Конспект урока «Род имен существительных», 3 класс. Школа России

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Род имён существительных

Цели: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; формировать умения согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных; развивать логическое мышление, речь, умение в определении рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности.

Оборудование: учебник русского языка, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Минутка чистописания.

1. Письмо букв.

к II н II к II н

2. Письмо предложения.

Сказка - ложь, да в ней намёк...

Учитель ведёт показ написания букв и соединений, комментируя выполнение.

III. Этап подготовки к восприятию нового материала.

- Начнем мы урок со сказки.

Учитель читает сказку.

Как у существительных род появился

В замке жили слова - существительные. Они были сначала все очень похожими. Да такими похожими, что даже королева их путала.

Однажды королева издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден. Срок на выполнение - месяц».

Жили в другом королевстве умные муж и жена. Прибыли они в королевство и принялись за работу. Решили они слова поделить между собой.

Прошел месяц. Пришла королева к ним. Женщина сказала королеве, какие слова она забрала. Мужчина сказал, какие он забрал. Вот некоторые из них.

Учитель демонстрирует учащимся таблички-слова:

- А остальные остались ничьи.

Учитель демонстрирует таблички-слова:

- Так слова-существительные были поделены на три группы.

Почему женщина забрала эти слова? Мужчина? А какие слова в 3-й группе? (Потому что эти слова можно заменить словами она, он, оно.)

- У нас получились 3 группы слов. Каждая группа имен существительных относится к определенному роду. Давайте попробуем дать название каждой группе слов. Для слов, которые забрала женщина, какое название рода подходит? (Женский.) А для слов, которые забрал мужчина? (Мужской.)

Учитель над табличками крепит надписи-обозначения: «Ж. р.», «М. р.», «Ср.р.».

- Род - грамматический признак имени существительного.

- Есть 4 страны, в языке которых нет понятия рода: Англия, Армения, Узбекистан, Татарстан.

- Над какой темой мы будем работать на уроке?

Ответы учащихся.

- Для чего нужно изучать род существительных?

Ответы учащихся.

- Как вы думаете, как определить род существительных?

Ответы учащихся.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

1. Работа над правилом.

- К именам существительным женского рода можно подставить сочетание слов «она - моя»; к именам существительным мужского рода можно подставить сочетание слов «он - мой», к именам существительным среднего рода можно подставить сочетание слов «оно - моё».

- Есть стихотворная форма этого правила (правило написано на доске).

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род: «Оно - моё!»

Это правило твоё!

- Перечислите слова-названия предметов ж. р., м. р., ср. р, которые находятся в классе.

Ответы учащихся.

2. Работа с текстом.

Текст записан на доске.

Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением дятла.

На дерево сел дятел. Спинка черная. На голове красное пятно. На крыле белая полоска. Весь пестрый, поэтому пестрым дятлом и назвали.

- Запишите в 3 столбика слова из текста.

Текст у каждого ученика находится на парте. Один из учащихся читает предложения и определяет род существительных.

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

1. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт листы с представленными заданиями для каждого ученика.

Взаимопроверка. Правильные ответы учитель вывешивает на доске.

I вариант

• Определите род имён существительных.

II вариант

• Подчеркните имена существительные среднего рода.

Ласка, клей, ручка, воля, карандаш, окно, зерно, лист, дом, слово.

III вариант

• Подчеркните одной чертой имена существительные женского рода, двумя чертами - имена существительные мужского рода.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте на полях в тетради знак «+».

Пальчиковая гимнастика

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения: сжимание - разжимание кулачков.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнём.

2. Фронтальная работа.

На доске записаны слова:

- К какой части речи относятся слова в левом столбике? (Имена существительные.)

- Определите род. (Лес - м. р., дорога -ж. р., озеро - ср. р.)

- К какой части речи относятся слова правого столбика? (Имена прилагательные.)

- Что обозначает прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета.)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какое? Какая? Какие?)

- Правильно записаны словосочетания? (Нет.)

- Как записать правильно? Соедините линией имена существительные и соответствующие им имена прилагательные.

Чтение правила:

Имена прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имена существительные.

3. Словарная работа.

1) Игра «Угадай предмет».

- Я называю прилагательные, а вы называете предмет, который описан, и определяете его род. Имена существительные запишите в тетрадь.

• Высокая, стройная, белоствольная - ... (берёза).

• Полосатый, сладкий, красный - ... (арбуз).

• Подземное, быстрое - ... (метро).

2) Работа над словосочетаниями.

- Я называю слово существительное, а вы подбираете к нему прилагательные. Запишите словосочетания и определите род.

Яблоко (какое?) ..., ... (красное, сладкое, круглое, крупное).

Лисица (какая?) ..., ... (рыжая, пушистая, хитрая).

- Запишите словосочетания, дописав окончания прилагательных.

Молоко вкусн.. (-ое).

Сосна высок., (-ая).

Ветер сильн.. (-ый).

VI. Этап контроля знаний учащихся.

Дифференцированная работа.

1-я группа - определить род существительных.

Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага небо.

2-я группа - дописать имена существительные, определить род.

Цветная ..., ... .

Вкусное ..., ... .

Красивый ..., ... .

Широкий ..., ... .

Узкая ..., ... .

3-я группа - дописать окончание прилагательных и определить род существительных.

Рыженьк.. белочка (...).

Сер.. волк (...).

Высок.. дерево (...).

Холоди.. вода (...).

Мягк.. диван (...).

Проверка.

3-я группа. Рыженькая белочка (ж. р.). Серый волк (м. р.). Высокое дерево (ср. р.). Холодная вода (ж. р.). Мягкий диван (м. р.).

VII. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?

- В начале урока мы отвечали на вопрос «Зачем надо знать РОД?». А как бы вы сейчас ответили на него?

- Как определить род существительного?

VIII. Рефлексия.

- Скоро Новый год. Принято наряжать ёлку и зажигать на ней огоньки, мы их сейчас зажжём:

• Красные - «Хочу знать больше».

• Оранжевые - «Хорошо, но могу лучше».

• Синие - «Пока испытываю трудности».

Учащиеся крепят бумажные кружки на изображение ёлки.

Домашнее задание: выписать из текста художественного произведения 5 имён существительных ж. р., м. р., ср. р; выучить правило.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Имя прилагательное. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Глагол как часть речи. Школа России

Урок русского языка в 3 классе. Предложения с прямой речью

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект урока «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!