УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы.
Оборудование: портреты писателей, сборники их стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, кроссворд).
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
В. Голяховский
— Какие слова выдумал поэт?
— Как надо произносить эти слова?
— Что мы представляем, когда выделяем звук [ш]?
(Чтение стихотворения хором с разной интонацией.)
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» наизусть.
— Кто из вас нашел окончание этого стихотворения? (Учитель или дети читают.)
Выйдешь — поневоле
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
IV. Работа по теме урока
1. Стихотворение А. Толстого
(Учитель читает стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» на с. 72.)
— Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?
— Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.
— Какое слово помогает представить осенние листья?
— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Материал для учителя
Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - русский писатель, граф. Он родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и А.А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.
2. Стихотворение С. Есенина
(Учитель читает стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая...» на с. 73.)
— Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?
— Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?
— Какое настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Материал для учителя
Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — выдающийся русский поэт. Родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея — послали в Рязань на заработки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С.А. Есенин в автобиографии, - толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
V. Физкультминутка
Рыбки
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение В. Брюсова
(Учитель читает стихотворение «Сухие листья...» на с. 74.)
— Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.
— Какие сочетания слов повторяются?
— Прочитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.
(Дети читают стихотворение выразительно.)
Материал для учителя
Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.
Отец В.Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.
2. Стихотворение И. Токмаковой
— Последнее стихотворение, над которым мы сегодня поработаем, — «Опустел скворечник...» И. Токмаковой. Запомните, как правильно произносится слово «скворечник»: чн — [шн].
(Учитель читает стихотворение «Опустел скворечник...» на с. 75.)
— Понравилось вам стихотворение?
— Грустное оно или нет?
— Зачем в строке «Всё летят, летят...» слово «всё»?
— Как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?
— Прочитайте стихотворение вполголоса.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
(Дети читают стихотворение — сначала тихо, затем громко и выразительно.)
Материал для учителя
Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 г. в Москве. Ее отец был инженером-электриком, а мать — детским врачом и заведующей Домом ребенка.
Писать стихи Ирина Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача.
Лебедев-Кумач — автор слов многих известных песен: «Священная война» («Вставай, страна огромная...»), «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Песенка о капитане» из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Капитан, капитан, улыбнитесь...»), «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» («Нам песня строить и жить помогает...») и др.
Стихи Ирины Петровны, тогда — девочки Ирины, попали к Лебедеву-Кумачу, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.
3. Кроссворд «Осень»
— Проверим, внимательны ли вы были на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
2. ... (Туча) небо кроет,
Солнце не блестит.
3. Ох и хитрые... (грибочки)!
Где же спрятались они?
4. ... (Стаи) птиц улетают
Прочь, за синее море.
5. Опустел... (скворечник) —
Улетели птицы...
6. Я заглядывал под кочки,
Под березовые... (пни).
7. Под тусклым ветром
сухие... (листья),
Кружась, что шепчут,
что говорят?
По вертикали:
1. Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
... (Журавли) летят.
(Ключевое слово: осень.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 72—75).
2. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.
Автор: Кутявина С. В.
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!