УМК Л. Ф. Климановой
Материал рассчитан на 2 урока
Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Гуси-лебеди», карточки с кроссвордами.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение сказки «Каша из топора» по ролям.
III. Речевая разминка
— Научитесь читать красиво, без ошибок.
Утка моя, селезнюха моя.
Не летай за реку,
Не клюй песку, не тупи носку!
Селезень — самец утки.
IV. Введение в тему урока
— С какими видами сказок мы познакомились на уроках? (Бытовыми, о животных.)
~ Вспомните названия сказок и определите их вид. (Дети перечисляют прочитанные сказки.)
— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Посмотрите ее (или послушайте) и определите вид этой сказки.
V. Работа по теме урока
(Учитель включает видео- или аудиозапись сказки.)
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— К какому виду сказок мы ее отнесем?
— Что же в этой сказке волшебного?
VI. Физкультминутка
Хлопай-топай
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец —
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите этот танец
И танцуйте целый год!
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение сказки и словарная работа
(Сначала учащиеся читают сказку, затем проводится словарная работа.)
Причитывать — причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь.
Кликать — громко звать.
Кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи.
Веретено — приспособление для получения нити из шерсти.
Устьице — отверстие в печи.
2. Кроссворд по сказке
По горизонтали:
2. Жанр произведения «Гуси-лебеди». (Сказка.)
3. Персонаж, который сначала встретился девочке. (Печка.)
4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-яги. (Мышка.)
6. То, что предложила поесть речка. (Кисель.)
7. Место, где оказался украденный братец девочки. (Избушка.)
8. Персонаж, который встретился девочке после печки. (Яблоня.)
9. То, что предложила поесть печка. (Пирожок.)
10. Персонаж, который встретился девочке после яблони. (Речка.)
По вертикали:
I. То, что дала девочка мышке. (Кашка.)
5. То, что родители обещали купить девочке. (Платочек.)
(Ключевое слово — то, которое девочка на обратном пути говорила всем: спасибо.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Докажите, что она волшебная.
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Перечитать сказку «Гуси-лебеди», подготовить безошибочное чтение.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку.
У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
III. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы продолжим работу по сказке «Гуси-лебеди», определим признаки сказки.
IV. Работа по теме урока
1. Деление сказки на части, подготовка к пересказу
— Дома вы должны были прочитать сказку. Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно разделить сказку на части, озаглавить их. (На доске начало и конец плана.)
1. Гуси-лебеди унесли братца.
2. Девочка бросилась догонять гусей.
3. …
4. …
5 …
6 …
7 …
8. Возвращение домой.
Информация для учителя
Дети зачитывают отрывки по плану и называют все пункты. Удачные названия учитель записывает на доске. Например:
3. Встреча с печкой.
4. На пути — яблонька.
5. Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
6. В избушке Бабы-яги.
7. Мышка помогает девочке.
2. Пересказ сказки по плану
(Используется получившийся план.)
V. Физкультминутка
Хлопай-топай
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец —
«Хлопай-топай»,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите этот танец
И танцуйте целый год!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Определение основных признаков сказки
— С чего начинается сказка? (Жили-были мужик да баба.) Это зачин. (Дети записывают в тетрадях.)
— К какому виду сказок мы ее отнесли? (Волшебная сказка.)
— Какие волшебные предметы есть в сказке?
— Найдите в сказке троекратный повтор.
— Где в сказке добро, а где зло?
— Что победило?
Признаки сказки (запись в тетрадях):
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
2. Обсуждение сказки
— Ребята, вдумайтесь в название сказки. Что это за птицы — гуси-лебеди?
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 51. Какие чувства вызывает она у вас?
— Назовите действующих лиц сказки. Кто из них вам больше всего понравился и почему?
— Подумайте, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец».
(Обсуждение поведения девочки в начале и в конце сказки.)
— Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
(Проверочную работу провести на этом этапе урока или на следующем уроке.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Почему произошло несчастье, кто виноват?
— Когда и почему девочка меняется к лучшему?
— Назовите основные признаки сказки.
Домашнее задание
Сделать рисунок и подготовить пересказ сказки «Гуси-лебеди».
Автор: Кутявина С. В.
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Создание воспитательной среды в начальных классах
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!