Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Русские народные песни

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку. (Несколько ответов.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст. Как выдумаете, что это? (Колыбельная.)

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни —

Сон придет веселый,

Куклы — малые они

И не ходят в школу.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? {Прочитать только русские буквы.)

— Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).

SYWCTNIHOE HWISAPLODAHISOE VTSBOLP4SECSWITBHOS.

(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)

— Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

— Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

V. Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.

— Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

— Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

VI. Физкультминутка

(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Дети показывают.)

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

(Дети показывают.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети скачут.)

Кто-то зайку напугал —

Зайка прыг — и убежал.

(Дети садятся.)

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение песен о солнышке, весне

1. Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

 

2. Весна-красна,

На чем пришла?

— На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

— А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

 

3. Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

 

4. Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

2. Знакомство с песнями в учебнике

(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)

— Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.

— Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

— Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

— Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18—19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)

— Кто из вас помнит, какие песни пели вам?

— Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.

3. Работа с иллюстрациями

— Рассмотрите иллюстрации на с. 16—20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами народного творчества познакомились на уроке?

— В какие времена пели эти песни?

— Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

1. Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.

2. Попробовать сочинить колыбельную песню.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!