Цели: познакомить со школой, с учебными кабинетами; объяснить правила поведения в раздевалке, столовой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать инструкциям поведения в раздевалке, столовой.
Оборудование: памятки для каждого ученика.
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем;
Там пишут и считают,
Рисуют и играют. (Школа.)
— Ребята, на прошлом уроке мы учились задавать вопросы. А какие вопросы вы бы хотели задать о нашей школе?
(Учащиеся задают вопросы.)
Сегодня я постараюсь ответить на все ваши вопросы. Мы с вами отправимся в путешествие по школе. Начнем путешествие с нашего класса, а затем отправимся на экскурсию по школе.
— Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу.
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с правилами поведения при входе в школу
— Кто вас встречает у входа? (Дежурные учителя.)
— Учителя рады, что вы пришли в школу. Что вы им говорите? (Здравствуйте.)
Вежливость с детства,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
— А какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда говорим его другим людям? (Желаем здоровья.)
— Послушайте стихотворение.
(Стихотворение может прочитать подготовленный ученик.)
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит — будь здоров.
Правило запомни,
Знаешь — повтори:
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
2. Игра «Доскажи словечко»
— А теперь поиграем. Я начну читать стихотворения, а вы закончите.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... («Добрый день»).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:... («Спасибо»),
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... («Здравствуйте!»)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «Простите нас,... (пожалуйста)».
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят:... («До свидания»).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю:... («Пожалуйста»),
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
3. Практическая работа
Я рада, что в нашем классе такие вежливые ученики. В школе есть правило: ученики должны здороваться со всеми взрослыми. Это могут быть учителя, гости, родители. Здороваться в школе следует в любом случае. Этим вы желаете здоровья окружающим, а также демонстрируете свою вежливость и воспитанность. Если ваш учитель стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ним одним: «Здравствуйте, Мария Павловна!» Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!» Когда вы входите в класс, нужно сначала поздороваться с учителем, а потом не забыть поздороваться с товарищами.
- Кто может показать, как это надо делать?
(Желающие показывают, как утром входить в класс, здороваясь со всеми.)
4. Знакомство с правилами поведения в раздевалке
— Итак, вы зашли в школу, поздоровались. Куда вы идете дальше? (Мы проходим в раздевалку, чтобы снять верхнюю одежду.)
— А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке? Почему? (Иногда кто-то толкается, мешает, разбрасывает свои вещи.)
— Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
(Учащиеся вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. Учитель может задать следующие вопросы: «Ходят ли наши ученики по упавшей одежде?», «Как надо поступить, чтобы этого не было?» При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учителю следует предложить: «Давайте не будем называть имена нарушителей, так как эти дети - мы в этом уверены — скоро научатся себя вести».)
- Ребята, а я уже видела, как один ученик помог другому повесить куртку. Хорошо это или плохо? (Хорошо, потому что надо помогать друг другу.)
— А если ученик еще мал ростом и не может достать до вешалки, и ему никто не помогает, как он может поступить? (Попросить кого-то о помощи.)
(Разыгрывается ситуация: кто-то не может повесить пальто и вежливо просит о помощи.)
— А теперь давайте перечислим правила поведения в раздевалке.
Памятка. Правила поведения в раздевалке
1. Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
2. Варежки, перчатки положи в карман, головной убор — в рукав.
3. Одежду вешай аккуратно.
4. В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
5. Увидел упавшую одежду — подними.
6. В карманах ничего не оставляй.
7. Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
IV. Физкультминутка
Игра «Ледышка, картошка и бабочка»
— Скажите, если вы в руках подержали ледышку, и руки замерзли, как их надо после этого согреть? (Ответы детей.) Можно просто подышать в ладони.
(Учащиеся делают ладони чашечкой и дышат на них.)
— А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступить? (Ответы детей.)
Картошку нужно просто отбросить от себя, чтобы не обжечься. (Учащиеся делают движения пальцами, как будто что-то отбрасывают.)
А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо.
(Учащиеся поднимают ладони кверху.)
— А теперь мы поиграем в такую игру: если я произнесу слово «ледышка», вам надо подышать на руки, «картошка» — отбросить ее, «бабочка» — поднять ладони вверх.
(Учитель по несколько раз называет слова в разном порядке, а учащиеся выполняют соответствующие движения.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с правилами поведения в столовой
— А теперь отправимся в самое «вкусное» место в школе. Как вы думаете, ребята, куда? (В школьную столовую.)
— Давайте поиграем: покажем, как идем в столовую.
Как в столовую идем?
— Вот так.
(Маршируют на месте.)
А как тихо идем?
— Вот так.
(Идут на носочках.)
А как руки моем?
— Вот так.
(Показывают.)
А как едим в столовой?
— Вот так.
