Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение по разделу «Волшебная сказка»

Конспект урока литературного чтения «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.

Планируемые результаты: предметные: характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев, находить необходимую информацию в соответствии с заданием; метапредметные: ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; личностные: понимать смысл пословиц, соотносить пословицы с изучаемым материалом.

Оборудование: карточки с заданиями, магнитная азбука, выставка книг по разделу учебника.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какой раздел мы изучили? («Волшебная сказка».)

— Как иначе можно назвать этот раздел?

— Определите цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься?

III. Речевая разминка

— Узнайте героя и его сказку.

Мы из сказки — ты нас знаешь.

Если вспомнишь — отгадаешь!

А не вспомнишь — ну так что ж...

Сказку заново прочтешь!

Скок-поскок, скок-поскок -

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок).

 

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

И называется... («Три поросенка»).

 

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

 

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь - Царевна-... (лягушка).

 

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

 

«Не пей, Иванушка, если устанешь...»

А братец все выпил до донышка.

«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» —

Плачет... (сестрица Аленушка).

IV. Работа по теме урока

1. Что такое сказка?

— Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова и выражения.

Произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.

— Подумайте: не надо ли включить еще что-то в это определение? (Например: в сказке есть зачин, присказка и концовка.)

2. Зачин, концовка, присказка

— Определите зачины и концовки.

«За тридевять земель, в тридесятом государстве...» «Жили-были...»

«Стали они жить-поживать и добра наживать...»

«Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало...»

— Прочитайте еще раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в «Творческую тетрадь».

— Вспомните, что такое присказка. Прочитайте определение на с. 94 учебника, сравните со своим определением.

(Работа по заданию № 4 на с. 94 учебника.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа в группе

(Работа по заданию № 6 на с. 95 учебника.)

— Я буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить.

Труд человека кормит, а... (лень портит).

Раз соврал — навек... (лгуном стал).

Кто других не любит,... (сам себя губит).

Кончил дело — ... (гуляй смело).

Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет).

Худо тому, кто... (добра не делает никому).

Сам потерпи, а... (другого не выдай).

Учись доброму — ... (худое на ум не пойдет).

(Самостоятельная работа по заданию № 7 на с. 95 учебника.)

- Прочитайте текст задания № 8 на с. 95 учебника. Поразмышляйте над словами известного ученого Д. Лихачева и прокомментируйте его высказывание.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Мы обсудили много сказок. Какая из них понравилась вам больше и почему?

— Какие выводы вы для себя сделали?

Домашнее задание

Провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседовать об этом с родителями и друзьями. Совместно составить небольшой текст. Подтвердить свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»

Урок литературного чтения в 3 классе. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Сборники произведений о природе

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс. Перспектива. Волшебная сказка

Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с учебником

Нет комментариев. Ваш будет первым!