’].)

Звуки [м] [м’] записываются буквой...(М).

Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив. Сравнение букв: М м и Мм. Письмо в прописях: ммм МММ

Физкультминутка для рук и глаз

Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой «М»

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.

Самостоятельная работа: букварь

1. Какие грибы здесь спрятались?

2. Сделай рисунки одинаковыми.

3. Угадай слова:

ЛА__ МУ__ НО__ РЫ__

ЛИ__ МИ__ НИ__ РИ__

После выполнения самостоятельной работы дети обмениваются буквариками и проверяют работу друг друга (взаимопроверка).

Итог урока. Наше путешествие завершилось. Кому было интересно? Какие открытия вы сделали? Что особенно запомнилось?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!