(Показывают.)
А как жуем?
— Вот так.
(Показывают.)
А что говорим после обеда?
— Спасибо!
— Ну, вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?
— Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
(Можно взять интервью у школьного повара. Вопросы могут быть такими: «В котором часу вы приходите на работу, чтобы приготовить завтрак учащимся?», «Сколько стаканов, вилок, ложек и тарелок вам нужно вымыть за день работы?», «Сколько теста нужно замесить, чтобы испечь то количество пирожков, которое продают в столовой за день?», «Сколько раз за день вы слышите слово «спасибо»?» Далее учитель читает запоминал очки, которые помогут учащимся быстрее запомнить правила поведения в столовой.)
В столовой есть закон такой —
Руки мой перед едой!
Очень пища хороша —
Кушай пищу не спеша!
Если будешь все съедать —
Шанс учиться есть на «пять»!
Ты поел? Чиста тарелка?
Отнеси ее скорей-ка!
Уходя, скажи спасибо
Тем, кто стол накрыл красиво!
— А теперь сами назовите уже известные вам правила поведения в столовой. (Ответы детей.)
Главное — вести себя за столом так, чтобы другим было приятно есть с тобой рядом. Нужно очень аккуратно и бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду.
(Можно разыграть несколько сценок, иллюстрирующих разное поведение за столом, чтобы дети запомнили, как следует себя вести во время еды.)
Памятка. Правила поведения в столовой
1. Входить в столовую надо организованно.
2. Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
3. Перед едой всегда мой руки.
4. Не разговаривай во время еды.
5. Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
6. После еды убирай за собой посуду.
7. Уходя, скажи спасибо тем, кто тебя накормил. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение
Г. Остера «Советы наоборот».)
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
О соседские штаны.
— Так ли нужно вести себя за столом? А как поступить правильно?
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел — и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
2. Экскурсия в раздевалку и столовую
(Во время экскурсии следует повторить изученные правила.)
VI. Подведение итогов урока
— Ребята, вам понравилось наше путешествие?
— Вы хорошо запомнили правила, которые мы сегодня изучили? Наша школа большая, и мы познакомились только с некоторыми правилами. На следующем уроке мы продолжим путешествие по школе.
(Памятки с правилами учитель может раздать учащимся или повесить их в классном уголке.)
Дополнительный материал
***
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном,
Его зовут... А впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего».
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он вам знаком,
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... мы скажем вам «спасибо».
***
«Здравствуйте!» —
Поклонившись, мы друг другу сказали.
«Здравствуйте!»
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
К истокам слова
«Здравствуйте!» Это приветствие появилось от выражения «Я здравствую тебя», т. е. «желаю тебе здоровья». Слово «здравствуйте» очень старое, оно связано со словом «дерево». Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево — как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным, крепким.
Синонимы: здравствуй(те), здорово (прост.), здравия желаю (желаем), привет (разг.), приветствую (вас), мое (наше) почтение (устар.).
Антонимы: до свидания, прощай.
Когда так говорят?
Да здравствует... — пожелание успеха, процветания. Да здравствует мир во всем мире!
Предложения, тексты
«Здравствуйте!» Кажется, это, на первый взгляд, простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. (По А. Цветову)
***
Говорю по-прежнему
Я с улыбкой, вежливо
«Здравствуйте» всем людям
Или «добрый день».
Встречные прохожие
Отвечают мне:
«Здравствуй, здравствуй, мальчик».
Или «добрый день».
В. Кодрян
Цели: продолжить знакомство со школой; объяснить правила поведения в библиотеке, актовом зале.
Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать инструкциям поведения в библиотеке, актовом зале.
Оборудование: памятки для каждого ученика.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Ребята, вспомните, куда мы путешествовали на прошлом уроке. (В раздевалку, в столовую.)
— Давайте вспомним правила поведения в этих местах.
(Учащиеся по очереди называют правила поведения.)
III. Самоопределение к деятельности
— Ребята, а как вы думаете, есть ли в нашей школе еще какие-то помещения? (Да.)
— Хотели бы вы там побывать? (Да.)
— Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке? (Продолжим экскурсию по школе.)
Правильно. Молодцы. Итак, мы снова отправляемся в путешествие.
IV. Работа по теме урока
Знакомство с правилами поведения в библиотеке
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы отправимся сначала.
Комната — хранилище,
Царит в ней тишина.
Там много интересного
Узнаешь для себя. (Библиотека.)
— Для чего в школе нужна библиотека? (Ответы детей.)
Старайся побольше узнать
Лягушка книжек не читала,
И хоть заданья выполняла,
Училась слабо. И подружка
Такой совет дала лягушке:
«Меня послушай, дорогая,
Я абсолютно твердо знаю:
Пятерки хочешь получать —
Так больше книг должна читать.
