Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Скороговорки, считалки, небылицы

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.

Оборудование: карточки у учащихся (текст для речевой разминки, тексты малого литературного жанра).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение потешек и прибауток из учебника, а еще про щенка (собственного сочинения).

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст, записанный на доске. Догадайтесь, что это. (Это скороговорка, ноу нее есть автор.)

Живут у меня кукушки —

Варят галушки,

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки —

Пестрые кукушки!

Э. Красноруцкий

— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:

1. Везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

Все в сугроб...

 

2. Шел Егор

через двор

с топором

чинить забор.

 

3. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

IV. Введение в тему урока

— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

V. Работа по теме урока

— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)

— Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.) Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22. (Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)

— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

— Я вас познакомлю еще с одной небылицей.

(По карточкам читают дети, или учитель, или подготовленный ученик.)

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

— Попробуйте представить, что это быль. В чем разница? Что исчезло? (Стало не смешно, исчезли юмор, веселое настроение.)

— Сделайте вывод: для чего придумывали небылицу? (Для веселья и смеха.)

VI. Физкультминутка

(Учитель выбирает сову, т. е. водящего, который садится на стул.)

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Дети ходят по классу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.)

VII. Закрепление изученного

(Работа в парах.)

— Сейчас вы получите карточки с текстом. Прочитайте текст, определите, к какому жанру устного народного творчества он относится.

(Ученики получают карточки и работают с ними 2—3 минуты.) Информация для учителя

Проверку можно организовать следующим образом: учитель называет жанр, а те, кому дан такой текст, поднимают руку. По очереди читают выразительно, остальные определяют, верный ответ или нет.

1. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

 

2. Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре — большие болтушки.

 

3. Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

 

4. Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

 

5. На пригорке у Егорки

Есть конек-горбунок.

Кто коня запряжет,

Нам подарки привезет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляйся запрягать!

 

6. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

 

7. Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,

На головушку и сели.

 

8. В лесу есть ворота.

Филины и совы

Берегут засовы.

В каждой щелке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить —

Тому водить.

 

9. — Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.

 

10. Спи, усни, Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

Зипун — в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без воротника.

11. Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную;

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

 

12. Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье.

(Ответ. Русские народные песни — 11, 12; колыбельные — 3, 10; потешки и прибаутки - 6, 7; считалки - 5, 8; небылицы - 1, 9; скороговорки — 2, 4.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за..

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?

— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц нас. 22-23.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Создание воспитательной среды в начальных классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!