УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку. (Несколько ответов.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте текст. Как выдумаете, что это? (Колыбельная.)
Баю, кукла, баю-бай.
Завтра в школу маме.
Ты сегодня не играй,
Спи, не будь упрямой.
Спи, хорошая, усни —
Сон придет веселый,
Куклы — малые они
И не ходят в школу.
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? {Прочитать только русские буквы.)
— Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).
SYWCTNIHOE HWISAPLODAHISOE VTSBOLP4SECSWITBHOS.
(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)
— Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)
— Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)
V. Работа по теме урока
В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.
— Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)
А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
— Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)
VI. Физкультминутка
(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)
Зайка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(Дети показывают.)
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
(Дети показывают.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Дети скачут.)
Кто-то зайку напугал —
Зайка прыг — и убежал.
(Дети садятся.)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение песен о солнышке, весне
1. Солнышко-ведрышко,
Прогляни, посвети
На веточку зеленую,
На яблоньку высокую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
2. Весна-красна,
На чем пришла?
— На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
— А мы весну ждали,
Клочки допрядали.
3. Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните, не ленитесь.
А обжавши нивку,
Пойте, веселитесь!
4. Дождик, дождик, посильней,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
2. Знакомство с песнями в учебнике
(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)
— Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.
— Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)
— Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.
— Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18—19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)
— Кто из вас помнит, какие песни пели вам?
— Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.
3. Работа с иллюстрациями
— Рассмотрите иллюстрации на с. 16—20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)
Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— С какими жанрами народного творчества познакомились на уроке?
— В какие времена пели эти песни?
— Какая из них вам особенно понравилась?
Домашнее задание
1. Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.
2. Попробовать сочинить колыбельную песню.
Автор: Кутявина С. В.
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Нет комментариев. Ваш будет первым!