Ты каждый раз в часы досуга
За чтение садись, подруга,
Немного книжку почитай —
Умнее будешь, так и знай!»
— В библиотеке находятся настоящие сокровища. Отгадайте, какие.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет.
Без языка, без голоса,
А все расскажет.
- Кто догадался, о чем шла речь в этих загадках? (О книге.)
Главное сокровище библиотеки — книга, источник знаний.
Книга поможет узнать обо всем:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В веселых стихах о разных часах,
О числах и счете тоже прочтете.
Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Но может случиться так, что книга «заболеет».
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Берегите книги! Это главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам.
С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, ведь их потом будут читать другие ребята. Когда вы берете библиотечную книгу домой, вы становитесь ее полноправным хозяином: ровно на десять дней она ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать и перечитывать книгу. А если вам вдруг захочется нарисовать или записать что-то, когда вы читаете книгу, сделайте это в своем альбоме или тетрадке. Не разбрасывайте книги: они могут потеряться. Для библиотечных книг у себя дома определите постоянное место: это может быть ваш стол или полка в книжном шкафу. В назначенный срок книгу надо вернуть: она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать — не беда. Зайдите в библиотеку и попросите продлить срок.
Песня библиотечных книг
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут.
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
С. Маршак
— Кого зовут в библиотеку? Почему?
— Почему книжки стали калеками?
— Как в библиотеке могут помочь таким книжкам?
Библиотека. В зале тишина.
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая,
Которым жизнь навеки продлена.
— В библиотеке есть читальный зал. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей.)
— А как правильно вести себя в библиотеке? (Ответы детей.)
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге — чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна.
— А теперь давайте повторим правила поведения в библиотеке.
Памятка. Правила поведения в библиотеке
1. В библиотеке соблюдай порядок, веди себя тихо, громко не разговаривай.
2. Войдя, поздоровайся с библиотекарем, а получив книгу, обязательно скажи спасибо.
3. Книгу бери только чистыми руками.
4. В книге не загибай углы, пользуйся закладкой.
5. Если книга повреждена, «подлечи» ее.
6. Библиотечные книги береги особенно, так как они предназначены для многих людей.
V. Физкультминутка
Игра на внимание «Колпак мой треугольный»
(Во время игры учитель читает текст, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами. В итоге жестами заменяется весь текст. Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный — показывают руками треугольник, он — показывают на другого, не — мотают головой.)
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если он не треугольный,
значит, он не мой колпак.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с правилами поведения в актовом зале
В школе есть еще одно важное помещение. Это актовый зал. Туда мы с вами будем ходить на концерты, праздники, спектакли.
— Как вы думаете, как следует вести себя в актовом зале? (Ответы детей.)
Памятка. Правила поведения в актовом зале
1. На праздник приходи в праздничной одежде, подтянутым, причесанным, в начищенной обуви.
2. Спокойно, не мешая окружающим, займи свое место; не толкайся, не старайся бежать впереди всех, чтобы сесть раньше других.
3. В ожидании начала праздника или концерта проявляй терпение. Можно разговаривать, но нельзя кричать, толкаться, бегать.
4. Как только объявят о начале представления, прекрати все разговоры, внимательно смотри и слушай.
5. Не переходи с места на место и не уходи до окончания мероприятия.
6. Не смейся, если на сцене что-то не ладится, возникла какая-то неловкость (например, если выступающий забыл текст, смутился, упал во время танца).
7. После окончания, не толкаясь, выйди из зала спокойно. Не торопись, не забудь поаплодировать артистам.
2. Экскурсия в библиотеку и актовый зал
(Во время экскурсии учащиеся повторяют правила поведения.)
VII. Подведение итогов урока
— Что вы запомнили из нашего путешествия?
(Памятки учитель может раздать детям или повесить в классном уголке.)
Дополнительный материал
«Библио» в переводе с греческого означает «книга», а «тека» — «хранилище». А знаете, сколько лет в мире существуют библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте — написанные на папирусе (растение, произрастающее на реке Нил), в Междуречье — на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Первые библиотеки в нашей стране появились во времена Киевской Руси. В летописи сказано, что князь Ярослав Мудрый в 1037 г. собрал в Киеве многих писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг «князь положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в «Геннадиевской библии» (Новгород, XV в.). На полях рукописи возле незнакомого иностранного слова стоит более известное россиянам - «книжный дом».
***
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Все лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто все — гляди:
Везде ряды замков висят —
Снаружи и внутри.
И, связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте.
Один лишь ключ, что у меня,
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те — книг ряды,
Мой ключ — уметь читать.
Е. Федорин
Автор: Максимова Т. Н.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»
Нет комментариев. Ваш будет первым!