План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Сборники произведений о природе

Конспект урока литературного чтения «Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать мотивированный интерес к книге и чтению; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь; соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации; отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); учить находить информацию в журнале; сравнивать журналы; работать с книгой и журналом (находить нужную книгу, журнал в библиотеке; прогнозировать произведение по обложке, учить находить нужное произведение в книге, в журнале).

Планируемые результаты: предметные: определять основную мысль произведения и последовательность событий в тексте, находить необходимую информацию в книге; метапредметные: ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги, журналы по обложке, сравнивать разные книги; личностные: обобщать информацию на основе фактов, составлять собственный текст по итогам исследования.

Оборудование: книги и детские журналы (учащиеся заранее находят и читают стихи и рассказы о природе разных писателей и поэтов; одно (внепрограммное) учат наизусть (это может быть стихотворение любимого поэта); учитель готовит стихи, загадки о природе; одно стихотворение тоже учит наизусть).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Вороненку гнездо — родимая хата.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

— Прочитайте их орфографически (орфоэпически; шепотом; громко).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Ребята, рассмотрите нашу выставку. Что объединяет все книги и журналы? Как ее можно назвать?

— Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если развели, то обязательно его хорошо затушить. Если увидели гнездо, нив коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его. И т. д.)

- Можете ли вы предположить, какая будет тема урока?

— Определите цели и задачи. Чему вы хотите научиться? На какие вопросы ответить?

IV. Работа по теме урока

1. Работа с выставкой книг

— По первым буквам каждого слова расшифруйте, что здесь написано. (Гусь, лягушка, улитка, хомяк, аист, рыба — глухарь.)

уГьс, кугашяЛ, каиУтл, оХкям, тиАс, бАры.

— Где мы можем найти произведения о глухаре? (В художественной и справочной литературе, в детских журналах.)

— Пользуясь представленной литературой, составьте рассказ об этой птице.

2. Рассказ о глухаре

Глухарь — одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с загадками и стихами

— Разгадайте загадки.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы.)

 

В бору, на яру

Стоит мужичок —

Красный колпачок. (Гриб.)

 

На пеньке живет семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя. (Опята.)

 

Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит. (Ветер.)

По какому признаку мы можем объединить все эти загадки? (Они о природе.)

— Еще раз рассмотрите книги, представленные на выставке. Что их объединяет? Чем они различаются?

— Какие из них научно-познавательные, а какие художественные? Как это можно доказать?

— По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы?

— Расскажите о своей книге.

(Учащиеся представляют любимые книги.)

— А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку. Вспомните, как их надо читать.

(Выступления детей.)

— Я тоже приготовила к уроку стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте и вы его.

Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка,

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой — зима, а лето — летом,

А весна — так в щебете скворцов!

Если осень — ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Все спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках...

М. Зайцев

— Чем восхищается поэт? (Временами года.)

Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое.

2. Литературная викторина «Времена года»

— О каких временах года писали поэты?

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит. (О весне. Ф. Тютчев «Весенняя гроза».)

 

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. (О зиме. А. Пушкин «Зимний вечер».)

 

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (Об осени. М. Лермонтов «Осень».)

 

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем...

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба! (О лете. А. Майков «Летний дождь».)

 

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись. (О весне. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...».)

 

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно... (О зиме. И. Суриков «Зима».)

 

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (О весне. А. Плещеев «Весна».)

— Молодцы. А какое любимое время года у вас? Поднимите руки, кому нравятся все времена года.

— А кому лето? зима? весна? осень?

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

Гляжу не нагляжусь на русское раздолье.

Желанней и родней не знаю я земли.

Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

И детства боль, и в небе журавли... Россия,

Россия — нет слова красивей.

Любуюсь я тобой, дыханье затая.

Россия, Россия, Отчизна милая моя!

В ромашковом снегу широкая дорога —

По ней отец ушел в свинцовую пургу.

И памятник ему, торжественный и строгий,

Стоит теперь на волжском берегу.

Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.

Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,

А в трудный час я жизнь тебе отдам!

Ф. Лаубе

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что бы вы себя похвалили?

— На какие вопросы вы получили ответы?

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, какова основная мысль представленных произведений?

— Какие книги Тима Собакина вы нашли в библиотеке?

— Представьте свои иллюстрации к стихотворению «Песни бегемотов».

Домашнее задание

Читать произведения о природе. Принести свой любимый детский журнал. (Можно подготовить презентацию по нему.)

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 3 классе. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы

Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с учебником

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс. Перспектива. Волшебная сказка

Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»

Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение по разделу «Волшебная сказка»

Нет комментариев. Ваш будет первым!