Цели:
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С. Пушкина.
А еще сегодня мы будем делать следующее:
а) здесь вы побываете корректорами;
б) здесь вы перенесетесь в старину;
в) здесь вы станете писателями.
А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
Будьте внимательны:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет.
Это пролог к поэме «Руслан и Людмила». Ваша задача - найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время - 1 минута.
Проверка - устно.
На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощь 1, 2, 3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.
КАРТОЧКА-ПОМОЩЬ № 1
Определи, что обозначают найденные обстоятельства.
1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
2. Обстоятельства времени: днем, ночью.
3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно.
Проверка - устно.
Посмотрите на доску, здесь загадка № 2:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче».) Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2.) Из каких? (Слова автора, слова рыбки.) Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
А наша задача, цель урока - учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
- Чьи это слова: «Чего тебе надобно, старче?» (Слова рыбки.)
- Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: «приплыла рыбка, спросила» - слова автора.)
- Где стоят слова автора? (В начале предложения.)
- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? (Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора - двоеточие.)
- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик - устаревшее уважительное обращение к старому человеку.)
Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо.) Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.
Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (не является членом предложения).
Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми, если оно в середине предложения. Чего, старче, тебе надобно?)
Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение.)
Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью.
1. Две части (слова автора, прямая речь).
2. Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.
3. Заключается в кавычки.
4. После слов автора - двоеточие.
Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью. (Показ схем на магнитной доске.) Удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?
А сейчас нас ждет новая встреча.
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо».
Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (Нет, так как отсутствуют слова автора.) Исправьте ошибку. Помните слова автора?
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали...»
Запись в тетради, один человек исправляет на доске.
А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь. (Спросила, отвечает, сказала.) Такие глаголы принято называть глаголами говорения.
Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала... говорила, говорила... Это обедняет речь.
Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей. (Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала). Проверка и дописывание.
Составим с одним-двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А. С. Пушкина. (Проверка.)
А теперь еще две сказки, узнали, какие?
И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает .
Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами. 1-й вариант - «Сказка о мертвой царевне», 2-й вариант - «Сказка о попе и работнике его Балде». Проверка на доске, расстановка знаков с объяснением.
Постепенно мы добрались до последней сказки.
Воевода говорит, что петушок опять кричит.
Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке».)
А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью? (По смыслу - речь уже в искаженном виде, не дословно передана. По знакам препинания - записана в форме сложного предложения.)
Косвенная речь передает содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл ), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
Запишите данное предложение.
Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, 1-я часть - нераспространенное, 2-я часть - распространенное, так как есть второстепенный член - обстоятельства образа действия.)
А теперь запишите это предложение, как у А. С. Пушкина, т. е. как предложение с прямой речью. Запись в тетрадях, исправление на доске.
Наш урок подошел к концу.
Что вы хотите сказать об уроке?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили?
Кому понравилось, как он работал?
Кто считает, что работал не в меру своих сил?
Дома: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А. С. Пушкина и запишите к ним схемы.
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Глагол как часть речи. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Имя прилагательное. Школа России
Конспект урока «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!