Урок литературного чтения на тему «Осенние листья», 2 класс. Школа России

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы.

Оборудование: портреты писателей, сборники их стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, кроссворд).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и ребенок.

В. Голяховский

— Какие слова выдумал поэт?

— Как надо произносить эти слова?

— Что мы представляем, когда выделяем звук [ш]?

(Чтение стихотворения хором с разной интонацией.)

III. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали...» наизусть.

— Кто из вас нашел окончание этого стихотворения? (Учитель или дети читают.)

Выйдешь — поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь — через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

IV. Работа по теме урока

1. Стихотворение А. Толстого

(Учитель читает стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» на с. 72.)

— Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.

— Какое слово помогает представить осенние листья?

— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - русский писатель, граф. Он родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и А.А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.

2. Стихотворение С. Есенина

(Учитель читает стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая...» на с. 73.)

— Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?

— Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

— Какое настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — выдающийся русский поэт. Родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея — послали в Рязань на заработки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С.А. Есенин в автобиографии, - толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

V. Физкультминутка

Рыбки

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение В. Брюсова

(Учитель читает стихотворение «Сухие листья...» на с. 74.)

— Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

— Какие сочетания слов повторяются?

— Прочитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.

Отец В.Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.

2. Стихотворение И. Токмаковой

— Последнее стихотворение, над которым мы сегодня поработаем, — «Опустел скворечник...» И. Токмаковой. Запомните, как правильно произносится слово «скворечник»: чн — [шн].

(Учитель читает стихотворение «Опустел скворечник...» на с. 75.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Грустное оно или нет?

— Зачем в строке «Всё летят, летят...» слово «всё»?

— Как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

— Прочитайте стихотворение вполголоса.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

(Дети читают стихотворение — сначала тихо, затем громко и выразительно.)

Материал для учителя

Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 г. в Москве. Ее отец был инженером-электриком, а мать — детским врачом и заведующей Домом ребенка.

Писать стихи Ирина Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача.

Лебедев-Кумач — автор слов многих известных песен: «Священная война» («Вставай, страна огромная...»), «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Песенка о капитане» из кинофильма «Дети капитана Гранта» («Капитан, капитан, улыбнитесь...»), «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята» («Нам песня строить и жить помогает...») и др.

Стихи Ирины Петровны, тогда — девочки Ирины, попали к Лебедеву-Кумачу, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.

3. Кроссворд «Осень»

— Проверим, внимательны ли вы были на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2. ... (Туча) небо кроет,

Солнце не блестит.

 

3. Ох и хитрые... (грибочки)!

Где же спрятались они?

 

4. ... (Стаи) птиц улетают

Прочь, за синее море.

 

5. Опустел... (скворечник) —

Улетели птицы...

 

6. Я заглядывал под кочки,

Под березовые... (пни).

 

7. Под тусклым ветром

сухие... (листья),

Кружась, что шепчут,

что говорят?

По вертикали:

1. Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

... (Журавли) летят.

(Ключевое слово: осень.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 72—75).

2. Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!