Цели: развивать психические познавательные процессы: внимание, речь, мышление, воображение, творческие способности; активизировать познавательную деятельность; расширять знания о правилах вежливого обращения; формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной, различать место непроизносимого согласного, положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Тип урока: урок изучения нового материала на проблемной основе.
Методы: словесный (объяснение, работа с учебником), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, метод стимулирования и мотивации.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, но я уверена, что вы справитесь с ними.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
Вв Лл Тт Дд
Учитель ведёт показ правильного написания букв и соединений, комментируя действия.
2. Работа со столбиками слов.
- Отправляемся в путь. Внезапно начался шторм! Вот первое испытание.
Чтобы успокоить море, необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.
АРБУЗ ШУБКА
ХЛЕБ ТРАВКА
ВЕТЕР ВЬЮГА
- Какое слово «лишнее» в 1-м столбце? (Ветер.) Во 2-м столбце? (Вьюга.)
- Как проверить парную согласную?
- Запишите слова с проверочными словами. (Арбуз - арбузы, хлеб - хлеба, шубка - шуба, травка - трава.)
- С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!
IV. Изучение нового материала.
1. Наблюдение над непроизносимыми согласными в слове.
- Море успокоилось, и на горизонте показался остров.
Рисунок с изображением острова крепится на доске.
- Давайте поприветствуем остров.
- Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте.)
Учитель крепит карточку с представленным словом на доску.
- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним...
Карточки с предоставленными словами учитель крепит на доску.
- Посмотрите на слова. Что необычного в них?
- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?
- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?
- Тема нашего урока - «Непроизносимые согласные».
2. Формулирование правила.
- Запишите в столбик слова с непроизносимыми согласными.
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки.
Чтение сказки.
Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звездный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется? (Ответы учащихся.)
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
(Надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
- Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Рядом, в скобках, напишите проверочное слово.
Сахарный тро..ник, изве..ный писатель, яро..ный крик, капу..ный лист, ус..ный журнал, парус..ный спорт, чудес..ное утро, искус..ный мастер, звез..ный час, грустные глаза, вкус..ная еда, веселый праздник.
Проверка.
Сахарный тростник (трость), известный (весть) писатель, яростный (ярость) крик, капустный (капуста) лист, устный (уста) журнал, парусный (паруса) спорт, чудесное утро (чудеса), искусный (искусен) мастер, звездный (звезда) час, грустные (грусть) глаза, вкусная (вкусен) еда, веселый праздник (сл. сл.).
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
(Чуть приподнять перед собой руку - так, чтобы кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю.
(Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
Их в лукошко собираю.
(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой, тоже сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко,
Я поем еще чуть-чуть.
(Одной сложенной ладошкой сымитировать лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Легким будет к дому путь!
(Сымитировать ножки - средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
2. Словарная работа.
- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их для вас.
• Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз? (Лестница.)
- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?
• Скоро Новый год. Это веселый... (праздник).
Запись словарных слов.
- Как проверить непроизносимую согласную?
Слушание песенки «Непроизносимые согласные» из передачи «Радионяня» (автор музыки Савельев Б. И.).
VI. Итог урока.
- С какими согласными мы познакомились?
- Почему их так назвали?
- Как проверить слово с непроизносимой согласной?
VII. Рефлексия.
- У каждого на парте - бумажное солнышко. Чего не хватает у него?
- Если вы поняли, как проверять непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.
- А теперь покажите ваши солнышки.
Домашнее задание: составить предложения со словарными словами.
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Глагол как часть речи. Школа России
Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Урок русского языка в 3 классе. Предложения с прямой речью
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Имя прилагательное. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!